Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человечества вселенскую угрозу.






Уже сегодня можно указать на некоторые определенные надежды, предпосылки

Преодоления глобальных кризисных коллизий, которые помогут отвести от

человечества вселенскую угрозу.

1 – развертывание информационной революции. Она может создать объективную

предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу

нависшую над человечеством.

2 – утверждение как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной

рыночной и социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Эта

форма экономических отношений будет способствовать увязке интересов разных

хозяйственных субъектов, нахождению баланса между экономической эффективностью

и социальной справедливостью.

3 – становление принципа ненасилия и демократического согласия во всех

типах социальных и личностных отношений. Необходимо развенчать утвердившееся

издревле в сознании людей мнение, что " насилие – это органичный для людей

способ взаимного общения" (Ницше), что " агрессивность – неустранимый момент

человеческого поведения" (Фрейд). Идеал ненасилия, о котором говорили многие,

от Иисуса Христа до В. Ленина, может перестать быть только манящей далекой

целью, идеалом и превратиться в определяющий регулятив человеческих отношений.

4 – объединительные (экуменические) процессы духовной жизни как в

светском, так и в религиозном варианте. Терпимость (толерантность), отказ от

духовного противостояния, освещенного идеологией. Плюрализм мнений. Это

разумное признание того, что мир многомерен, разнообразен и иным быть не может

и не должен. А жить всем нам надо в этом мире, и устранение нетерпимости,

ксенофобии, покровительствующего мессианства – одно из главных условий жизни

нынешнего и будущего человечества.

5 – это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при

сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры.

Универсализация культуры и сохранение самобытности, оригинальности,

взаимопроникновение культур и заимствование " находок народов друг у друга".

6 – прорыв в области интеллектуального поиска. Переход человеческого

интеллекта от " состояния умственной удовлетворенности к состоянию

озадаченности, удивления", что предполагает взаимопроникновение традиционных,

восходящих к Гераклиту и Гегелю, диалектических способов мышления с концептами

современных формально-логических математизированных систем. Естественный

интеллект, сопряженный с " искусственным", дополнение творческих возможностей

человеческого мозга креативными возможностями компьютерных систем.

15. В чем новизна Нового времени и его философии? Основные авторы и концепции.

Философия Нового времени охватывает период XVI-XVIII вв. Это время становления и оформления естественных наук, выделившихся из философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика, превращаются в самостоятельные науки. Линия, намеченная в эпоху Возрождения, получает свое дальнейшее развитие. Вместе с тем возникают новые задачи и приоритеты в философии. В центре внимания новой философии - теория познания и выработка общего для всех наук метода познания. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, считают философы Нового времени, не выяснив, прежде всего законы познающего Разума. В отличие от других наук философия должна изучать именно мышление, его законы и методы, с которого начинается построение всех наук. Этим вопросом занимаются Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Дж.Локк, Г.Лейбниц.
Для философии данного периода характерен ряд установок:
1. Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука (=разум) способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (Ф.Бэкон).
2. Полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом - невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т.Гоббс).
3. Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформулирован главный метод мышления, метод «чистого разума», способного действовать во всех науках (Р.Декарт).

При поисках нового «суперметода» произошло разделение философов на сторонников эмпиризма («эмпирио» - опыт) и рационализма («рацио» - ум).
Эмпирики (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знания - это опыт. Опыт связан с ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание всех знаний человека или человечества сводятся к опыту. «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось в ощущениях» - таков девиз эмпририков-сенсуалистов («сенс» - чувство, ощущение»). В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как вощеная табличка (tabula rasa - чистая доска), а уже ощущения, восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена». Поскольку ощущения могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного к обобщениям и выдвижению теорий. Это индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом, он и есть истинный метод в философии и всех науках.
Рационалисты (Р. Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Мы можем ощущать то, чего нет (например, боль в потерянной конечности), и можем не ощущать некоторые звуки, цвета и проч. Опытные данные, как и данные экспериментов всегда сомнительны. Зато в самом Разуме есть интуитивно ясные и отчетливые идеи. Главное то, что человек, несомненно мыслит. Это основная - интуитивная (доопытная) идея - такова: «Я мыслю, следовательно, существую» (Декарт). Затем по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести возможность существования Бога, природы и других людей. Вывод рационалистов: в разуме человека содержится независимо от опыта, ряд идей; эти идеи существуют не на основании ощущений, а до ощущений. Развивая заложенные в уме идеи, человек может получать истинное знание о мир. Конечно. Сведения о мире мы черпаем из ощущений, поэтому и опыт, и эксперимент - важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме. Истинный метод всех наук и философии похож на математические методы. Последние даны вне непосредственного опыта; начинаются с общих, но предельно ясных и четких формулировок. Математика пользуется обычным методом, следуя от общих идей к частным выводам, в ней нет эксперимента.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.