Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос. 4 структура философского знания






В процессе развития человеческого познания и самопознания структура философии усложняется: внутри философского знания начинают постепенно складываться различные разделы, которые со временем всё больше отделяются от материнского лона, иногда превращаясь в отдельные самостоятельные дисциплины.

В результате образовались разделы философского знания, кратко перечислим лишь некоторые из них:

онтология стала исследовать принципы бытия, определяющие мироустройство;

гносеология - теория познания, исследование общих принципов, форм и методов человеческого познания;

антропология - учение о человеке;

этика исследует мораль и нравственность,

эстетика исследует эстетические и художественные формы освоения и преобразования мира,

аксиология – учение о ценностях;

логика – учение о формах мышления;

социальная философия изучает общество, его структуру, законы и формы его исторического развития.

Состав философского знания этим не исчерпывается. Существует философия и методология науки, философия культуры, религии, права, искусства, техники, физики и т.п. Процесс образования отдельных философских дисциплин продолжается и в наши дни.

Онтология. Онтология уже на начальных этапах своей истории чётко определила фундаментальное различие двух типов реальности – материальной и идеальной. Одно дело - наши ощущения, переживания, идеи, т.е. содержание нашего сознания, и совсем другое - предметы, процессы, события, существующие вне нашего сознания, и независимо от него. Бытие первого типа называют субъективным, второго – объективным.

Вопрос об отношении духа и природы, сознания и материи, души и тела, Я и не-Я часто называется основным вопросом философии. Ответ на этот вопрос определяет специфику основных философских направлений и может служить основанием для классификации разнообразных философских подходов.

При решении этого вопроса философы разделились на два больших лагеря – идеалистов и материалистов. Материализм полагает началом материю, которая существует вне и независимо от сознания, идеального, духовного, первична по отношению к нему. Идеализм, напротив исходит из принципа первичности духовного, идеального начала, или сознания.

Субъективный идеализм полагает, что внешний мир существует благодаря сознанию человека, восприятию субъекта, ибо без такого восприятия о нем ничего не может быть известно. Ярким представителем этого направления является Дж.Беркли.

Объективный идеализм исходит из того, что все сущее в мире производно от высшего духовного или идеального начала (мирового разума, мировой воли, Бога Творца, Брахмана-Атмана и т.п.). Ярким представителем этого направления является Гегель.

Философский монизм последовательно строит своё учение о мире и человеке исходя из одного, единого принципа. И материализм, и идеализм – монистические философские учения.

Философский дуализм исходит одновременно из двух первоначал. Р.Декарт полагал, что материя и сознание являются независимыми друг от друга субстанциями, а в человеке материальные и психические процессы идет параллельно, независимо друг от друга.

Плюрализм исходит из множества первоначал. Анаксагор учил о многочисленных гомеомериях – семенах, из которых силой Любви созидаются тела. Интересно также учение Лейбница о монадах.

Гносеология. Основной вопрос философии имеет гносеологический аспект: как относятся мысли об окружающем мире к самому миру, в состоянии ли мышление познавать мир, возможно ли составить верное представление о действительности?

Гносеологический оптимизм верит в принципиальную возможность познания мира человечеством и приводит весомые аргументы (от науки и различных видов практики).

Агностицизм теоретически оспаривает принципиальную возможность достоверного познания мира, говорит о границах, пределах человеческого познания.

Исторически сложилось два предельно общих метода познания или способа мышления: диалектический и метафизический (диалектика и метафизика).

Элементы диалектики можно найти на ранних стадиях развития философии, склонной к рассмотрению мира в его органической целостности, связности, движении, изменении через противоположности и развитие их стадий. Элементы диалектики есть в философии Древнего Китая, Древней Индии, в раннем периоде философии Древней Греции у Гераклита. Сократ понимал диалектику как искусство вести беседу, обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений. Искусство спора начинает пониматься как способ познания природы, человека и его мышления, как умение постигать изучаемые явления в их противоположных определениях.

