Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Девиации






Явления, не укладывающиеся в рамки норм - девиации. Это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам. Примеры девиаций: правонарушения, проституция, пьянство, наркомания...

Э. Дюркгейм (1858 - 1917) первым затронул проблему отклонения от норм. Он написал книгу " Самоубийство" (1897)

Аномия

(" номос" - норма, " а" - отрицание). Это явление Дюркгейм связывает с периодами трансформации общества. " Безнормность" возникает, когда старые нормы разрушены, а новые еще не сформировались, не утвердились. Для Дюркгейма синоним общественного состояния - солидарность. Для общества традиционного, архаичного это солидарность взаимозаменяемых, похожих друг на друга индивидов - механическая солидарность. Для общества современного должна быть характерна солидарность органическая, т.е. уникальных, различных индивидов. Незавершенность перехода к органической солидарности является причиной аномии (любые трансформации общества ведут к дезорганизации индивидов относительно норм). Самоубийство - социальная патология. Это индивидуальное действие, причины которого в основном социальны.

Дюркгейм различает 3 типа самоубийств:

  • эгоистическое
  • альтруистическое
  • аномическое

Во всех случаях самоубийство зависит от степени интегрированности индивида в социальную структуру (недостаточной или чрезмерной). Причины самоубийств изменяются от общества к обществу, от религии к религии, но всегда исходят от группы, а не от индивида.

Р. Мертон тоже занимался аномией. С его т.з. отклоняющееся поведение - следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой и культурой целями и социально организованными средствами их достижения.

Цели - то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизненных целях всех слоев общества. Средства оцениваются с т.з. возможности достижения цели. Они должны быть портативны и эффективны. По Мертону равновесие между целями и средствами поддерживается до тех пор, пока индивиды удовлетворены и достигнутыми целями, и нормативными средствами их достижения. Однако возможности использования нормативных средств у различных социальных групп неодинаковы.

Типы отклоняющегося поведения Мертон различает в связи с разным отношением людей к общественно ободряемым целям и нормативным средствам их достижения.

Под девиантным (отклоняющимся) поведением в широком смысле понимают любые поступки или действия людей, не соответствующие писаным и неписаным нормам, причем как положительные, так и отрицательные. Это могут быть культурно одобряемые отклонения, например сверхгениальность, героизм, самопожертвование, альтруизм, трудоголизм и др., а также культурно неодобряемые отклонения, начиная от безбилетного проезда, кончая убийствами и другими тяжкими преступлениями.

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения от нормы (от закона), которые влекут за собой уголовное наказание. Совокупность противоправных поступков получила в социологии название — делинквентное поведение. Девиантное поведение — относительно, поскольку имеет отношение к моральным нормам, ценностям данной группы, делинквентное — абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

Принято различать первичную и вторичную девиацию. Первичным называют такое отклонение, которое в целом соответствует принятым в обществе нормам и является настолько незначительным и терпимым, что окружение индивида не квалифицирует его девиантом, и он себя таковым не считает. Под вторичным отклонением понимают поведение, которое в значительной степени отклоняется от существующих в группе норм и потому определяется как девиантное, и личность уже идентифицируется как девиант.

30.

нформизм - предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения. Молодой человек или девушка, которые получают хорошее образование, находят престижную работу и успешно продвигаются вверх по служебной лестнице, - олицетворение конформизма; они ставят перед собой цель (скажем, финансовый успех), и достигают ее законными средствами. Следует учитывать, что конформизм представляет собой единственный тип недевиантного поведения.

2. инновация - она предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. " Инноватор" будет использовать новые, но незаконные средства достижения богатства - он занимается рэкетом, шантажом или совершает так называемые " преступления белых воротничков" (вроде растраты чужих денег). Инноватор не стремится изменить социальную структуру общества. Он подбирает средства, которые позволят ему занять в этой структуре более высокое положение. Каждому типу поведения соотвествует своеобразный «символ веры». Человек находит способы обоснования своего поведения. «Символ веры» инноваторов – надежда на удачу.

3. ритуализм - предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Бюрократ, фанатически преданный своему делу, настаивает, чтобы каждый бланк был тщательно заполнен, дважды проверен и подшит в четырех экземплярах. В конце концов он становится жертвой жестокой бюрократической системы и спивается от отчаяния. Происходит это именно потому, что обнаруживается забвение цели деятельности - для чего все это делается. « Символ веры» ритуалистов: «я играю по правилам», «чем выше взлетишь, тем больнее падать», «главное – семья и дети» и т.д.

4. ретреатизм - бегство от действительности наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения. Наиболее ярким проявлением ретреатизма становятся маргиналы: бродяги, пропойцы, душевнобольные, наркоманы и т.п. «Символ веры» ретреатистов – «не общество изгнало меня, я сделал свой свободный выбор». Чаплиновский бродяга – яркое воплощение этого «символа веры».

