Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные аспекты целостности педагогического процесса.






В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмо­ционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования есть не что иное, как реализация единства образовательных, раз­вивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса.

В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь отно­сительно самостоятельных процессов-компонентов:

1) процесса освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (со­держательно-кон-структивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);

2) процесса делового взаимодействия педагогов и воспитан­ников по поводу содержания образования, усвоение которого последними — цель взаимодействия;

3) процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);

4) процесса освоения воспитанниками содержания образова­ния без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

Как видно, первый и четвертый процессы отражают предмет­ные отношения, второй — собственно педагогические, а третий — взаимные, следовательно, охватывают педагогический процесс в его целостности.

Компонентами педагогического процесса являются:

• цель и задачи;

• содержание;

• организация и управление им;

• методы осуществления;

• результаты.

Структура ЦПП:

1) наличие субъектов и объектов в ЦПП. Субъект – учитель, специалист с профессиональным образованием, который осознает себя ответственным за подрастающее поколение перед обществом, развивает личность, постоянно работает над собой во всех областях науки. Объект – ученик, личность, которая в процессе непрерывного образования стремится к самовоспитанию и к самосовершенствованию;

2) содержание ПП. Оно тщательно отбирается, анализируется, обобщается, оценивается с позиции мировоззрения, учитывает основной человеческий опыт и возрастные особенности детей;

3) организационно-управленческий комплекс: формы и методы воспитания и обучения детей;

4) критерии эффективности – в их состав входит: оценка ЗУНов, оценка привитых детям убеждений, черт характера и свойств личности.

Основные функции ЦПП ( целенаправленный педагогический процесс):

1.Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на творческой деятельности.

2.Развивающая. Состоит в формировании и развитии психических процессов, свойств и качеств личности.

3.Воспитательная. Состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир и др.

Педагогические процессы имеют повторяющийся циклический харак-тер, т.е. в них можно обнаружить одни и те же этапы, определяющие после-довательность развития самого процесса.

Закономерности педагогического процесса – это объективные, суще-ственные, повторяющиеся связи. В такой сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество раз-нообразных связей и зависимостей. Наиболее общие закономерности педаго-гического процесса следующие:

- динамика педагогического процесса предполагает, что все последующие изменения зависят от изменений на предыдущих этапах, поэтому педа-гогический процесс носит многоступенчатый характер – чем выше промежу-точные достижения, тем весомее конечный результат;

- темп и уровень развития личности в педагогическом процессе зависят от наследственности, среды, средств и способов педагогического воздействия;

- эффективность педагогического воздействия зависит от управления педагогическим процессом;

- продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности, от интенсивности и характера внешних (общественных, моральных, материальных) стимулов;

- эффективность педагогического процесса зависит, с одной стороны, от качества педагогической деятельности, с другой стороны – от качества собственной учебной деятельности учащихся;

- педагогический процесс обусловлен потребностями личности и общества, материально-техническими, экономическими и другими возможностями общества, морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эсте-тическими и другими обстоятельствами, при которых он осуществляется.

Закономерности педагогического процесса находят конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т. е. в принципах. Ю.К. Бабанский выделил такие закономерности как зависимость педагогического процесса от общественных потребностей, связь его с образованием, воспитанием и развитием как сторонами целостного процесса обучения, зависимость от индивидуально­типологических возможностей обучающихся и внешних условий. Эти связи закономерны и всеобщи. Можно выделить еще несколько видов закономерностей: структурные, системные, эволюционные, функциональные и исторические.
Закономерности целостного педагогического процесса представлены в таб.1.

Таблица 1. Закономерности педагогического процесса

 

Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств и способов педагогического воздействия.

Принципы в современной науке – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Дидактика рассматривает принципы как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс – они охватывают все его стороны и придают ему целеустремленное, логически последовательное начало. Впервые основные принципы дидактики сформулировал Я. А. Коменский в «Великой дидактике»: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность.

Таким образом, принципы педагогического процесса – это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс.

Задача осмысления и регулирования такой столь разветвленной и мно-гогранной деятельности, как педагогическая, требует разработки достаточно широкого круга норм разной направленности. Наряду с общепедагогическими принципами (например, принципами связи обучения с жизнью и практикой, соединения обучения и воспитания с трудовой деятельностью, гуманистической направленности педагогического процесса и пр.) выделяют и другие группы принципов:

- принципы воспитания

- принципы организации педагогического процесса – принципы обучения и воспитания личности в коллективе, преемственности и пр.;

- принципы руководства педагогической деятельностью – принципы сочетания управления в педагогическом процессе с развитием инициативы и самостоятельности учащихся, сочетания требовательности к учащимся с уважением к их личности, использования в качестве опоры положительных качеств человека, сильных сторон его личности и пр.;

- принципы обучения – принципы научности и посильной трудности обучения, систематичности и последовательности обучения, сознательности и творческой активности учащихся, наглядности обучения, прочности результатов обучения и пр.

