Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характерные черты государственного строя Российской империи во второй четверти XVIII века






Во второй четверти XVIII века в России происходит определенная модернизация государственного строя, связанная с политикой просвещенного абсолютизма.

1. Вместо упраздненной Боярской Думы создается Сенат, наделенный законодательными правами. При Сенате с контрольными функциями состоял генерал-прокурор.

2. Роль центральных органов постепенно была сведена к общему руководству и наблюдению, основные вопросы управления стали решаться на местах.

3. Проведение областной реформы 1775 года. Она отменяла деление страны на губернии, провинции и уезды и вводила двухуровневую систему: губернии и уезды.

4. Была произведена первая попытка отделения суда от администрации (надворные и нижние суды). В 1775 году вводятся сословные (для каждого сословия отдельно) суды

5. Приказы уступили место коллегиям, число которых равнялось 12. Среди них была Духовная коллегия – Святейший Синод, заменившая патриарха им полностью подчинившая православную церковь государству.

6. Возрос удельный вес карательных органов – Преображенского приказа, Канцелярии тайных розыскных дел. Была создана регулярная полиция.

7. В стране было произведено административно-территориальное деление – губернии и уезды.

8. В результате проведения военной реформы была усилена регулярная армия, формировавшаяся на основе регулярных рекрутских наборов.

 

Губернскаяреформа 1775 г. Реформа планировала осуществитьразукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ееначала число губерний достигло 50. Деление на губернии и уездыосуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков.

Основной целью деления былоприспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейскимделам. В основу деления был положен чисто количественный критерий - численность населения. На территориигубернии проживало около 400 тысяч душ, на территории уезда - около 30 тысяч душ.

Старые территориальные органыпосле ряда преобразований изменения в статусе воеводств проводились в 1728, 1730 и1760 гг. ликвидировались, Упразднялись провинции как территориальныеединицы. Во главе губернии стоялгубернатор, назначаемый и смещаемый монархом.

В своей деятельности онопирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и двасотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.

Надзор за законностью в губернииосуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачирешал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации а число уездов пореформе также удваивалось стоял земский исправник, избираемый уезднымдворянством, как и коллегиальный орган управления - нижний земский суд в котором кроме исправника действовали двазаседателя.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. 1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого уездный судья и два заседателя избирались дворянством на три года.

Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявшийиз двух департаментов по уголовным и гражданским делам. Верхний земский судсоздавался один на губернию.