5. бунт - подобно бегству от действительности, данное поведение тоже одновременно отрицает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. Но он приводит к замене старых целей и средств на новые: развивается новая идеология (она может быть революционной). К примеру, систему социалистической собственности, вытесняющую частную собственность, революционер считает более законной, чем существующую. Бунтари (мятежники) стремятся к изменению социальной структуры. При этом следует помнить, что бунтари – это не обязательно обездоленные люди, но они апеллируют к чувствам обездоленных и призывают их к действиям.

Концепция Мертона - девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым стандартам, как часто предполагают многие люди..

31.

Сущность процесса девиации

Девиация (уклонение) является одной из сторон всеобщего понятия изменчивости, свойственной окружающему нас миру. В живой природе изменчивость называется мутацией, в неживой – флуктуацией. Изменчивость в социальной сфере, поскольку она связана с непосредственной деятельностью человека, носит социально значимый характер и реализуется в поведении людей –девиации.

По определению Я.И. Гилинского, поведение людей является девиантным, если их поступки или действия не соответствуют официально установленным нормам и правилам, фактически сложившимся в этом обществе. Подобного мнения придерживается и группа авторов во главе с академиком В.Н. Кудрявцевым, рассматривающая девиантное поведение как социальное отклонение, характеризуя его как отступление от существующих социальных норм, их нарушение, то есть " ненормальное" поведение с точки зрения нормального значимого фактора.[4]

Почему за точку отсчета берется норма? Это связано с тем, что нормы выполняют в обществе важнейшие функции: функции обеспечения общества эталонами поведения (взаимодействия); функции стабилизации (упорядочивания) отношений между группами и индивидами. Общество, принимая те или иные нормы в качестве образца поведения, создает механизмы их соответствующей общественной и правовой поддержки, что предполагает и наличие соответствующих санкций по линии общественного и государственного воздействия. Вопрос о границах и масштабах социального контроля имеет самостоятельное значение. По сути своей он тесно связан с пониманием прав и свобод личности, ее автономии и степени зависимости от различных социальных институтов, ее роли и места в системе общественных отношений. Нормы исторически обусловлены. Но интенсивность и характер их изменений в разных социальных условиях различны. Становление новых норм поведения и деятельности в нашем обществе идет как под воздействием идеологии реформирования, так и самой жизненной практики. Конечно, в этих нормах должны найти отражение общечеловеческие принципы, правила, ценности, представления о должном и желательном, то есть диктуемом общественным идеалом, а также потребности реального бытия, детерминированные сложившейся ситуацией.

Отклонения (девиация) в поведении людей могут своими последствиями представлять различную опасность, поэтому отношение к ним в обществе не всегда однозначно. Тем более существуют такие виды отклоняющегося поведения, которые являются социальной патологией. К ним относятся: преступность, алкоголизм, проституция, гомосексуализм. Хотя и бывают такие формы отклоняющегося поведения, которые одобряются обществом (выдающиеся способности в сфере культуры, науке).

Поэтому девиантное поведение человека –многоплановое социальное явление. Оно проявляется в самых различных сферах его жизнедеятельности. Каждому из них свойственны определенные признаки, черты, способы и формы проявления.

В зависимости от общественного отношения к нарушаемой норме (общественно одобряемые и общественно неодобряемые), от типа нарушаемой нормы отклоняющееся социально неодобряемое поведение подразделяется на: правонарушения (уголовные, административные); аморальные поступки: (пьянство, тунеядство, проституция). Однако это деление может быть лишь относительным. Девиантное поведение классифицируется также по уровню масштабности (носит индивидуальный или массовый характер); по элементам его внутренней структуры (по принадлежности к той или ной социальной группе, половозрастным характеристикам), по ориентированности (экстравертивное – направленное на внешнюю среду, интровертивное – ориентированное на самого себя: пьянство, самоубийство). Как видим, это деление во многом выделяет лишь идеальные формы девиантного поведения. В чистом виде конкретная форма девиантного поведения встречается довольно редко. Как, например, можно утверждать, что пьянство – это лишь интровертное отклонение в поведении. Оно имеет элементы экстравертивности, так как от него страдает не только тот человек, кто пьет, но и его семья, близкие, окружающие.

Немаловажным элементом системы механизмов в социальных отклонениях является отношение самой личности к совершенным ею нарушениям норм поведения, реакция на мнение окружающих и общества. В большинстве своем это отношение носит самооправдательный характер, в чем проявляется самозащитная реакция человека. Установлено, что людям с отклоняющимся поведением свойственно стремление к удовлетворению своих психологических потребностей в оправдание своих действий и поступков, какими бы тяжелыми они ни были.

