Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тучи»-дактиль






Стихотворение «Тучи» было написано Лермонтовым в ссылке в 1840 году. Здесь звучат две цен­тральные для лермонтовской лирики темы свободы и одиночества. В первой строфе лирический герой, обращаясь к тучам, сравнивает их с собой, и возникает тема изгнанничества:

Но если в первой строфе образы туч и лирического героя сопоставлены, то в последней они рез­ко противопоставляются. Тучам чужды страсти и страдания, они — «вечно холодные, вечно сво­бодные». Благодаря контрастному соотнесению этих образов подчеркивается несвобода, невольное изгнанничество лирического героя.

Нищий»-ямб

Стихотворение «Нищий» было написано в 1830 году. Здесь поднимается тема одиночества, неверия в возможность взаимопонимания между людьми и тема любви. Стихотворение можно разделить на две части. В центре первых двух строф образ нищего, который просит кусок хле­ба. Черствость, бездушие и безразличие людей очень выразительно демонстрируется в последних двух строках второй строфы:

В третьей заключительной строфе поэт проводит параллель между нищим и влюбленным. Раз­лад между мечтой и действительностью проникает и в это прекрасное, светлое чувство: любовь приносит не радость, а боль и страдания.

Quot; Из-под таинственной, холодной полумаски" -ямб

Стихотворение предположительно написано в 1841 году. Центральная тема — тема любви. В отличие от ранних любовных циклов, внимание зрелого поэта сосредоточено не на истории собственно чувства, а на женских образах. В первой половине стихотворения (1 и 2 строфа) слагается облик возлюбленной: «холодная полумаска» (символический признак душевной закрытости и вызова), «пленительные глазки», «лукавые уста». В двух последних строфах возникает «бесплотное виденье» красавицы, соткан­ное из «легких признаков», среди которых особо выделен «отрадный, как мечта» голос героини. Это в лирике Лермонтова обычно связывалось с возвышенной и тайной сущностью любви. Однако финальное «старые друзья» определяет отношения как исключающие безусловное поклонение и романтическую дистанцию.

Парус»-ямб

В философском стихотворении «Парус» поднимается одна из основных тем лермонтовской ли­рики — тема одиночества. В первой строфе два центральных образа — парус и лирического героя — объединяет ключевое слово «одинокий». Одинокий парус привлекает внимание лирического героя именно своим одиночеством, потому что одинок и он сам. Во второй строфе парус как бы приближается к глазам зрителя. Ощутить игру волн, свист ветра и скрип мачты возможно, толь­ко находясь под парусом, в самом суденышке. То есть лирический герой как бы переместился в открытое море и сам управляет ветрилом. Зачем это ему? Может быть, спасение от одиночества именно в борьбе со стихией? Но он не бежит от счастья, которого не было в его смятенной душе, и не ищет счастья в океане. Ключевым словом становится здесь «увы», выражающее чувство разочарования, показывающее, что нигде в мире нельзя найти счастье, так как это — состояние души, а не состояние мира. В третьей строфе картина окружающего мира на редкость гармонич­ная, светлая и яркая. В ней и «струя светлей лазури», и «луч солнца золотой». Но эта картина контрастна состоянию лирического героя. «Как будто», появляющееся в последнем стихе демон­стрирует иллюзорность поисков счастья и попытки убежать от самого себя. Лирический герой Лермонтова страдает от разлада не только с окружающим миром, но и с самим собой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.