Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформация в Швейцарии. Кальвинизм.






Именно в Швейцарии зарождается и получает распространение по Европе наиболее радикальное реформационное движение – кальвинизм.

Швейцария в составе СРИ. (В последней четверти 13 в. – Рудолф I Габсбург), она находилось в составе территорий Габсбургов.

Существовало более 20 независимых политических образований, которые делятся на 3 сектора по языковому принципу: итальянский сектор Швейцарии (северо-итальянский диалект), французский сектор Швейцарии (южно-французский диалект), немецкий сектор Швейцарии (немецкий язык).

Живущие в Швейцарии не горели желанием жить в составе какого-то государства, и по тому три южных провинций в итальянском секторе сформировали «Вечный союз» (Швиц, Ури, Унтервалден) – военно-политическое образование, для противодействия экспансии Габсбургов. Постепенно к этому союзу присоединились и другие провинции, в итоге новое аморфное образование получило название – «Швейцарский союз» (конфедерация, то есть когда провинции договариваются между собой, общие для всех структуры, определяя для них полномочия, до 17 века в этом союзе ничего подобного не было, объединялись в случае внешней угрозы, возможные общие экономические правила). Разделение на три сектора. Дальше, разделение определённое в историографии, разделение на 2 части, исходя из уровня экономического развития: северная и южная части Швейцарии.

Северный регион – «горный» - весь немецкий и большая часть французского сектора, экономически развиты территории с дефицитом населения, там быстро развивалось торговля, ремесло, рано зарождаются капиталистические отношения (соседство с Рейнской областью Германии, где тоже рано развивается капитализм, влияние Нидерландов и Италии), ремесло и промышленное производство идут в гору. Северные провинции рано ликвидируют феодальную (власть епископов прежде всего) власть, которая переходит к верхушкам городов, олигархические республики похожие на Венецию (такой сложной организации не было, но суть такая же), власть принадлежит богатым семьям, которые учитывают интересы средних собственников, дабы сохранять стабильность. Что с феодализмом? Он трансформируется. Феодалы переселяются в города, становясь частью олигархической верхушки. Город – типо коллективного феодала, и крестьяне несут феодальные повинности в интересах всего города.

Южный регион – «лесной» - слабо развитые экономически регионы, избыток местного, особенно сельского населения.

Основа – с/х. Господствуют классические феодальны отношения похожие на южно-французские.

Земель пригодных немного, а населения много. Что делать?

Помимо всего прочего стоит вопрос независимости, постоянные интервенции и экспансии, поэтому местные органы власти формируют ополчения из крестьян. На базе него формируется позже лучшая в Европе в 16-17 вв. – швейцарская пехота.

Ополчение швейцарских провинций своё боевые качества продемонстрировали уже в 1315 году, когда вторглись войска Габсбургов в Швейцарию, завязалась битва при Моргартене. Конечно, не ключевая битва Средневековья, но сражение примечательно тем, что в одном войске не было пехоты, а в другом не было кавалерии. Хорошо обученная и подготовленная пехота оказалась лучше и одержала победу. Битва при Куртре в 1304 (фламандцы vs французы) показало тоже самое.

Война между Карлом Смелом (герцог Бургундский, который был могущественные многих европейских королей) и швейцарским союзом. Одним из регионов на которые претендовал герцог была Швейцарии, в 1477 году бургундцы вторгаются, но у Нанси решающее сражение, там швейцарская пехота уничтожает Бургундское войско, которые погибло при отступлении, попав на лёд. Сражение по сути выиграл Людовик 11, король Франции, присоединив Бургундию к своему домену. Другим победителем стали Габсбурги, им досталось другая часть герцогства.

Развивается швейцарское наёмничество. Не было похоже на другое. Оно заранее формировалось (от 400 до 4000), называлось терция, главным был капитан. Их можно было встретить по всей Европе, до сих пор швейцарская пехота охраняет Рим. (10000) Во Франции служило 6000. Это большая привилегия. За это были готовы платить. Почему? Очень выгодно, с каждым подписывался контракт. Прослужив два раза по 6 лет, можно было получить пожизненную пенсию от короля.

В Шотландии также с наемничеством. Но шотландцев намного меньше в армиях Европы.

В лесных провинциях, наёмничество – способ преодоления демографической проблемы. Несколько сотен, или тысяч человек уезжало, многие гибли, многие оставались, а если и приезжали, то состоятельными людьми.

Города на севере испытывали нехватку рабочих рук. Положение наемника и наёмного рабочего разные. Наёмный рабочий – ниже китовых какашек (с), а значит туда особенно никто не горл желания ехать работать.

На Юге – классические феодальные отношения, сильны позиции церкви, предпосылок для Реформации не было. На севере же, было влияние из Германии, в Швейцарию отступают часть крестьянских отрядов, проигравших в Крестьянской войне, туда же идут отдельные рыцарские отряды. Создаётся определённый процент людей, знавших Реформацию. Идеи Лютера хорошо знали, но местного лидера нет. Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков (с).

