Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация решений






Способы воздействия на личность

1) Убеждение

Убеждение - это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки, соответствующие поставленной цели.

Критерием результативности убеждающего воздействия является убежденность - это глубокая уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Она позволяет принимать однозначные решения и осуществлять их без колебаний, занимать твердую позицию в оценках тех или иных фактов и явлений. Благодаря убежденности формируются установки людей, определяющие их поведение в конкретных ситуациях.

2) Внушение - это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом восприятии информации.

Вкушение не требует доказательств и логического анализа фактов и явлений для воздействия на людей, основывается на вере человека, складывающейся под влиянием авторитета, общественного положения, обаяния, интеллектуального и волевого превосходства одного из субъектов общения. Большую роль во внушении играет сила примера, вызывающая сознательное копирование поведения, а также бессознательное подражание.

 

3)Принуждение - насильственный метод воздействия на людей. Принуждение -- это крайняя форма психологического воздействия при отсутствии результатов иных форм воздействия, когда сотрудника заставляют выполнять определенную работу против его воли и желания.

Предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям, используя угрозу наказания или иного воздействия, способного привести к нежелательным для индивида последствиям. Этически оправданным принуждение может быть лишь в исключительных случаях.

4) Поощрение и наказание

Поощрение как метод управления -- это признание заслуг работника перед коллективом. Обычно это признание демонстрируется путем предоставления льгот, преимуществ, публичного оказания почета, повышения его престижа.

Вопрос2 Классификация управленческих решений

Классификация решений

Процесс управления отличается динамичностью. Измене­ния внешней и внутренней среды порождают необходимость принятия разнообразных управленческих решений. Основны­ми факторами, оказывающими влияние на организацию и фун­кционирование системы, являются технико-технологические, социально-экономические и региональные. В связи с этим вы­деляют две группы задач, требующих решения: функциональ­ные и ситуационные. Функциональные задачи обусловлены разделением труда в организации, полномочиями отдельных работников и носят в основном стандартный характер, ситуа­ционные — появляются в результате нарушений взаимодей­ствия подсистем и элементов в организации либо под влиянием вышеуказанных факторов.

По функциональному назначению - плановые, организационные, регулирующие, активизируя, контрольные Пример организационных решений - о создании акционерного общества, о распределении служебных обязанностей Координирующие решение в основном ма ають оперативный характер (распределение текущей работы среди исполнителей) Активизируя решение процессов управления Контролирующие решения направлены на оценку действий подчиненныхглих.

По характеру действий - директивные, нормативные, методические, рекомендательные, позволяющие, ориентирующие

Директивные решения разрабатываются вышестоящими органами управления по важным текущим и перспективным проблемам организации и являются обязательными для нижестоящих уровней управления Рекомендательные решения готовят дор Радча органы, их выполнение желательно, но не обязательно, поскольку они носят рекомендательный характер ориентирующей решения предназначаются для низовых уровней управления, которые действуют в условиях значительной свободы имеют прогнозный хаер.

По времени действия - стратегические, тактические, оперативные

Стратегические действия определяют основные пути развития организации, а тактические - конкретные способы продвижения по ним Так, решение организации выйти на внешний рынок является стратегическим, а решение о проведен ния отдельных мероприятий по повышению производительности труда - тактическим К оперативным относятся решения, которые ориентируются на требования сегодняшнегоня.

Стратегические решения принимаются на высшем уровне управления организацией, а тактические и оперативные - на низком Стратегические решения являются инициативными, которые под воздействием внешних факторов принимает на себя вы ище управленческое руководство организацией, т.е. берет на себя инициативу Тактические решения имеют характер предписания, так как конкретизируют указания вышестоящего руководствва.

По направлению влияния - внутренние и внешние

Внутренние решения принимаются непосредственно в организации и направлены на совершенствование работы по организации и оплаты труда, внедрения новой техники и технологии Внешние решения направляют ься на приспособление предприятия к изменениям внешней среды (повышение конкурентоспособности продукции, расширение доли рынка и др..).