23. 1.Дворянство В период абсолютной монархии происходило дальнейшее расширение и закрепление привилегий дворян. 26 января 1718 г. был принят Указ о подушной переписи, который закреплял привилегированное положение дворянства. Оно объявлялось неподатным сословием в отличие от других групп населения, которые платили подушную подать.
Монопольное право дворян на земельную собственность устанавливалось Указом о единонаследии 1714 г., Инструкциями межовщикам 1754 и 1766 гг. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г. Только дворяне могли владеть землей и, следовательно, эксплуатировать живших на этих землях крепостных 'крестьян. Основными способами расширения дворянского землевладения были следующие: пожалование из дворцовых и государственных земель, освоение окраинных земель и захват крестьянских наделов.
Опорой абсолютной монархии было среднее и мелкое дворянство, добивавшееся уравнения в правах вотчины и поместья. Указом о единонаследии, принятым 23 марта 1714г., были ликвидированы правовые различия между вотчиной и поместьем, они стали именоваться недвижимостью. Создавалась система майората, направленная против дробления дворянских имений и разорения дворянства. Майоратный порядок действовал при наследовании по закону: недвижимое имущество передавалось старшему сыну, а движимое имущество делилось поровну между остальными наследниками. Это положение Указа вызвало недовольство со стороны дворян, и в 1731 г. Указ о единонаследии был отменен.
Рассматриваемый период характеризуется консолидацией дворянства в единое сословие. Важным шагом в этом направлении является принятый в 1682 г. акт об отмене местничества. При назначении на государственные должности стали учитываться не аристократическое происхождение, а такие качества, как выслуга, квалификация и преданность государю. Укреплению правового положения дворянства и усилению его дик-татуры способствовал Табель о рангах, изданный в 1722 г.
Табель закреплял отмену местничества; титул и звание становились результатом продвижения по службе. В Табеле о рангах приводился перечень гражданских, придворных и военных чинов (морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских). Всего устанавливалось XIV классов чинов. Достигнув чина определенного класса, недворянин мог получить личное (XIV—IX классы) или потомственное (с VIII класса) дворянство. Все руководящие должности в государственном аппарате стали занимать дворяне.
При Петре I служба для дворян являлась обязательной и пожизненной. В 1730 г. были скорректированы положения петровского Указа о единонаследии: устанавливался 25-лет-ний срок службы дворян; служба начиналась не в 15, а в 20 лет;
один из дворянских сыновей или братьев имел право не служить и заниматься хозяйством.
С 1762 г. в соответствии с манифестом Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»
дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы.
Заключительным актом, консолидирующим дворянское сословие и закрепляющим его привилегированное положение, стала Жалованная грамота дворянству, принятая Екатериной II 21 апреля 1785 г. В ней подтверждалась свобода дворян от обязательной службы, от уплаты личных податей, постойной повинности, от телесных наказаний. Закреплялось право собственности дворян на землю и полезные ископаемые в ее недрах. Им разрешалось иметь фабрики и заводы, заниматься торговлей. Дворяне получили право формировать свои сословные организации — уездные и губернские дворянские собрания. Судить дворянина мог только дворянский суд. Без согласия
императора он не мог15ыть лишен жизни, чести и сословного звания.
2. Духовенство как сословие складывалось в процессе развития феодализма. Владея большим количеством земли и крестьян, оно представляло собой значительную политиче-скую силу В период абсолютизма, когда церковь была подчинена государству, усилилась и правовая регламентация духовного сословия.
Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское).
Процесс огосударствления церкви предполагал провести секуляризацию церковного имущества, т. е. его отчуждение и передачу в светское управление.
В 1649 г. был создан Монастырский приказ — светское учреждение, в компетенцию которого входило осуществление суда над всеми духовными лицами, кроме патриарха, а также зависимым населением. В 1677 г. Монастырский приказ упраздняется, а в 1701 г. снова воссоздается. Его компетенция расширилась — приказ стал высшим административным и судебным учреждением по отношению ко всем церковным вотчинам, их населению и духовенству
В 1649 г. было принято Соборное уложение, которое стало препятствием на пути церковных феодалов к расширению своих землевладений и церковной юрисдикции.
Во. второй половине XVII в. на церковь стали распространяться некоторые государственные налоги. В конце XVII в. были отменены! тарханные грамоты, пошлинные привилегии монастырей, церковные откупа на сбор торговых и кабацких пошлин, ограничены налоговые льготы церковных учреждений.
С 1705 г. служители церкви, не имеющие прихода, стали облагаться особыми денежными сборами, а приходы — сборами на военные и иные нужды. С 1737 г. часть духовенства стала подвергаться военному призыву.
В 1722 г. были установлены жесткие правила вступления в духовное сословие. Из числа дворян духовный сан могли принять только младшие сыновья не моложе 40 лет. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должны были уплачивать их родственники. Духовенство становится наследственным. В 1766 и 1769 гг. был установлен запрет лицам податных сословий вступать в духовенство. Выход из духовного сословия разрешался вдовым священникам, которые поступили на гражданскую службу, в цехи или гильдии.
Кризис феодализма расшатал устои церкви. В 1764 г. был принят указ, в соответствии с которым церковь лишалась всех вотчин, а монастыри и епархии переводились на штатные оклады. Принадлежавшие церкви крестьяне переводились на положение государственных. За монастырями и архиерейскими домами на правах пользования были оставлены незначительные земельные наделы.
3. Крестьянство. Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных, удельных (дворцовых).
2. Большинство крестьян принадлежало светским и духовным феодалам (помещичьи крестьяне). В пользу хозяина они несли различные повинности: оброк, барщину и др.
Помещики в отношении своих крестьян обладали широкими правами: распоряжались их имуществом, осуществляли суд по мелким уголовным преступлениям, рассматривали гражданские иски между крепостными и т. д. Они распоряжались крестьянами как своей собственностью, могли продавать их, закладывать, завещать, менять, дарить, подвергать телесным наказаниям, отдавать в смирительные или арестантские дома, ссылать в Сибирь, отправлять на каторжные работы.
Период XVII—XVIII вв. — это период трех крупных крестьянских восстаний под руководством Степана Разина, Кондра-тия Булавина и Ёмельяна Пугачева.
3. Государственные крестьяне также являлись феодально-зависимым населением. Экономическая зависимость этих крестьян от государства была не менее тяжелой, чем помещичьих крестьян от своих хозяев. Они несли различные повинности и платили оброк государству. Вместе с тем правовое положение государственных крестьян было несколько лучше:
они имели право переходить в другие сословия, менять место жительства, их не могли продать. Государственные крестьяне могли быть переданы частным владельцам.
4. В начале XVIII в. в России появилась особая группа крестьян — посессионные крестьяне (от лат. ротекзюп — владение). В 1721 г. был принят указ, в соответствии с которым купцам предоставлялось право покупать населенные деревни и приписывать их к частным предприятиям — мануфактурам. Взамен несения государственных повинностей посессионные крестьяне должны были выполнять различные работы на про-
изводстве. Они не могли переводиться на сельскохозяйствен-к ные работы, отдаваться в рекруты и т. д. Продажа посессиои-Ц ных крестьян осуществлялась только вместе с продажей ману- фактурЫ.Управление этими крестьянами было возложено на Берг- и Мануфактур-коллегии.
5. В 1764 г. после проведения секуляризации церковных земель крестьяне, принадлежащие церкви, были переданы в ведение Коллегии экономии и стали называться экономическими крестьянами. Они несли в пользу государства денежный оброк, не могли подвергаться произвольному переселению, могли быть отданы в рекруты. После упразднения Коллегии экономии в 1786 г. эта категория крестьян была переведена на положение государственных крестьян.
6. Удельные (до 1797 г. — дворцовые) крестьяне проживали на удельных землях, принадлежали императорской фамилии. Управление ими было возложено на казенные палаты и экспедиции уделов. Удельные крестьяне в основном платили оброк. Хотя их права и были ограничены, но положение было несколько лучше, чем положение помещичьих крестьян.
7. В XVII—XVIII вв. поселения вокруг основанных предприятий, заводов, крупных центров торговли стали преобразовываться в города. Оформлялось городское сословие. В соответствии с регламентом Главного магистрата 1721г.посадское население делилось на знатных, регулярных граждан и «подлых» людей.
Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии. В первую гильдию входили: банкиры, купцы, Доктора, аптекари, шкиперы купеческих кораблей, золотых и серебряных дел мастера, живописцы, иконописцы и др. Ко второй гильдии относились столяры, портные, сапожники и другие ремесленники и мелкие торговцы. Гильдии управлялись гильдейскими сходами и избираемыми на них старшинами.
Посадское население формировало органы самоуправления — посадские сходы и магистраты. Посадские сходы избирали посадского старосту, членов магистрата и должностных лиц по казенным сборам. Посадское население несло рекрутскую и постойную повинности.

