Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности ВНД человека






Общим и для человека, и для животного является наличие первой сигнальной системы. В данном случае анализу и синтезу подвергаются сигналы, предметы и явления внешнего мира.

У человека появляется вторая сигнальная система, где раздражителем и сигналом становится слово – слышимое, читаемое, произносимое. Анализ и синтез в данном случае становятся более сложными. Вторая сигнальная система социально обусловлена. Вне общения с другими людьми не развивается.

Речь – специфически человеческая функция, возникшая в процессе эволюции. Выделяют следующие формы речевой деятельности:

- акустическую – восприятие речи как звукового сигнала;

- оптическую – письменная форма речи;

- кинестезическую – работа мышечного аппарата.

Речь обеспечивает общение между людьми, служит для обмена информацией и побуждения к действию. Посредством слов человек познаёт предметы и явления внешнего мира без непосредственного контакта с ними, устанавливает связи и отношения. Речь является основой процесса мышления. Регулирующая функция речи проявляется в сознательных формах психической деятельности. Речь играет важную роль в развитии произвольного волевого поведения. От внешней регуляции поведения, обеспечиваемой коммуникативной функцией речи, ребёнок в процессе развития приобретает возможность преобразовывать внешние сигналы (приказы) во внутреннюю речь. С помощью внутренней речи человек сам может регулировать соё поведение. Она же является и средством мышления. Программирующая функция речи состоит в формулировании программ различных действий и поведения на основе внутренней речи.

Способность говорить и понимать речь связана с функцией речевого полушария. Вербальную деятельность локализовали у правшей исключительно в левом полушарии.

Выделяют три центра речи: речедвигательный (лобная доля), речеслуховой (височная доля), речезрительный (угловая извилина височной доли).

Правое полушарие тоже вовлекается в речевую функцию. Оно ответственно за интонацию, эмоциональную окраску и другие нелингвистические параметры речи. Правое полушарие ответственно и за зрительно-пространственный анализ вербального материала.

И.П. Павлов, исследуя особенности ВНД человека, выделил 3 типа:

1. Художественный – преобладание первой сигнальной системы, образное предметное мышление.

2. Мыслительный тип – преобладание второй сигнальной системы, абстрактное мышление.

3. Смешанный.

Нервная система пластична! В процессе воспитания и обучения свойства могут изменяться, но не кардинально.

Возрастные особенности условных рефлексов, типы ВНД ребенка: у новорождённых присутствуют только безусловные рефлексы, условные в первые месяцы жизни вырабатываются только на жизненно важные стимулы. Характерно непроизвольное внимание в виде ориентировочной реакции.

С первых дней жизни быстро возникает безусловное (внешнее) торможение. Дифференцировочное – с 3–4 месяцев. С 2–3 месячного возраста ориентировочные реакции приобретают черты исследовательского характера.

После 6 месяцев появляются первые признаки развития второй сигнальной системы, но слово ещё не выступает отдельным сигналом. Поэтому необходимо сочетание словесного обозначения предмета, явления, человека с их конкретным образом, сразу же давать правильные названия. Становление речевой функции требует определённой зрелости периферического аппарата – языка, мышц гортани, губ, их согласованной деятельности; и речевых и двигательных центров. Её интенсивное развитие идёт с 1 до 3 лет. В это время важна предметная деятельность: манипуляции с предметами и развитие мелкой моторики пальцев рук (тонкие движения). Нельзя сильно ограничивать двигательную активность.

В конце первого года жизни начинают вырабатываться первые стереотипы поведения, связанные с установлением режима дня. У ребёнка до 3 лет каждый последующий стереотип вырабатывается всё легче. Но нарушение последовательности действий в конкретном стереотипе ведёт к болезненному восприятию мира (капризы, плач). Речь и стереотипы формируются на ранних этапах благодаря подражательному рефлексу, особенно в дошкольном возрасте.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.