По способу принятия - решение делятся на индивидуальные и коллективные Коллективные решения могут быть консультативными, совместимыми и законодательными (парламентскими)

Консультативные решения предусматривают, что лицо, его принимает, советуется с окружающими - подчиненными или экспертами, а затем с учетом высказанных рекомендаций осуществляет свой выбор Совместимые решения я принимаются в результате согласования со всеми участниками на основе консенсуса, а парламентские базируются на том, что большинство причастных к нему лиц выражает с ним соглашенийу.

По субъектом управления - выделяют решения государственных, хозяйственных, предпринимательских органов и общественных организаций Например, государственные органы реализуют решения путем принятия законодательных, организационных, распорядительных х документов и проведение организационной роботи.

По сроком принятия - выделяют долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и краткосрочные (до 1 года) решение Долгосрочные решения должны прогнозный характер, что обусловлено но видением будущего, которое выходит из условий и потребностей современного В результате эти решения могут быть нереализованными, если ситуация в будущем станет другой Среднесрочные решения отражают в обо тельным для выполнения планах и программах, в соответствии с которыми осуществляются конкретные практические меры Краткосрочные решения, обычно отражаются, как правило в устных и письменных приказах и распоряжениеннях.

По широте охвата - решение есть общие и специальные Общие решения касаются одинаковых проблем, относящихся к различным подразделениям организации (сроков выплаты зарплаты, распорядка рабочего д дня и др.) Специальные решения принимают по узким проблемам, которые относятся только к одному подразделения или группы работающих в немому.

По характеру определенности управленческие решения делят на запрограммированные и незапрограммированные К запрограммированных приводит логика развития ситуации, в связи с чем остается выбрать только момент начала ку действия, степень их интенсивности и другие параметры, которые оптимизируют результат Чаще всего такие решения принимают в стандартных ситуациях В противоположность этому незапрограммированные решения принимают в н еординарних обстоятельствах, они требуют индивидуального творческого подхода, который интегрирует опыт, результаты специальных исследований, искусство менеджерера.

По сфере реализации решения разделяют на связанные с производством, сбытом, научными исследованиями, кадрами и т.д.

По содержанию решения бывают техническими, экономическими, социальными Технические решения принимаются по объективным причинам факторов деятельности организации; экономические связанные с затратами, которые несет организации ия и определяемыми ими результатам, специальные принимают по условиям труда персонала, его оплаты, льгот и гарантиий.

По степени полноты информации управленческие решения делятся на принимаемые в условиях определенности, неопределенности и риска

По степени эффективности решения разделяют на оптимальные и рациональные

По методам подготовки решения делятся на креативные, авростични и репродуктивные

Классификация решений позволяет упорядочить их и выявить общие закономерности и характерные особенности, присущие отдельным их разновидностям Для каждого вида решений разрабатывают систему информации, ори иентуе руководителей и специалистов в подготовке решений, выборе лучшего варианта принятого и реализованного решениия.

Вопрос3Содержание основных фаз принятия и реализации решения

Фаза Содержание фазы
Сбор информации о возможных проблемах Наблюдение за внутренней средой организацииНаблюдение за внешней средой
Выявление и определение причин возникновения проблемы Описание проблемной ситуацииВыявление организационного звена, где возникла проблемаФормулировка проблемыОценка ее важности Выявление причин возникновения проблемы
Формулирование целей решения проблемы Определение целей организацииФормулировка целей решения проблемы
Обоснование стратегиирешения проблемы Детальное описание объектаОпределение области изменения переменных факторовОпределение требований к решениюОпределение критериев эффективности решения Определение ограничений
Разработка вариантов решения Расчленение задачи на подзадачиПоиски идей решения по каждой подзадачеПостроение моделей и проведение расчетовОпределение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме Обобщение результатов по каждой подзадаче Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче Разработка вариантов решения всей задачи
Выбор лучшего варианта Анализ эффективности вариантов решенияОценка влияния неуправляемых параметров
Корректировка и согласование решения Проработка решения с исполнителямиСогласование решения с функционально взаимодействующими службамиУтверждение решения
Реализация решения Подготовка рабочего плана реализацииЕго реализацияВнесение изменений в решение в ходе реализацииОценка эффективности принятого и реализованного решения

 

Технология управления принятием управленческих решений имеет следующий механизм [3, с. 43]:

- общее руководство принятия решений;

- правила принятия решений;

- планы в принятии решений;

- принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия;

- целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на равных уровнях);

- матричный тип взаимодействия.