В настоящий момент в педагогике нет единого подхода в определении состава и системы принципов педагогического процесса. Например, Ш. А. Амонашвили сформулировал следующие принципы педагогического процесса:

1. Познания и усвоения ребенком в педагогическом процессе истинно человеческого.

2. Познания ребенком в педагогическом процессе себя как человека.

3. Совпадение интересов ребенка с общечеловеческими интересами.

4. Недопустимости использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать ребенка на антисоциальные проявления.

5. Предоставления ребенку в педагогическом процессе общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности.

6. Очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе.

7. Определения качеств формирующейся личности ребенка, его образованности и развития от качеств самого педагогического процесса.

С. И. Зиновьев, автор одной из первых монографий, посвященных учебному процессу в высшей школе, принципами дидактики высшей школы считал:

• научность;

• связь теории с практикой, практического опыта с наукой;

• системность и последовательность в подготовке специалистов;

• сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе;

• соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе;

• сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании;

• доступность научных знаний;

• прочность усвоения знаний.

Этапы педагогического процесса – это последовательность его развития:

- Первый этап – подготовительный: это организация процесса, имеющая следующие задачи – целеполагание, диагностика, прогнозирование, планирование, проектирование. Создаются надлежащие условия для протекания процесса в соответствии с заданными целями. Поставить направленную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики, поэтому должна быть процедура, направленная для выяснения условий и обстоятельств благодаря которой будет протекать ЦПП. Важно на этом этапе все взвесить, учесть и рассчитать. Итоговым документом подготовительного этапа являются план работы.

- Второй этап – основной: это осуществление, его задачи – педагогическое взаимодействие, организация обратной связи, регулирование и коррекция деятельности, оперативный контроль.

- Третий этап – заключительный: это анализ, его задачи – выявление плюсов и минусов, анализ ошибок и достижений, проектирование мер по устранению ошибок.

Эти этапы взаимосвязаны между собой, ни один из них не может быть исключен.

Таким образом, педагогический процесс есть целостная система со своими структурными и функциональными компонентами, характерными чертами, этапами. Системный подход заключается в учете и анализе всех компонентов системы, взаимосвязей между ними. Это не только система деятельности, но и система взаимоотношений, направленных на развитие личности.

Движущие силы педагогического процесса.

Движущими силами ПП являются противоречия – столкнувшиеся в конфликте противоположные мнения. Они бывают объективными (внешними) и субъективными (внутренними).

Объективные (внешние) противоречия:

а) противоречия между интересами личности и общества;

б) противоречия между коллективом и личностью;

в) противоречия между явлениями жизни и недостатком опыта для их получения и понимания;

г) противоречия между нарастающим потоком информации и возможностями педагогического процесса.

Субъективные (внутренние) противоречия:

а) противоречия между целостностью личности и функциональном подходе к ее состоянию;

б) между необходимостью применения обобщенных знаний и умения в конкретных условиях и отставанием ПП в передаче этих знаний;

в) между возрастающей ролью гуманитарных предметов и технологизации процесса;

г) между сформировавшимся идеалом личности и реальным поведением;

Данные противоречия способствуют единству процесса формирования сознания, поведения и воспитания чувств.

Л.С. Выгодский назвал зоной актуального развития то состояние, в котором ребенок может делать что-либо без помощи взрослого. Зоной ближайшего развития обозначается тот уровень когда, ребенок потенциально способен освоить новое с помощью взрослого, при обучении. Разрыв между зонами порождает педагогический процесс, педагогическую ситуацию. Педагогическая ситуация – такое состояние педагогического процесса, когда есть расхождение между желаемым и реальнымым, достигнутым в формировании личности.

Преодоление противоречий, обеспечение полной эффективности педагогического процесса достигается за счет полноценного функционирования основных содержательных элементов. К таким слагаемым относятся:


1. Детский трудовой воспитательный коллектив, разнообразные общественные организации как ведущие содержательные системы общественных отношений, факторы и условия воспитания;


2. Обучение, как стержневой элемент целостности;


3. Общественно полезный, производительный труд, как важнейшая основа воспитания;


4. Внеучебная (внеклассная, внешкольная) творческая деятельность.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Компоненты педагогического процесса (цель, содержание, методы, результаты)

2. Принципы педагогического процесса.

3. Закономерности педагогического процесса.

4. Движущие силы педагогического процесса.

5. Назовите основные функции целенаправленного педагогического процесса.

6. Какую роль выполняет каждая из этих функций?

7. Что такое педагогическая ситуация?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.