Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Символика.






 

Психологическое воздействие цвета было замечено людьми в тот же момент, когда был замечен и сам цвет.

В первобытные времена и в древности окраска служила для выделения некоторых вещей из природной среды — тем самым на них акцентировалось внимание, им придавалось особое значение, ценность, духовный смысл. Окраска предметов, одежды, архитектуры всегда была рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так, например, воины в боевом наряде вызывали возбуждение, страх; жрецы и культовые предметы (например, раззолоченные и убранные цветами жертвы) — благоговение, восторг, экстаз; цари, одетые в золото и драгоценные камни, — трепет и дрожь, чувство собственного ничтожества перед таким великолепием; пестрые циновки и яркое убранство жилища — чувство праздничности, переключения из режима труда на режим отдыха и семейных радостей. Иными словами, на эмпирическом уровне эмоциональное воздействие цвета было очень хорошо освоено и активно использовалось с древнейших времен.

Но научная проблема психологического воздействия цвета возникает в тот момент, когда распадается единство индивидуума и внешнего мира, возникает отчуждение человека от природы, общества и самого себя. Это происходит у истоков капиталистической культуры, в эпоху Возрождения. Когда человек жил в органическом единстве с природой, не было нужды задумываться об адекватности ощущений раздражениям, о преобразованиях сигналов в органах чувств и пр., так как не было сомнений в тождестве явления и его образа в душе. Теперь же, когда непосредственное ощущение цвета слабеет, усложняется и запутывается, возникает потребность выяснить и зафиксировать связи в системе «человекцвет». В конце XVI в. Ломаццо пишет о «языке цветов» в светском обиходе, в XVII в. Роже де Пиль фиксирует установившиеся взгляды на эмоциональную выразительность различных цветов. И наконец, в конце XVIII — начале XIX в. Гете обобщает проблему в своем «учении о цвете».

В конце XIX в. осознается актуальность проблемы психологического воздействия цвета для фабричнозаводского производства, торговли, рекламы, дизайна. В это время ею занимаются физиологи, психологи, медики, т. е. проблема приобретает научную основу.

В XX в. исследования этой проблемы приобрели экспериментальный характер наравне с исследованиями по физике или химии. Человек стал рассматриваться как комплекс ряда функциональных систем: кровеносной, пищеварительной, дыхательной и т. д. Воздействуя на организм цветом, при помощи приборов фиксируют реакции отдельных систем. Так было совершенно «точно» определено, что красный цвет возбуждает деятельность большинства систем, синий успокаивает, зеленый является оптимальным для зрения, оранжевый — для пищеварения, желтый тонизирует, фиолетовый угнетает. В соответствии с этими выводами цвет стали широко использовать в производственной средекак средство оптимизации производственного процесса и в медицинекак средство терапии. Предпринималось также множество попыток исследований цветовых предпочтений и элементарных эстетических реакций на цвет. Здесь, правда, успехи науки пока невелики. В отношении предпочтений не удалось пойти дальше подтверждения давно известных фактов возрастных предпочтений — и то в самом общем виде; что же касается эстетических реакций, то обычными экспериментальными методами пока не удается вывести простую теоретическую закономерность.

Проблема цветовой символики тесно связана как с проблемой психологического воздействия цвета, так и с его систематикой и классификацией. Мы уже упоминали о том, что у истоков культуры цвет был равноценен слову, т. е. служил символом различных вещей и понятий. Наиболее устойчивыми цветовыми символами оказались самые простые, т. е. основные, цвета. Роль цветовой символики в обществе пропорциональна доле мифологизма в его мышлении. По мере возрастания доли рационализма убывает и роль символики. В наше время цветовая символика сохраняет свои позиции в геральдике, функциональной окраске производственных объектов и транспортной сигнализации. В более сложных случаях (в искусстве, например) обращение с цветом допускает такой же произвол, как и обращение со словом. Впрочем, подлинные ценности создает лишь тот художник, который не отрывается от корней традиции и науки.








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.