Общее руководство принятием решений предполагает, что процесс принятия решений находится в руках одного линейного (общего) руководителя, который подчинен в свою очередь вышестоящему руководителю. Здесь создается иерархия в принятии решений по линейным должностям. Общий руководитель до принятия решения принимает предложения и выслушивает мнение не только непосредственных подчиненных, но и отдельных работников, которые высказывают его при заключении коллективных договоров, в которых интересы работников представляют профсоюзы.

Правила принятия решений или нормативы, разрабатываются и издаются самими организациями. В них формулируются действия, необходимые для реализации принятых решений в определенных условиях. Эти правила имеют целью осуществление координации между различными подразделениями и делятся на: оперативные, стратегические, организационные.

Оперативные правила обычно формируются в среднем управляющем звене в виде различных инструкций.

Стратегические правила обычно формируются на высшем уровне управления при участии среднего звена управления и не имеют временных ограничений.

Организационные правила основываются на местном или государственном законодательстве. Эти правила устанавливают права и ответственность сотрудников организации, а также размер дивидендов, оплату высших управляющих и премиальные выплаты, схемы должностных окладов и т.д.

Планы являются средством координации деятельности различных подразделений при принятии управленческих решений. В планах определяются имеющиеся ресурсы, необходимые для достижения намеченных целей в рамках конкретного периода. Планы охватывают деятельность производственных отделений, поэтому принятие управленческих решений осуществляется в рамках своих планов. Преимущество планов перед правилами состоит в том, что они являются более гибкими и их легче приспособить к изменившимися условиям.

Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия осуществляется без согласования со своими общими руководителями. Здесь реализуется горизонтальный способ координации в принятии решений в рамках утвержденных правил и планов. Для целей координации довольно часто выделяются специальные лица в находящихся на одном уровне управленческой структуры производственных отделениях. В некоторых организациях функции координатора выполняет руководитель проекта, отвечающий за осуществление конкретного комплекса работ и получающий полномочия принятия соответствующих решений.

Целевые группы действуют на основе группового взаимодействия и принимают решения, касающиеся конкретных вопросов совместной деятельности для достижения установленных целей. Целевые группы могут создаваться на временной или на постоянной основе и иметь в своем составе представителей разных функциональных подразделений и специализированных производственных отделений. Вместе с тем члены группы продолжают находиться в подчинении у своего руководителя.

В матричных структурах, в отличие от горизонтальных механизмов, руководителю проекта предоставляются линейные права, аналогичные тем, которые даются руководителям функциональных подразделений. Возникает сетевая структура, позволяющая принимать решения во все более усложняющихся условиях, касающихся все более сложных проблем.

Таким образом, управленческое решение – это творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системой и анализе управленческой информации об её состоянии, направленное на достижение поставленных целей. Знание и использование классификационных признаков управленческих решений позволяет провести структуризацию стоящей перед руководителем задачи. Это позволяет более четко формулировать и решать задачи управления и способствует концентрации усилий и более эффективному расходованию средств и времени при разработке решений. При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия, сопоставляя их друг с другом. Для этого необходимо располагать стандартом, относительно которого можно измерить вероятные результаты реализации каждой возможной альтернативы, что влияет на эффективность реализации управленческого решения. Шансы на эффективную реализацию управленческого решения так же значительно возрастают, когда причастные к этому люди внесли в решение свою лепту и искренне верят в то, что делают.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.