Выявление и изучение в социологии механизмов девиантного поведения показывает, что важнейшими факторами, предопределяющими поступки и действия людей, являются, прежде всего, уровень их сознания, нравственности, развитость системы социальных регуляторов и отношение общества к лицам с отклоняющимся поведением. Недооценка хотя бы одного из них ведет к серьезным последствиям, опасным для самой личности и для окружающих. Об этом говорит рост преступности, наркомании, пьянства, проституции и других нарушений социальных норм, характерных не только для современной российской действительности, но и для других стран СНГ и всего мира.

В современных теориях, объясняющих отклоняющееся поведение, можно выделить в самой общей форме два периода: 20–40–е гг. характеризовались распространением биопсихологического направления, а 50–70–е гг. связаны с преобладаниемсоциологических и социально –психологических исследований.

Биопсихологическому направлению присуще объяснение отклонений от социальных норм естественными, в том числе наследственными свойствами человеческого организма. Но на IXМеждународном конгрессе социальной защиты (1976г.) было отмечено, что это объяснение преступного поведения в современной западной криминологии не только не пользуется поддержкой, но даже одно упоминание вызывает или насмешки, или раздражение.

Что касается психологического направления, то реакцией на чрезмерную психологизацию отклоняющегося поведения стали попытки найти объективные объяснения этому поведению путем анализа тех социальных отношений и проблем, с которыми сталкивается человек в современном обществе.

Изучение социальных отклонений и мер борьбы с ними осуществляется в каждой стране с учетом специфики социально – экономических, политических, культурных и других условий жизни общества, особенностей правовой системы, нравственных представлений и норм.

Таким образом, мы видим, что критерии девиантности меняются во времени и даже в рамках единой культуры.

Социологи установили следующие закономерности в отношении общественного мнения к фактам девиантного поведения:

  • если несогласие с нормами наносит личный ущерб, оно наказывается обществом меньше или не наказывается;
  • если. угрожает жизни человека, наказывается сильнее, нежели за ущерб имуществу;
  • материальный ущерб в больших масштабах, угроза государственной безопасности считается преступлением против общества;
  • границы терпимости общества к отклонениям различны в разных культурах, ситуациях (нападение на человека, защита от врага).

Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков, которое предполагает возможность проявления в обществе культурного релятивизма (относительности), а не господство абсолютных этических норм либо идеологических требований. Снятие социальных и идеологических запретов обогащает общественную жизнь.

32.

Социальные изменения: сущность, причины, факторы

Социальные изменения – одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.

В социологии, с начала ее возникновения, выделяются и исследуются, как правило, два типа социальных изменений – эволюционные и революционные. В классической социологии вплоть до нач. ХХ века оба эти подхода были основаны на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII–XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Законы последней, как считалось, могут и должны быть поняты, открыты и использованы для практического употребления. Разница была лишь в том, что мыслители – приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях, и что не следует насиловать общественную природу; а сторонники революционных изменений исходили, наоборот, из концепции необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями. Отсюда и два подхода к анализу и сущности социальных изменений – эволюционных, совершаемых «без насилия» или революционных, при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок.

Эволюционный подход берет свое начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у К. Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по К. Марксу – это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В подходе Маркса, т.о., представлены как эволюционный, так и революционный подходы к анализу социальных изменений.

М. Вебер, который был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам, полагал, тем не менее, что можно делать обобщения и формулировать тенденции, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Представители эволюционного подхода они полагали свои схемы верными в отношении всех обществ, которые проходят (или должны проходить) один и тот же путь от исходного, менее развитого состояния к более развитому, современному. Поэтому эти классические социологические теории рассматриваются как теории модерна, для которых очевидна предпосылка о том, что в процессе социальных изменений стандарты модерна рано или поздно будут приняты всеми модернизирующимися странами.

Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимании разнообразных причин, определяющих развитие общества.

В то же время данные концепции (за исключением, пожалуй, марксизма) не могли в достаточной мере объяснить кризисов, попятных движений и распада общественных структур1. Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой исторической перспективе.

Ограниченность классического эволюционизма в ХХ веке преодолевались путем поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса. В сущности, они развивали и обогащали идеи эволюционного подхода к социальным изменениям, дополняя их новыми аналитическими схемами, приходящими из смежных и других наук.

В теориях циклического развития эволюция общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся после его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривают социальные изменения по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность2.

