Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы процесса принятия политических решений






Принятие политических решений — центральный элемент преобразования политических требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования социальных от­ношений. Принятие решений — это технологи­ческое преобразование политической власти в управление соци­альными процессами.

Подготовительный этап принятия решений. На этом этапе из общего социального контекста выбирают те требования и конфликты, которые носят политичес­кий характер. Таким образом, формируется повестка дня, т.е. совокупность проблем, которые необходимо решать политически­ми средствами и методами регулирования.

Как правило, на этом этапе различные группы отстаивают собственное понимание того, в какой очередности следует решать важные общественные про­блемы. Избирательное отношение к актуальности тех или иных социальных вопросов может определяться идеологическими тре­бованиями, ролевыми ожиданиями представителей правящих кру­гов, личными симпатиями, прошлым опытом и другими причи­нами.

Таким образом, происходит взвешивание и анализ предложенных вариантов, ФОРМУЛИРОВКА И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ (2).

Активную роль в этом процессе играют различные структуры — формальные (парламентские комитеты, комиссии, лоббирующие группы) и неформальные (межличностные объединения политиков, экспертов и т.д.).

 

На основе выработанной и скоррек­тированной ПРОБЛЕМЫ формули­руются политические цели развития и средства их достижения. Цели могут ставиться краткосрочные и долгосрочные, промежу­точные и окончательные, первостепенные и второстепенные. При этом главным является формулирование фактических целей, которые могут существенно отличаться от декларируе­мых правительством и предназначенных в основном для общест­венного мнения. Как правило, политические цели формулируются как бы на пересечении действия трех типов институтов: официальных орга­нов государственной власти, групп интересов и механизмов обще­ственности (например, независимых средств массовой информа­ции). Но центральную роль в этом процессе всегда играют высшие институты государства.

Так, происходит этап окончательного выбора, формулировки и принятия политических решений (легитимация) – (3).

Следующий (4) этап – это Реализация и приведение в политическую практику принятых решений. Принятие политических решений — центральный элемент преобразования политических требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования социальных от­ношений. В настоящее время в политической науке сложилось два ос­новных подхода к пониманию процесса принятия решений. Так, нормативная теория трактует его как процесс рационального вы­бора политических целей в сложных ситуациях. Поведенческая теория, рассматривающая данный процесс как специфическое взаимодействие людей, сори­ентирована на описание разнообразных факторов, которые влияют на принятие решений в конкретной ситуации.

Методы принятия решений: В настоящее время существуют два ос­новных метода принятия решений: рационально-универсальный и метод последовательных ограничений («метод ветвей»). Первый из них предполагает рациональное вычленение проблемы и выбор путей ее решения, наиболее соответствующих поставленным це­лям. На практике более применим «метод ветвей», который исходит из необходимости внесения в обычную управ­ленческую деятельность прирощенных поправок, дающих возможность реализовать час­тичные цели.

В целом этот этап характеризуется на­растанием конфликтов, ибо решения, которые устраивают далеко не всех субъектов политики, должны быть, тем не менее, приняты ими для исполнения.

Все предлагаемые решения должны быть как минимум обле­чены в правомочную (узаконенную) форму. Они также должны предусматривать ответственность конкретных лиц за испол­нение (неисполнение) решений и обладать определенной адресностью. Необходимо правильно оценить и возможную степень сопротив­ления принятым решениям.

И последний - (5) Контроль (и обратная связь). Разрешение конфликтов, работа системы надзора и арбитража, обеспечивающей действие 'обратной связи'. Все это связано, прежде всего, с судебно-конституционным процессом и функционированием контрольно-надзорных институтов (прокуратура).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.