Но появляется Ульрих Цвингли (1484-1531), происходил из зажиточной крестьянской семьи, родился в Германии, его семья переезжает в Швейцарию, отец его сельский староста, мог позволить отправить сына в университет в Вену, потом в Берн и Базель. Почему из Вены в Берн и Базель? Планировалось, что по окончанию обучения он получит сан священника, но в Австрии приезжему этом сделать сложно, даже в Швейцарии оказалось сложно. Стал священником в наёмном отряде – капеллан. Он не наёмник, не получает жалование как и все, глава терции ему не платил. В 1506 году он становится капелланом, участвует в двух походах в Италию. Заработанные средства позволили ему купить место священника в Цюрихе. Его идеи похожи на идеи Лютера, но он их упрощает. Это такой примитивный пересказ, переложение идей Лютера. Он и сам об этом говорил. С чего началась его деятельность? Он хорошо знаком с Библии и священными текстами. Сделал «открытие»( многие удивлялись этому ) - не упоминается Римской церкви, а значит...?

Он издаёт «67 тезисов исповеданий веры». Главный тезис – «...вера без церкви». Главное взаимоотношением верующего с Богом. Он говорил – закройте храмы, любой дом подходит для богослужения. Конфискованное имущественное продать и использовать для благотворительности, в том числе создать начальные школы, чтобы люди могли читать Библию.

Отношения между Лютером и Цвингли. Состоялись в переписки, сохранились письма, написанные Лютером. У него была канцелярия, а значит письма писались в двух экземплярах. Исходя из переписки можно сказать о очень хороших взаимоотношениях между ними. Лютер благосклонно относился к нему. Но Лютер особо не следил за ним, Цвингли же считал себя его учеником, Лютер – его духовный наставник.

На самом деле различия в их учениях есть. Лютер – монархист. Призывать в Германии к республике странно. Все бы покрутили у виска. Цвингли республиканец, тут тоже самое. Было даже опасно. Сторонник Габсбургов и все такое.

Методы проведения Реформации. Лютер говорил о мирном подходе – проповедуйте, убеждайте. А Цвингли (человек военный) выдвинул – «Кто не со мной, тот против меня». Насильственная Реофрмация. Не хочешь, заставим, человек поживет в общине, привыкнет, ну а че?

В 1522 году в Цюрихе сорван набор наёмников из-за пропаганды Цвингли. Конфликт Цвингли и городских властей с епископом города Констанц. Констанц – церковная провинция, которая включила территорию Цюриха, там по решению собора отправили на костёр Гуса.

Всех католических служителей из Цюриха изгоняют, конфискация имущества. Верхушка городская обогатилась, за что он включён в магистрат. В Берне и Базеле Цвингли набирает популярность, в 1528/29 годах там происходит тоже самое.

ЧСВ Цвингли растёт так, что он считает, что за счёт трёх город он может провести Реформацию на всей территории. В итоге война религиозная до 1531 года. Трём горным провинциям противостояли пять лесных. Воевать между собой они не воевали, крупных сражений нет. Стороны блокировали пути сообщения, дороги, выставил заставы, в приграничных районах стычки. Так грабительские набеги. Цвингли, дабы поддержать сторонников, ездил вдоль границы, произносил проповеди. Но в 1531 году он остался в Капелле (Капель), небольшой городок, деревня, название, потому что там часовня. Отряд воинов нападет на город. Цвингли убивают. Это стало известно с рассветом, чтобы замести следы, тела погибших сожгли. Не повезло, что-то пошло не так.

Почти сразу переговоры, которые завершились заключением договора, основным принципом его стало свобода вероисповедания.

В 1534 году в Швейцарии, бежавший из Франции, Жан Кальвин. Наиболее известный радикальный реформатор. Он сопоставим с Лютером, настолько крут.

Он родился в 1509, умер в 1564. Его отец – чиновник, должностное лицо в канцелярии епископа, семья темно связана с Католической церковью. Его настоящее имя – Жан Шавен. Он обучался в Сорбонне. Получил сан священника. Во Франции получавший сан получал приход. Но Жан не явился туда, отправился в Орлеан. Там крупнейшая юридическая школа.

Школа королевская, назначение – государственная служба, не явиться опасно. Поэтому в Париж, там вступает в религиозный кружок, который формально изучает труды Мартина Лютера. Руководитель – Гийом Фарель, который на французский перевёл почти все сочинения Лютера. Благодаря нему Библия в переводе Лютера во Франции. Кальвин объявляет, что он разрывает с каталитической верой. В других бы странах, он попал бы под репрессии, во Франции же ничего подобного. Там даже инквизиционные суды не работают, вместо неё – Огненная палата (бюрократическая структура), они периодически устраивали суды, чтобы показать, что работают, собирали инфу о врагах Католической церкви, но ничего больше.

Идеи реформации быстро распространяются во Франции, но поддержки нет. Там уже реализованы многие требования Реформации. Церковь – часть аппарата государства, доходы в казну короля. Жан Кальвин создаёт своё сообщество. Начинает высказывать идеи о уничтожении церкви совсем. И на них обращают внимание.

Фарель и Кальвин «бегут»( не спеша, собрав имущество, их предупредили) в Базель. В 1535 году в Базеле книга «Наставление в христианской вере» (Ж.Кальвин), последнее издание в 1562 году, постоянно дополнял, переиздавал.

В 1536 году Кальвина приглашают в Женеву. Там Кальвин служит в местной Католической структуре, потом убеждают городские власти изгнать епископа. В 1538 году произошёл инцидент, перед религиозным праздником, отказывает в причастии всем жителям Женевы – святого причастия никто не заслуживает. Его изгоняет. В 1541 году он возвращается, с 1541 и до смерти, он религиозный глава Женевы. Вскоре даже религиозно-политический лидер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.