Названный подход в России разработан А.С. Ахиезером в сонцепции социокультурной динамики, в которой ее история представлена как постоянное колебание «расколотого общества» между полюсами двух противоположных идеалов – вечевого (соборного, либерального) и авторитарного (абсолютистского, тоталитарного). Раскол между ними обуславливает невозможность медиации, но задает циклическое инверсионное развитие. В ходе каждого исторического цикла осуществляется переход между двумя крайними точками инверсии – от вечевого идеала (соборности) к авторитаризму (абсолютизму) и обратная инверсия. Развитие представляет собой поиск постоянного компромисса между этими полюсами, более удачный – в период развития страны и менее удачный – в период катастроф.

Теория социального изменения Т. Парсонса строится на основе теории на основе мыслительной модели структур общества и его изменения по по принципу кибернетической иерархии различных систем – организмов и личностейт как ступеней растущей степени сложности. Действительно глубокими изменениями являются по Парсонсу те, что затрагивают культурную систему. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и самого общества в его основе3.

Общество как социальная система обладает устойчивостью, способностью к самовоспроизводству, что находит проявление в стабильности его основных структурных элементов (адаптации). Если соотношение сил, элементов, поддерживающих равновесие, нарушается, но сама конфигурация общественной системы в целом, ее основные структурные элементы остаются неизменными, то утраченное равновесие быстро восстанавливается. Т. е. изменения остаются внутренними (например, рост влияния какой-либо социальной группы, появление нового состава государственных органов и т.д.), а система, интегрируя в себя новые образования, в целом остается неизменной.

Второй вид социального изменения – это изменение структуры, когда система неспособна восстановить равновесие из-за сильного давления изнутри и вовне. Для сохранения целостности социальной системы происходит модификация социальных подсистем и их структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций).

Более обобщенно социальное развитие общества Парсонс сводит к четырем механизмам эволюции. Первый – это дифференциация, связанная с усложнением строения общества. Второй – адаптация (адаптивное возвышение), под которой понимается новый способ соотнесения с окружающей средой (например, новая техника или новые способы коммуникации). Третий механизм предполагает увеличение объема членства в обществе (инклюзия). Прежние критерии членства в обществе (класс, пол, этническая принадлежность) теряют свое значение в эволюционирующем обществе. Четвертый – обобщение ценностей. В изменяющемся обществе ценности и нормы все в меньшей степени остаются приемлемыми для разных групп. Все шире в обществе начинают распространяться представления об универсальных, независящих от типа социальной системы человеческих правах и идеалах (например, декларация ООН о правах человека, международные силы и т.д.).

В социологических исследованиях рассматриваются насильственные и добровольные, обратимые и необратимые изменения. Изменения могут быть планируемыми или непредвиденными, осознанными или неосознанными. Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных изменений, возникших под воздействием процессов самоорганизации. При построении глобальных теорий социологи стараются выявить одну-две ведущие (главные) причины социальных изменений. Однако построение реалистических моделей социальных процессов требует, как правило, мультиказуального подхода и учета сети взаимосвязанных причин. Перечислим основные типы причин социальных изменений.

1. Природные причины – истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.

2. Демографические причины – колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.

3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.

4. Социально-политические причины – конфликты, войны, революции, реформы.

5. Социально-психологические причины – привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д.

Перечисленные причины социальных изменений могут являться как внутренними, так и внешними по отношению к данной социальной системе. П. Сорокин полагал, что основными причинами социальных изменений являются именно внутренние, имманентные причины. Сформулированный им принцип имманентных изменений гласит: «После возникновения социокультурной системы ее естественное, «нормальное» развитие, формы и фазы жизненного пути определяются, в основном, самой системой…»4. Внешние обстоятельства могут замедлить или ускорить внутрисистемные процессы, могут, наконец, ее уничтожить, но не в состоянии изменить программу развития, заложенную в систему. Система самодетерминирует свою эволюцию, что, по мнению Сорокина, эквивалентно свободному развитию*. Влияние внешних сил необходимо учитывать, но их воздействие не в состоянии изменить последовательность фаз развития системы.

Изучая социальный объект в статике, мы предполагаем, что наблюдаемые его характеристики, как качественные, так и количественные, в течение определенного небольшого промежутка времени практически не изменяются (точнее, происшедшими изменениями можно пренебречь). Формально можно сказать, что в моделях статики время отсутствует.

В динамических моделях время присутствует в явном виде. Исследователя интересуют изменения во времени количественных и качественных переменных, как, впрочем, и постоянные параметры, не изменяющиеся за период наблюдения.

Описание динамики объекта предполагает использование понятия процесса. Приведем классическое определение социокультурного процесса, принадлежащее П.А. Сорокину: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик» [3, с. 80].

33.

Социальный конфликт как вид взаимодействия.

Взаимодействия между людьми создают основу и для социальных процессов. Процесс (лат. «движение») – совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Они могут быть единичными, повторяющимися и периодическими.