Петр1

В результате социальных реформ Петра I сильно изменилось положение трёх главных русских сословий – дворян, крестьян и городских жителей.

Служилое сословие, дворяне, после реформ Петра I стали исполнять воинскую повинность не с набираемыми ими самими местными ополчениями, а в регулярных полках. Службу дворяне теперь (в теории) начинали с тех же нижних чинов, что и простонародье. Выходцы из недворянских сословий наравне с дворянами могли дослуживаться до самых высоких званий. Порядок прохождения служебных степеней определялся со времён реформ Петра I уже не родовитостью и не обычаями вроде местничества, а изданной в 1722 «Табелью о рангах». Она установила 14 чинов армейской и штатской службы.

Для подготовки к службе Петр I ещё и обязал дворян проходить первоначальное обучение грамоте, цифири и геометрии. Дворянин, не выдержавший установленного экзамена, лишался права жениться и получать офицерский чин.

Надо отметить, что помещичье сословие и после реформ Петра I всё же имело довольно важные служебные преимущество перед людьми незнатными. Поступавшие на военную службу дворяне, как правило, причислялись не к обычным армейским полкам, а к привилегированным гвардейским – Преображенскому и Семеновскому, квартировавшим в Петербурге.

Главнейшая перемена в социальном положении крестьян была связана с податной реформой Петра I. Она была проведена в 1718 г. и заменила прежний подворный (с каждого крестьянского двора) способ налогообложения подушным (с души). По результатам переписи 1718 вводилась подушная подать.

Эта чисто финансовая, на первый взгляд, реформа имела, однако, и важное социальное содержание. Новую подушную подать было велено одинаково взимать не только с крестьян, но и с прежде не плативших государственных налогов частновладельческих холопов. Это предписание Петра I сблизило социальное положение крестьянства с бесправным холопским. Оно предопределило эволюцию взгляда на крепостных к концу XVIII века не как на государевых тяглых людей (которыми они считались раньше), а как на полных господских рабов.

Города: реформы Петра I имели целью устроить городское управление по европейским образцам. В 1699 Петр I предоставил русским городам право самоуправления в лице выборных бурмистров, которые должны были составлять ратушу. Горожане теперь разделялись на «регулярных» и «нерегулярных», а также на гильдии и цехи по роду занятий. К концу правления Петра I ратуши были преобразованы в магистраты, которые имели больше прав, нежели ратуши, но избирались менее демократичным способом – лишь из «первостатейных» граждан. Во главе всех магистратов стоял (с 1720) столичный Главный магистрат, считавшийся особой коллегией.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.