Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основная сфера деятельности фонда — кредитование стран- участниц, поэтому рассмотрим основные механизмы кредитования фонда.






1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25% квоты, назы­валась до Ямайского соглашения «золотой», с I97S г. — резервной долей (Reserxv Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кре­дита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует ее кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместесоставляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.

2. Кредитные доли. Средства в иностранной ват юте. которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае ее полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100%' квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кре­дитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма ват юты страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Таким образом, пре­дельная сумма кредита, которую страна может получить у фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125% ее квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанав­ливать это ограничение. На этом основании ресурсы фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ. а суммы, превосходящие первую кре­дитную долю.

3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия до­говоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов пред­ставляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения фондом ее запроса, то выделение средств в счет верхних кредитных долей обычно про­водится посредством договоренностей со странами-членами о ре­зервных кредитах. С 1950-х и до середины 1970-х гг. соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 г. и до сегодняшнего времени — до 18 месяцев и даже до трех лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

4. Механизм расширенного кредитования (Extended Fund Facility) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о пре­доставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, тор­говли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырех лет, определенными пор­циями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении мак­роэкономических стабилизационных программ пли структурных реформ. Фонд требует от стран-заем ши ко в выполнения определенных условий, причем степень их жесткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства стран-заем ши ков. предусматривающие проведение ими соответствующих финансово- экономических мероприятий. фиксируются в «Письмео намерениях» (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в M ВФ. Ход выполнения обязательств страной — получателем кредита контролируется путем периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации (Performancecriteria). Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определенным макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения.


Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями фонда и не выполняет взятых обязательств, он может огра­ничить ее кредитование и отказать в предоставлении очередного транша.

Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать эконо­мическое и политическое давление на страны, осуществляющие заимствования.

В отличие от Всемирного банка деятельность М ВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия кратко­срочных финансовых обязательств.

Парижский клуб — неофициальная межправительственная орга­низация индустриально развитых стран-кредиторов, инициатором создания которой выступила Франция. Парижский клуб кредиторов — это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Объединение было создано в 1956 г., когда Аргентина согласилась встретиться со своими кредиторами в Париже. Клуб создан для обсуждения н урегулирования проблем задолжен­ности суверенных государств. Главная задача, которую решает Па­рижский клуб, — реструктуризация задолженности развивающихся стран. Главная идея деятельности Парижского клуба — проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еше в декабре 1994 г. Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67% долга той или иной страны. В феврале 1995 г. Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80%. Максимальная скидка предоставляется нс всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.

Парижский клуб более влиятелен, чем. например. Лондонский клуб, и объединяет представителей банков-кредиторов 19 стран (Ав­стралия. Австрия. Бельгия, Великобритания, Германия, Дания. Ир­ландия. Испания. Италия, Канада, Нидерланды. Норвегия. Россия. США. Финляндия. Франция. Швейцария. Швеция. Япония).

Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей, обуслов­ленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику и равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.

С 1956 по 2009 г. в рамках Парижского клуба было достигнуто 408 соглашений с 86 различными странами-должниками. Общая сумма урегулированного внешнего государственного долга различных стран составила 513 млрд долл. США.

Несмотря на то что Парижский клуб не имеет строгого формали­зованного статуса, т.е. является неформальной организацией, его деятельность базируется на определенных правилах и принципах.

Россия вступила в Парижский клуб в 1995 г. в качестве кредитора и прежде всего получила реальную возможность влиять на мировую экономику: во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоииал мсти чес ких стран, задолжавших клубу: во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб по­зволило России повысить свой кредитный рейтинг и успешнее раз­мешать еврооблигации.

Северный инвестиционный банк (Nord Investment Bank, NIB) — мно­госторонний банк развития, членами которого являются страны Скандинавии и Балтии.

Банк финансирует проекты, представляющие интерес для стран- членов как в Северной Европе (инвестиции в инфраструктуру, эко­логию. образование), так и за ее пределами (содействие фирмам — партнерам компаний из стран Северной Европы). Банк предоставляет кредиты на срок до 20 лет в объеме до 50% от стоимости проекта.

Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (InternationalAccounting Standards Board) — структура, устанавливающая Международные стандарты финансовой отчетности (МС'ФО). Рас­полагается в Лондоне (Великобритания).

Совет входит в состав Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Committee foundation). В Совет должно входить 14 членов, назначаемых Коми­тетом по Международным стандартам финансовой отчетности.

Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board) — меж­дународная организация, созданная странами «большой индустри­альной двадцатки» на Лондонском саммите в апреле 2009 г. Создан на базе Форума финансовой стабильности, существовавшего с 1999 г. Основные цели организации — выявление слабых мест в области мировой финансовой стабильности, разработка и применение регу­лирующей и надзорной политики в этой сфере.

В состав Совета входят представители национальных финансовых органов власти (центральныхбанков, надзорных органов, министерств финансов), международных финансовых институтов, комиссий, экспертов центральных банков.

Черноморский банк торговли и развития — международная финан­совая организация, созданная с целью поддержки регионального развития и кооперации стран Черноморского региона. Целями банка являются развитие торговых связей в регионе, содействие реализации международных проектов, содействие иностранным инвестициям.

предоставление гарантий при развитии торговых и экономических связей как на государственном уровне, так и в частном бизнесе. Чер­номорски!! банк торговли и развития относится к международной организации «Черноморское экономическое сотрудничество».

Основополагающим документом, определяющим деятельность ЧБТР, является Соглашение о создании Черноморского банка тор­говли и развития, зарегистрированного ООН. Уставный капитал банка 3 млрд СДР. Страны — члены Черноморского банка торговли и раз­вития—Албания. Армения. Азербайджан. Болгария, Грузия. Греция, Молдавия, Румыния. Россия. Турция, Украина.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.