Одним из наиболее часто исследуемых процессов стал социальный конфликт, потому что он является одним из обязательных атрибутов социальных взаимодействий индивидов, групп и общностей. Социальный конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и интересов, которое приводит к реальной борьбе между субъектами взаимодействий.

Одной из причин конфликта может быть борьба личности за свои права. Если в результате конфликта человеку удается защитить свои права, то он оценивает его как положительное событие. Иными словами, наряду с негативными сторонами социальный конфликт имеет и позитивные моменты. Так, конфликт позволяет обнаружить социальную напряженность и заставляет людей искать выход из создавшейся проблемной ситуации. На эту сторону социальных конфликтов указал американский социолог Л. Козер, утверждавший, что конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию, но и большой позитивный потенциал, т.е. конфликт носит конструктивный характер.

Неслучайно Спенсер, Маркс, Вебер рассматривали конфликт как нормальное состояние общества, а Гумплович, Парк и Козер считали его важнейшим элементом социального взаимодействия. Их взгляды составили основу теории конфликта. Ее суть в том, что общество или организация функционирует таким образом, что каждый индивид или группа стараются получить максимальную выгоду от взаимодействия, что неизбежно приводит к социальному изменению, в частности к изменениям в политической сфере, революциям и т.д.

Социальные конфликты могут быть вызваны рядом причин. Главной причиной является несовершенство самих общественных отношений, что проявляется в социальной неоднородности общества, различиях в уровнях доходов, власти, социальном престиже, доступе к образованию, религиозных различиях и др. Кроме того, социальные конфликты вызываются социально-психологическими предпосылками: восприятием личностью своих социальных проблем, возможностью их самостоятельного разрешения. В значительной мере поведение человека детерминируется социально-психологическими чертами личности: темпераментом, эмоциональностью, интеллектом, общей культурой.

Любой конфликт всегда представлен индивидами с их социальными ориентациями, установками, мнениями и ожиданиями, поэтому он всегда связан с субъективными оценками и осознанием людьми противоречивости своих интересов интересам других лиц, групп, общностей или обществ. Это положение существенно расходится с марксистской концепцией конфликтов, где причинами конфликтов считаются неразрешимые объективные противоречия между большими социальными группами или классами. В частности, К. Маркс считал, что господствующий класс вла-деет средствами производства и поэтому осуществляет социальный контроль над другими классами. По мере того как рабочий класс осознает свое угнетенное положение, отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми становятся все более конфликтными, что приводит к социальной революции. Однако, как показала социально-историческая практика, идеологическая концепция К. Маркса с ее абсолютизацией экономических отношений, игнорированием субъективных оценок и форм поведения в конкретной реальной жизни оказалась несостоятельной.

Р. Дарендорф высказывал иную точку зрения, считая основой конфликтов политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. По его мнению, конфликт может возникнуть во всех социальных группах и общностях, где есть отношения господства и подчинения. Борьба за власть, господство и становятся причиной конфликта. Однако и в этой концепции фактор сознания играет главную роль: человек должен осознать, сопоставить свое положение с положением другого и сформировать установку на борьбу за власть, престиж и др.

Наиболее глубокое теоретическое обоснование проблемы социальных конфликтов получили в работах Р. Парка и Р. Дарендорфа. В частности, Парк обосновал концепцию социальной эволюции, в рамках которой конфликт рассматривается как источник общественного развития; в этом случае социальный мир предстает как поле битвы: множество групп, борющихся между собой, возникающих, исчезающих, создающих и разрушающих альянсы. Движущей силой развития взаимодействия людей Парк считал конкуренцию, которая может принимать различные формы: соревнование – конфликт – приспособление – ассимиляция. Соревнование – это взаимодействие без контакта между многими индивидами, но конкретный индивид не осознает своих конкурентов. Соревнование как форма борьбы за выживание (например, экономическое соревнование) может принять форму конфликта, однако соревнование превращается в осознанный конфликт только тогда, когда субъекты взаимодействия осознают, что возникшие проблемы нельзя никак разрешить иначе, и они начинают идентифицировать друг друга как конкурентов или врагов (при продвижении по службе).

Аккомодация – это приспособление субъектов к конфликтной ситуации, где их взаимодействия временно ограничены и регулируются законами и нормами. Например, студент считает, что преподаватель придирается к нему (конфликт). Т.к. он не может физически воздействовать на него, он вынужден приспосабливаться к нему на ментальном уровне, доказывая, что знает предмет, хотя боязнь, что на экзамене завалит, у него остается. Т.е., хотя конфликт исчезает, он остается латентным по характеру.

Ассимиляция – это процесс уподобления, когда индивиды и группы, воспринимая и разделяя опыт, нормы и ценности других людей и групп, составляют с ними одно целое (мигранты).

