Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности антимонопольной политики России






 

Антимонопольная политика имеет важное значение для динамичного развития экономики. Продуманная правительством антимонопольная политика будет способствовать стабилизации рынка в стране, усовершенствованию экономики в целом, а также развитию конкуренции. Стоит отметить, что российское антимонопольное законодательство не дает определение понятия «монополия» (только понятию «естественная монополия»), поскольку в реальности чистых монополий нет. Но есть предприятия, которым присущ главный признак монополии – значительная доля на рынке определенного товара. «Реальной монополией» считается хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В таком случае говорят, что фирма занимает «доминирующее положение». Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет от 35% до 65%, если это установлено антимонопольным органом [4, c. 87].

На данный момент различат две разновидности антимонопольной политики:

- в отношении искусственным монополиям;

- в отношении естественных монополий [20].

Антимонопольная политика в Российской Федерации преследует такие цели как поддержание конкуренции на рынке, контроль над ценами товаров, предотвращение зависимости других фирм от монополий.

Антимонопольные же методы регулирования в РФ делятся на:

- прямое регулирование, которое контролируется специально созданными полномочными органами управления (регулирование, которое предупреждает или устраняет монопольное положение субъектов рынка);

- косвенное регулирование, когда контроль со стороны государства происходит через реализацию прав собственника (финансово-кредитное регулирование). [18]

Основная суть антимонопольной политики заключается в том, чтобы выгодно использовать крупномасштабную экономику, при этом нейтрализуя ее побочные последствия, возникающие по причине ослабления конкуренции на рынке.

Так если в капиталистических странах, которые уже давно имели своим типом экономики рыночную, монополии возникли в результате рыночных отношений, а правительство проводило свою антимонопольную политику в целях препятствия удушению конкуренции. То в отечественном законодательстве регулирующие нормы создавались только в период перехода экономики на рыночную и при очень серьезных существующих монополиях.

И там и там антимонопольная политика преследует своими главными целями ограничение монополизма, создание конкурентной среды (совершенная конкуренция и чистая монополия воспринимаются как прямо противоположные явления), ограничение злоупотребления доминирующим положением, исполнение правил конкуренции, а также наказание за нарушение правил.

Первый антимонопольный закон был издан 22.03.1991 года - «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». С тех пор нормативная регламентация в отношении монополий претерпевает множество трансформаций. И на данный момент деятельность монополий регулируется Федеральным законом от 17.08.1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях», а также Федеральным законом от 26.06.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федеральным Законом от 13.03.20016 года № 38-ФЗ «О рекламе». Главным органом по регулированию деятельности монополий является созданный в 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная антимонопольная служба, созданная на базе бывшего Министерства по антимонопольной политике [20]. Руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство Российской Федерации. Миссия ФАС России: Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России. Усилия ФАС России направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.

Впрочем, исходя из проблем в отношении деятельности монополий, которые мы рассмотрели во главе 2, предпринятые в стране меры для успешного и свободного развития конкуренции являются недостаточными.

Это также доказывается низким развитием в стране малого бизнеса. Отметим, что именно малый бизнес в западных и европейских государствах является естественной базов для формирования конкурентной среды. Именно малый бизнес служит своеобразной испытательной площадкой для новых экономических и технологических проектов. Есть возможность маневрировать капиталом (переключаясь на различные виды деятельности), снижаются операционные расходы, а сотрудники имеют высокое чувство причастности к делам фирмы.

Наиболее действенной мерой в России по сей день является ограничительная мера, предусмотренная законом «О конкуренции». Практика показывает, что 60% нарушений антимонопольных законодательств составляют развития ограничивающих конкуренцию соглашений и злоупотребление доминирующим положением [9]. Именно на такие злоупотребления в большей степени обращают внимание современные запреты.

Также современная антимонопольная политика стремится запретить в частности отказы контрагентов от заключения договоров с определенными покупателями или продавцами, соглашения, препятствующие выходу на рынок других предприятий, соглашения между предприятиями о разделе рынка по ассортименту продукции или территориальному принципу и другие ценовые соглашения, дискриминирующие другие предприятия или дающие исключительные права отдельным предприятиям. В частности, это называется недобросовестной конкуренцией. Кроме перечисленных выше факторов под недобросовестной конкуренцией также понимают распространение неточной, ложной информации, вводящей потребителей в заблуждения про качество изготовления продукции. В добавок, к этому еще относят разглашение коммерческой тайны без согласия собственника.

Однако многие запреты на недобросовестную конкуренцию, монополистическую деятельность, а также действия органов власти, впрочем, могут оказать негативное влияние на развитие обычной конкуренции.

Кроме того, современное законодательство накладывает запрет на установление монопольно низких и монопольно высоких цен, создание дефицита путем изъятия товара из обращения и навязывание контрагентам условий, который невыгодны для них. На данный момент на российском рынке монополии чаще всего практикуют применению монопольно высоких цен (стоимость, самопроизвольно устанавливаемая производителям, используя свое доминирующее положение, в целях получения большей прибыли или компенсации неполного использования имеющихся производственных мощностей). Однако развитие конкуренции и среди монополии в будущем будет способствовать и развитию практики монопольно низких цен (стоимость, искусственно заниженная, в целях вытеснения конкурентов с рынка). Это создает необходимость контроля финансово-промышленных групп.

В добавок, по действующему законодательству РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в случае, если предприятие достигло определенного порога по заданному объему операций, возникает необходимость получения согласия антимонопольного органа на собственные действия (это называется предварительный контроль), а также последующего уведомления про них (речь идет о последующем контроле).

Современное антимонопольное законодательство РФ также не разрешает сделки и действия, по итогам которых устанавливаются или расширяется рыночная власть коммерческой организации в случае, если негативные последствия для конкуренции не будут компенсированы повышением конкурентоспособности на международном и внутренних рынках. Таким образом, существующая форма контроля не мешает отечественным предприятиям интегрироваться для успешной конкуренции с зарубежными производителями.

Российская антимонопольная политика запрещает антиконкурентные действия органов управления и власти. Это значит, что запрещено принимать нормативные акты, которые будут ограничивать свободную конкуренцию, а также ущемлять интересы граждан и предприятий.

Одним из инструментов реализации государством антимонопольной политики являются реестр (информационная база о самых крупных субъектах рынка). Все предприятия, имеющие на рынке определенного товара долю более 35% заносятся в специальный реестр (региональный и федеральный рынок).

В условиях современности формирование регулирующих органов в стране носит очень болезненный и продолжительный характер. При этом профильные министерства очень неохотно отдают соответствующие полномочия. Главными причинами этому служат проблемы финансирования, сложности при привлечении квалифицированных кадров, сложность в разработке методов регулирования и острая необходимость улучшения нормативно-правовой базы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.