Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Главные и второстепенные цвета






 

От древности до нашей эпохи проблема систематики цвета претерпевает очень большие изменения. Историю классификации цвета можно подразделить на два больших периода: первый — с доисторических времен по XVI в. и второй — от XVII в. до наших дней. Первобытные (и нынешние «примитивные») народы отождествляют цвета с наиболее ценными для них веществами и жизненно важными (по их понятиям) стихиями. Таковыми являются кровь, молоко, огонь, земля. Им соответствуют красный, белый и черный цвета. Эта триада надолго сохраняет значение основной.

В первый период древности, когда основным источником материальных благ стало земледелие и скотоводство, а главными богами — солнце (или небо), а также земля и произрастающие на ней растения, к этой триаде присоединились желтый цвет земли (у греков и китайцев), зеленый цвет растительности (у всех народов) и синий цвет неба (у китайцев и египтян). Иными словами, у древних народов вопрос о классификации цветов решался в тесной связи с вопросом об устройстве космоса, мира богов и людей. Все самое ценное и значимое в этом мире отмечалось какимлибо цветом, и эти цвета считались основными.

В эллинистическую пору античной культуры, когда мифологизм мышления понемногу изживает себя, когда наука начинает вытеснять религию и общественные отношения становятся все более сложными, появляются другие основания классификации цветов и их сочетаний. Цвета делят на благородные и низкие, культурные и варварские, темные (austeri) и яркие (floridi); вводится также деление на цвета архитектурной полихромии и цвета живописи. Античные ученые классифицируют цвета еще на основе мифологической традиции (по цветам стихий, света и тьмы) или вовсе не касаются этой проблемы (например, Лукреций).

Как видим, усложнение культуры и утрата единства способа мышления в древнем обществе привели к усложнению проблемы классификации цвета.

В средневековой Европе этот вопрос упрощается, так как появляется единое основание для его решения — христианская религия и ее догматы. Цвета подразделяются на «божественные» и «богопротивные». Конечно, первые — это главные, почитаемые и прекрасные, остальные — второстепенны или вовсе презираемы (например, серый и коричневый). Так же обстоит дело в странах Ближнего Востока, принявших ислам.

В эпоху Возрождения в Европе пользуются как античной (Альберты), так и средневековой классификациями цвета. Кроме того, Леонардо да Винчи вводит «практическиживописную» систему цветов исходя из минимальной палитры живописца.

Таким образом, вплоть до начала XVII в. классификация цветов строилась на основе культовой мифологии (подкрепленной, разумеется, непосредственно эстетическими оценками цвета), а также на некоторых частнопрактических моментах.

В XVII в. это положение в корне меняется: Ньютон вводит естественнонаучную (физическую) основу классификации цветов, а именно спектр белого света, в котором выделяются семь «простых» спектральных цветов и один — пурпурный, образованный смешением крайних цветов спектра. На основе спектра был построен цветовой круг, оказавшийся очень удобной системой для технических и научных целей. Феномен цвета обрел физическую почву, но утратил непосредственную связь с космическими сущностями. Теперь воссоединение цвета с космосом нуждается в философской рефлексии; распавшиеся связи нужно восстанавливать путем построения «объединяющих» теорий. Один из таких способов воссоединения цвета с остальным миром предложил Ньютон в своей теории «цветомузыки».

В конце XVIII в. Гете предложил новый способ классификации цветовпо физиологическому принципу. Построенный им цветовой круг состоит из трех пар контрастных цветов. Основой круга служит треугольник главных цветов, но это не цвета спектра, а самые употребительные краски художников — красная, синяя и желтая. Таким образом, в систематике цвета Гете исходит отчасти из естественнонаучных наблюдений (явление цветовой индукции), отчасти из обобщения практических операций живописцев (смешение красок). Благодаря трудам Филиппа Отто Рунге цветовая система приобрела третье измерение и вышла в пространство. Немецкий художник построил «цветовой шар», в котором соединились спектральные и ахроматические цвета, разбеленные, зачерненные и ломаные. Цвет образовал свою автономную и замкнутую «вселенную», самоценный мир красок, такой же шарообразный, как Солнце или Земля. Может быть, это было последним проявлением мифологизма в теории цвета.

В XIX в. благодаря трудам Г. Гелъмгольца уточняется вопрос об основных цветахими оказались красный, зеленый и синий, дающие в слагательных смесях все остальные цвета спектра в любой насыщенности. Физиологическая оптика приняла эту триаду в качестве основной. Эти же цвета оказались основными во всех случаях, где имеет место слагательное смешение цветов: в полиграфии, пуантиллистической живописи, ткачестве, позже в цветном кино, телевидении, театральнодекоративном освещении. Но не утратила своего значения и триада основных красок — красной, желтой и синей. Они составили основу цветового круга, которым продолжали пользоваться живописцы, полиграфисты и все те, кто получает цвет путем смешения красок. Цветовые системы дифференцировались и специализировались применительно к каждой отрасли науки или производства. В XX в. продолжается процесс дифференциации и специализации наук и производства. Появляются все новые и новые цветовые системы, пространственные тела в виде двойного конуса (Оствальд, Рабкин), спиралевидной фигуры (Менселл), многогранников со скругленными и острыми ребрами (Юстова, Кюпперс). Строятся различные цветовые круги, разрабатываются атласы цветов. Подобно тому как слово в литературе оторвалось от своей вещественной сути и обрело самоценность, так же и цвет в науке и технике порой теряет визуальные качества и превращается в систему чисел: современная колориметрия не «смотрит» на цвет, она его вычисляет. Подразделение на главные и второстепенные цвета почти всюду потеряло актуальность. Лишь в некоторых областях деятельности, где требуется быстрая и безошибочная узнаваемость цвета (геральдика, сигнализация, кодирование), главные цвета сохранили свои позиции.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.