Существуют различные классификации конфликтов. Например, в зависимости от объекта различают экономический, политический, семейно-бытовой, религиозный, идеологический конфликт. Соответственно субъекту конфликта последние подразделяются на внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, этнонациональные, международные. Российский социолог Волков Ю.Г. предлагает следующую типологию: когнитивный конфликт как борьба точек зрения людей может перерасти в борьбу личностей, или межличностный конфликт, в конфликт между личностью и группой, затем в межгрупповой конфликт и далее в социальный конфликт – столкновение различных социальных общностей: классов, наций, государств, социальных институтов.

Л. Козер представляет другую классификацию, выделяя реалистические и нереалистические (беспредметные) конфликты. Реалистические конфликты направлены на достижение конкретного результата. Причиной конфликта такого рода может стать несправедливое распределение каких-либо преимуществ и ресурсов (власти, богатства, территории) между участниками, неудовлетворение их требований и т.п.

Причиной нереалистических конфликтов становятся накопившиеся отрицательные эмоции, обиды, враждебность, из чего следует, что острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Конфликты могут быть деструктивными, когда они нарушают эффективное взаимодействие и приносят вред обеим сторонам, и конструктивными, способствующими выявлению и разрешению противоречий, способствуют движению вперед, развитию, коррекции взаимодействия. Л. Козер подчеркивает, что конфликт не может иметь односторонних последствий: только позитивных или только негативных. Конфликт одновременно продуцирует и те, и другие. Как форма социального взаимодействия конфликт может быть инструментом формирования, стандартизации и поддержания социальной структуры.

Традиционно различают проблемы общественного характера, затрагивающие большие социальные группы, и проблемы личностные, касающиеся непосредственно каждого человека. Степень их актуальности в массовом сознании не всегда совпадает, что проявляется в характере социальных конфликтов, уровнях их распространения и глубине. Кризис общественных отношений наступает тогда, когда большая часть населения одновременно осознает обострение противоречий во всех сферах жизни. В этом случае общество нуждается в тотальных революционных переменах. Если они не проводятся правительством, то их осуществляет народ, как это произошло в российском обществе после глубокого кризиса тоталитарного коммунистического режима, загонявшего вглубь назревавшие социально-экономические и нравственные проблемы. Крайними формами конфликтов являются войны.

Поскольку конфликт является обязательным атрибутом социальных взаимодействий, различают 3 уровня конфликтов: на уровне личности – межличностные, на уровне групп – групповые и на уровне общества – социетальные. Хотя конфликты личностного характера занимают в конфликтологии незначительное место, их роль в жизни конкретного человека очень велика: именно межличностные конфликты 85% разводящихся супругов считают основной причиной распада семьи и 40% работников – причиной их увольнения с работы.

Так как в любой структуре всегда есть повод для конфликтной ситуации, мировое сообщество должно было бы постоянно находиться в состоянии «войны». Поэтому для избежания социальных конфликтов создаются целые системы социокультурных и правовых норм, регулирующих взаимодействия, и определяются формы выражения несогласия и уровни терпимости в социальных отношениях. Так, в сфере межгосударственных отношений это дипломатические ноты протеста против каких-либо нарушений в отношениях между странами, экономические эмбарго – запреты на ввоз в страну или вывоз из нее товаров и др.

Чтобы избежать наиболее острых форм социальных конфликтов, ученые разрабатывают концепции путей к согласию в обществе, уделяя особое внимание методам разрешения конфликтов. Последние весьма разнообразны по содержанию и характеру, каждый метод применяется с учетом особенностей той или иной организации, условий ее функционирования, взаимодействия с соперниками и т.п.

Например, Р. Даррендорф выделял следующие методы разрешения конфликта. Первая группа методов разрешения конфликтов включает уклонение от конфликтного взаимодействия, исключение демонстрации собственных успехов, достоинств и т.п. с целью унижения другого, чтобы не подталкивать его к противостоянию.

Одним из часто применяемых методов разрешения конфликтов является принуждение, которое в случае обострения межэтнических и межстрановых противоречий оборачивается применением вооруженной силы, военными действиями. Конструктивными способами решения конфликтов являются компромисс, когда соглашение достигается путем взаимных уступок, переговоры, в ходе которых нужно искать взаимную выгоду на основе взаимоприемлемого использования существующих различий и расхождений. В межгрупповых и межстрановых конфликтах положительный эффект дает обращение к посреднику – третьей стороне, не участвующей в конфликте непосредственно, в целях прекращения противоборства и налаживания сотрудничества. В западных странах и в последнее время в странах СНГ широко используется арбитраж, который представляет собой определенный набор процедур примирительного характера, осуществляемых официально на это уполномоченными учреждениями или организациями, например, судов по трудовым спорам.

