Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение, развитие и сущность монополии. Виды монополий






Монополистические образования начали возникать на рынке в конце XIX века. Вследствие чего рыночные отношения почти впервые столкнулись с существенной угрозой нормального функционирования их необходимого атрибута – конкуренции. Конечно же монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявлялись на всех этапах развития рыночных отношений, но именно в этот период начинается их новейшая история.

В XIX веке во время кризиса 1873 года начался переход от господства совершенной конкуренции к господству монополий. Тем самым начался монополистический этап развития капитализма, который также носит название империализма [22].

Между этими двумя явлениями – кризисом и монополией существует тесная взаимосвязь (недаром в экономической литературе монополии получили название «дети кризиса»). Это объясняется одной из причин монополизации – во времена кризисных потрясений многие фирмы пыталось найти спасение в монополистической практике.

Монополистические образования представляют собой отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество проду кции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли [21, с. 567].

На данный момент явление монополистические образования воспринимается как отрицательная черта для существования рынка. Тем не менее все предприятия так или иначе стремятся к получению этого статуса. Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избавиться от целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть. Монопольные предприятия имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Монополией называется ситуация в отрасли, при которой:

1) в отрасли существует только одна фирма;

2) благо, которое она производит, не имеет близких заменителей;

3) отсутствует возможность появления в отрасли других фирм [11].

Термин монополия пришел из древнегреческого языка, и дословно его можно перевести как «один продавец». Однако в реальности очень трудно найти ситуацию, кода на рынке действовал бы один абсолютный производитель и продавал бы товар, который не имел бы никаких заменителей. Поэтому следует помнить о том, что при использовании термина «монополия» всегда существует доля условности.

Такая фирма, не имеющая «соседей» по отрасли, является полным хозяином положения на рынке своего блага. Выпуск этой фирмы является выпуском всей отрасли, и предложение этой фирмы является предложением всей отрасли.

Таким образом, монополист (так называют фирму, не имеющую конкурентов) обладает уникальной возможностью выбирать, сколько будет производить вся отрасль.

Более того единственная фирма на рынке располагает никем не ограниченной возможностью назначать цену. Спрос на продукцию монополиста представляет собой совокупный рыночный спрос. Поэтому увеличение цены, устанавливаемой им на свою продукцию, снижает объем продаваемой продукции, и наоборот, снижение цены, устанавливаемой им на свою продукцию, повышает объем продукции, продаваемой монополистом. Возможность диктовать цену и составляет сущность монопольной, или полной, рыночной власти.

Существуют очень весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке (кроме, однако, «естественных монополий»). Не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении научных исследований и опытно – конструкторских разработок. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в науке и технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными (англ. venture – рискнуть) компаниями [1]. На этой основе могут возникнуть крупные фирмы (великолепный пример – Microsoft, имевшая в 1981 году численность 100 сотрудников в США, ныне имеющую более 120 тыс. сотрудников почти в 50 странах мира, рыночную стоимость порядка $400 млрд. и годовой оборот почти в $63 млрд. [6]).

К преимуществам монополий также можно отнести возможности крупномасштабного производства снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности.

Но минусы в том, что монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, что обостряет соперничество.

Как мы уже говорили, так или иначе целью каждого предприятия становится достижение монопольной власти. Но монополия может существовать только под условием того, что вход на данный рынок, представленный монополистом, для других предприятий либо невыгоден, либо просто невозможен. Если другим предприятиям удастся войти в отрасль, то монополия по существу исчезнет. Поэтому наличие входных барьеров является обязательным условием для возникновения и существования монополии. К входным барьерам часто относят экономию на масштабе производства, естественные монополии, патенты, лицензии, собственность на важнейшие виды сырья, нечестную конкуренцию и высокие транспортные расходы [3, c. 146].

В зависимости от возможных причин появления, монополии условно делят на два вида: естественные и искусственные. В свою очередь искусственные монополии часто подразделяют на административные и экономические монополии [23, c. 354].

Естественной монополией называется ситуация, когда одна большая фирма в отрасли будет производить благо с более низкими средними затратами, чем несколько небольших фирм. Естественная монополия возникает вследствие объективных причин, в основе которых особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна и нежелательна [23, c. 355].

Часто причиной такого положения становится экономия от масштаба производства (чем больше выпуск продукта, тем ниже средние затраты на его производство). Большая фирма может обеспечивать гораздо меньшие средние затраты, чем фирма маленькая. Следовательно, цена на ее продукт может быть ниже, чем у маленькой фирмы.

Примером может послужить энергообеспечение, телефонные услуги, связь, транспорт и т.д. В этих отраслях в пределах страны часто существует ограниченное количество предприятий (если не единственное национальное), поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Искусственной монополией называется ситуация, при которой нет причин для естественной монополии, но в отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью [23, c. 357].

Возникновению искусственной монополии есть два объяснения, поэтому искусственные монополии, как мы уже упомянули, подразделяют на административные и экономические.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным управлениям и министерствам. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции [23, c. 368].

Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства [22].

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке тем или иным путем [23, c. 390].

В любом случае при естественной или искусственной монополии другие фирмы в отрасли появиться не могут, и единственная фирма в отрасли является полным хозяином положения.

В общем, как мы уже говорили выше, явление монополии воспринимается как отрицательная черта для существования рынка, однако в ряде случаев монополия является единственным вариантом обеспечения развития экономики данной отрасли, тогда как конкуренция привела бы не только к росту производственных издержек и нерациональному использованию ресурсов, но также и к увеличению расходов потребителей. В этом случае и следует говорить о естественных монополиях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.