Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методический аспект изучения глагола в начальных классах






 

Несмотря на многообразие способов изучения глагола, представленных данными программами, учащиеся начальных классов испытывают значительные трудности в работе над этой сложной темой. Это, в первую очередь, затруднения при формировании понятия «глагол».

Анализ устных и письменных работ младших школьников показывает, что речь их нуждается в обогащении.

Заметным однообразием, монотонностью характеризуется словарь детских посменных работ – изложений и сочинений. Среди глагольных форм самыми употребительными в детской речи являются глаголы, обозначающие движение, но даже их употребление выявляет недостаточное умение школьников выбрать слово, наиболее соответствующее теме, контексту.

Неразвитость умения обращаться с лексическим материалом приводит к тавтологии, повторению даже в незначительном по объёму тексте одних и тех же слов и словосочетаний.

Задачами школы является: управление речевым развитием ребёнка, формирование у школьников умения ясно и правильно излагать свои мысли. Учителю необходимо организовать работу, нацеленную на лексическое обогащение речи младших школьников.

Последовательность работы над глаголом, связь между разделами, объём программного материала, приёмы и средства его изучения в каждом классе определяется задачами изучения данной части речи, её лингвистическими особенностями и познавательными возможностями младших школьников. Основные задачи заключаются в том, чтобы сформировать первоначальное понятие о глаголе как части речи, развить умение сознательно употреблять глагол в устных и писменных высказываниях, повысить уровень умственного развития учащихся, выработать навык правописания личных окончаний наиболее употребительных глаголов I и II спряжения. Все эти задачи решаются во взаимосвязи.

Возможность и качество усвоения учеником знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как бы ни делал учитель, успех обучения, в конечном счете, определяется тем, что и как будет делать ученик [26, с.45].

Для поддержания познавательной активности учащихся, обеспечивающей достижение целей обучения, в практике работы школы используются разнообразные методы, а также формы организации деятельности учащихся и различные средства обучения.

Ведущее место среди последних принадлежит тем, которые, наряду с побуждениями ученика к воспроизводящей репродуктивной деятельности, позволяют включить его в деятельность поисковую, обеспечить обратную связь «ученик - учитель» на всех этапах формирования знаний, умений и навыков. Для этого используются все возможные дидактические пособия.

Серьёзный и большой по объему материал можно давать в игровой, занимательной, увлекательной и доступной для детей форме. Урок призван не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать у них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, надо разнообразить уроки русского языка играми, загадками, ребусами, кроссвордами, яркой наглядностью.

Каждая из структурных частей урока выполняет свою функцию в организации учебной деятельности. Признавая роль задач наглядно-обощающего характера, учителя, как нам кажется, недостаточно часто используют их в заключительной части урока – при подведении итога. Но это очень важная и значимая структурная единица урока.

Целенаправленный характер интересно и необычно организованных условий для подведения итога урока – значительный аккорд в учебно-воспитательном процессе. От разнообразия эффективных приёмов закрепления изученного на уроке зависят глубокое понимание и прочное усвоение детьми учебного материала.

Очень эффективны и занимательны уроки, проведённые в нестандартной форме.

Итак, учителя при изучении глагола часто используют нестандартные формы уроков, игры, занимательный материал. Это позволяет повысить интерес учащихся к уроку, заострить их внимание на важных моментах, повысить работоспособность на уроке. Эмоциональный фон урока помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Такие игры, как «Грамматическое домино», «Брейн-ринг» позволяют обобщить и конкретизировать знания школьников по изученным темам. Уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-экскурсии заинтересовывают учащихся. Они лучше запоминают спряжение глаголов, изменение по временам и числам, правописание безударных личных окончаний глаголов. Такие уроки воспитывают в детях желание и умение учиться [26, с.45].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.