Хотя конфликтов избежать невозможно, следует помнить, какими способами можно перевести противоборство интересов в конструктивное русло и разрешить их с пользой для дела. Сегодня это очень важно, т.к. в мире отмечен рост конфликтов всех уровней: межличностных, между социальными и этническими группами (богатыми и бедными, басками и испанцами, курдами и турками, Косово) и сообществами (влияние ислама, вмешательство США и стран ЕС в дела государств на Ближнем Востоке и т.д.)

34.

Семья как социальный институт

Семьей наз-ся основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Семья – первичная малая соц.группа. Одновременно семья – соц. институт, выполняющий определенные соц. ф-ии. Функции семьи: репродуктивная (деторождение, продолжение ч-кого рода); воспитательная (воспитание детей); хоз.-экономич. (г.о. ведение дом. хоз-ва); рекреативная (восстановление жизненных сил); коммуникативная (реализация потребности в общении); регулятивная (первичный ур-нь соц. контроля). Брак – юр. оформление семьи, ист. форма отношений между м. и ж., через кот. общ-во упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их права и обязанности по отношению др.к др. и к детям. Типы семьи. В зав-ти от структуры родственных отношений: простая (нуклеарная) – супруги, и дети, не состоящие в браке; сложная (расширенная) – сост. из нескольких поколений. По кол-ву детей: бездетная; малодетная; среднедетная; многодетная (в настоящее время 3 ребенка и выше). По соц. ориентациям: 1) ориентированные на семейные ценности, на воспитание детей, совместное проведение досуга; 2)ориентированные на развлечения, потребление мат. и дух.благ; 3) ориентированные на проф.интересы, на карьеру, успехи на работе, саморазвитие личности. Современная семья в большинстве стран регулируется рядом принципов, закрепленных в законе. Среди них особо выделяются 2 осн.: 1) свобода и добровольность закл-я брака (каждый может выбрать себе жену или мужа по своему собственному усмотрению); 2) свобода развода (право супругов на развод, контролир.гос-вом). Среди осн. причин разводов: нравственно-психологич. несовместимость супругов; супружеская неверность; пьянство; завышенные притязания друг к другу; бытовые противоречия (нередко связанные с бытовой неустроенностью) и ряд др

35.

Наряду с политическими и экономическими институтами существенное значение имеет функционирование иных, в том числе — социально-культурных институтов, таких как институты системы образования, науки, здравоохранения, культурно- воспитательные учреждения, система права и правосудия, армия и т. д. Все эти (и другие) институты общества — предмет специализированных социологических исследований.

Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. С функциональной точки зрения система образования включена в число институциональных структур, обеспечивающих социализацию индивидов. Социализация индивида есть процесс, посредством которого индивидуумы развивают качества, существенные для эффективного функционирования в обществе, в котором они живут. Социализация обеспечивает преемственность культуры, ее передачу от поколения к поколению. Агентами, проводниками первичной социализации (социализация ребенка) служат семьи, и социализация носит во многом стихийный, самопроизвольный характер.

Параллельно с названными агентами социализации, действующими в течение всей жизни, являются общественные структуры (политические, юридические, религиозные, средства массовой информации и т. д.). Здесь социализация имеет по преимуществу целенаправленный характер. В современном обществе решающим инструментом такого рода сознательной социализации являются системы образования. В их деятельности также воспроизводится двоякая функция процесса социализации: передача культуры и развитие личности.

Исторически институциональные структуры целенаправленной социализации вплоть до Нового времени охватывали сравнительно незначительную часть общества и обеспечивали цель формирования единой политической, религиозной, военной и экономической элиты. В настоящее время система образования по своему значению, объему и содержанию играет, как никогда прежде, решающую роль в жизни общества. Если исторически приобретение образования было экономически непродуктивной, но престижной принадлежностью представителей узкого, привилегированного слоя элиты, то в настоящее время производительный потенциал общества непосредственно определяется широким распространением специализированного знания. Условием успешного функционирования современной демократической политической системы также является распространение массового образования.

Образование служит развитию личности, содействует ее самореализации. В то же время, образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера. Функция передачи культуры наиболее представлена в обществах с ярко выраженным исторически ориентированным самосознанием, где существует озабоченность сохранением традиционных ценностей, опасение их утраты вне специальной системы соответствующего образования. Реализация такой функции образования находит выражение в поощрении дисциплин гуманитарного цикла — истории общества, языка, литературы, географии, религии и философии.

К числу проблем, возникающих в связи с реализацией функции передачи культуры, относится проблема сочетания консервативного, охранительного элемента культурного наследства (вне которого передача культурных ценностей невозможна), с элементами культуры, позволяющими сохранить ее динамизм, сочетать уважение к традиции со способностью их критической оценки. В своем крайнем выражении консерватизм образования может принимать форму индоктринации либо политического (идеология тоталитаризма), либо религиозного (фундаментализм), либо национального (этноцентризм) характера.