Наряду с диалектикой зарождается метафизика. В широком смысле термин «метафизика» является синонимом философского знания. Существует четыре значения термина «метафизика». Значение приставки «мета» – «сверх», «над». Таким образом, под термином «метафизика» стали пониматься учения об особой сверхчувственной реальности, лежащей в основе физической реальности. Эта сверхчувственная реальность постигается не опытом, а посредством умозрения. Впоследствии многие века традиция называла «метафизикой» всякое философское учение, содержащее умозрительные размышления о сверхчувственной реальности. В ХIХ в. благодаря Гегелю термин «метафизика» приобретает и другое значение - значение метода, противоположного диалектическому. Как антипод диалектическому способу мышления метафизика отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость. Метафизическое мышление абсолютизации тех или иных сторон, противоположных моментов действительности или ее познания. Метафизика как метод исследования в истории научного познания связана с абсолютизацией аналитически-классификационных форм описания научных фактов. Она выполнила огромную роль в сборе научного материала.

В европейской философии Нового времени (ХVI- XVII вв.) сложились две гносеологические концепции рационализм и эмпиризм.

Эмпиризм ориентировал науку опираться на опыт, эксперимент, познание законов природы на основе обобщения опытных данных. Рационализм предлагал исходить из интуитивно-ясных истин разума и путем дедуктивных рассуждений выводить из них научные знания.

Лейбниц: три сферы в духовном мире человека: разум, чувство и воля.

Разумом интересуется логика и её цель – истина.

Этика имеет отношение к воле и её интересует проблема добра.

Учение о чувстве не имело статуса философской науки. Только в 18 веке А.Г.Баумгартен предложил слово «эстетика» для обозначения учения о чувстве прекрасного. Эстетика занимается чувством красоты, которое является совершенством чувственного восприятия и проявляется в искусстве. Искусство – высшее проявление красоты. В дальнейшем понятия этика и эстетика были существенно уточнены.

Вопрос. 5Основные этапы развития античной философии.
 

Античная философия включает в себя древнегреческую и древнеримскую философию начиная с VI века до н.э. по VI в. н.э. Основными особенностями античной философии является космологизм, объективизм, синкретизм.

В развитии философии Древней Греции традиционно выделяют три этапа:
- натурфилософский;
- классика;
- эпоха эллинизма.

В первый, натурфилософский, период развития античные философы занимаются поисками первоначала. Основными школами и представителями этого периода являются Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), Пифагорейский союз (Пифагор), Элейская школа (Парменид, Зенон), школа атомистики (Левкипп, Демокрит).

Второй период развития - классика (середина V - середина IV вв. до н.э.). В этот период происходит «антропологический поворот»: центральной темой философии становится сам человек, а вместе с ним проблемы познания, этики, социальной философии. Платон и Аристотель завершают классический период, соединяя учение натурфилософов о природе с учением Сократа о человеке и обществе.

Эпоха эллинизма - третий период античной философии - характеризуется субъективизмом и индивидуализмом. В это время философов волнуют вопросы отдельного индивида, который ищет защиты от разрушительного воздействия внешнего мира. Основные течения этого периода - стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, неоплатонизм.

Основная идея античной философии - это идея Космоса. " Космос" выражает идею целостной, гармоничной структуры, которая пронизывает собою весь мир.

Основными представителями направлений и школ античной философии являются:

1) пифагорейцы (Пифагор) — рассматривали числовые отношения как первооснову (субстанцию) мира;

2) диалектика Гераклита (Гераклит) — учение о единстве противоположностей (диалектика);

3) элеаты (Парменид, Зенон) — ввели понятие «бытие» и считали, что небытия (пустоты) нет, поэтому никакое движение невозможно;

4) атомисты и наивные материалисты (Демокрит, Эпикур; Фалес, Анаксемен) — первые учили, что мир состоит из атомов и пустоты, а вторые сводили его к единой материальной первооснове (субстанции) — воде, воздуху, апейрону;

5) софисты и Сократ — впервые обратились к философскому осмыслению бытия человека;

6) платоники (Сократ, Платон, Плотин) — рассматривали вещи как воплощение идей;

7) школа Аристотеля (перипатетики) — утверждали, что никакое самодвижение невозможно, поэтому источник движения мира должен находится за его пределами (метафизика). Аристотель создал учение о материи и форме.

Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.

1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божественен).

2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира (у Фалеса — это вода, у Гераклита — огонь, у Демокрита — атомы и т. д.).

3. В античной философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и борьба противоположностей (Гераклит, Зенон и другие).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.