Система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества. Большинство современных стран характеризуется наличием различных этнических, расовых, религиозных групп. Образование может вносить вклад в формирование (особенно среди подрастающего поколения) чувства общности исторической судьбы, принадлежности к данному единому обществу и, сохраняя национальные особенности культурного своеобразия таких групп, содействовать выработке общих ценностей, предпочтений, идеалов и устремлений в рамках культурной интеграции.

В настоящих условиях перед системой образования в России стоит необходимость решения задач как содержательного, так и структурно-организационного характера.

С содержательной точки зрения освобождение от идеологической индоктринации ставит задачу формирования ценностного фундамента, восстановления и развития в системе образования базовых основ гуманитарного знания, сочетающих в себе лучшие образцы общечеловеческих идеалов и принципов с национальным историко-культурным наследием.

К числу организационных относится задача сочетания государственных учебных заведений, бесплатного образования с развивающимися образовательными учреждениями негосударственного, платного образования (строго говоря, термин «бесплатное образование» не вполне точен, оно бесплатно для учащихся, но такого рода образование оплачивается через государственный бюджет, оплачивается налогоплательщиками, населением в целом). Очевидно важное социальное значение такого образования, гарантированного Конституцией РФ. Его поддержание и развитие напрямую зависят от размера государственного бюджета и доли в нем, выделяемой для этой цели.

Вместе с тем очевидна правомерность параллельного развития системы платного, негосударственного образования. Его доступность напрямую зависит от уровня доходов граждан. Платная система образования позволяет расширять материальную базу таких заведений, обеспечивать повышенную оплату преподавателям, что позволяет улучшать на конкурсной основе их состав, претендовать на повышенный (элитный) уровень обучения, гибко реагировать на возникающие новые потребности в специализации такого образования и т. д. По мере развития платной системы образования проявится ее элитный характер.

В конечном счете в сфере образования также проявится универсальный принцип: то, что дороже стоит, обладает лучшим качеством (и больше ценится). Такова явная социальная функция подобной системы. Ее латентная функция выразится в том, что дифференциация в уровне, качестве образования не только выразит, отразит дифференциацию граждан по уровню доходов, но и предоставит своим выпускникам лучшие стартовые условия для социальной мобильности, продвижения по социальной лестнице и занятия соответствующих социальных позиций, т. е. внесет свой вклад в социальную стратификацию общества.

Интеллект в технотронную эпоху. В истории человечества каждый период развития цивилизации может быть охарактеризован различными символами общественного богатства, основной силой, движущей производством. Так, для традиционного, по преимуществу сельскохозяйственного производства символ богатства — это хлеб, орудие производства — человеческая (и животная) сила. Для сменившего его индустриального производства символ богатства — металл, основное орудие — инструменты, машины, механизмы, невероятно увеличившие силу человека.

Сегодня, в постиндустриальную, технотронную эпоху возникает новый символ общественного богатства, представляющий собой в этих условиях решающую силу дальнейшего экономического развития. Таков микрочип — нервная клетка компьютера. Его вещественная, материальная сила ничтожна — это кристалл кремния, песчинка. Но в эту песчинку впечатана микросхема — высшее достижение технического интеллекта, и именно в этом высокая ценность такой песчинки. Это же обстоятельство выявляет и решающую силу («орудие») общественного производства технотронной эпохи - высокоразвитый интеллект человека.

Человечество по-прежнему не может жить без хлеба и металла. Ему пo-прежнему нужны сила человека и мощь механизмов. И конечно, интеллект неизменно вел человека по дороге цивилизации. Однако именно сегодня он выступает как самостоятельная, решающая сила общественного производства. Ни количество угля и стали, ни рост урожая не решают сами по себе сегодня вопрос об уровне развития общества, о его созидательном потенциале. Ноесли сегодня «интеллект решает все», то общество и те его институты (образование, воспитание), которые призваны воспроизводить духовное богатство общества, сохранять достигнутый уровень знания и интенсивно развивать его, готовить тех, кто будет делать все это, — то именно такое общество с подобными высокоэффективными системами образования сможет занять и сохранить достойное место в сегодняшнем мире. Перед таким вызовом стоит в наше время Россия.

36.

Политика как социальный институт. Социология политики

ПОЛИТИКА — один из важнейших социальных институтов, с помощью которых общество осуществляет распределение власти, устанавливает определенный порядок организации общественного бытия и разрабатывает наиболее важные для общества решения.

Изучением политики занимается целый комплекс социально-политических наук, основными среди которых выступают политология и социология политики. Политологический подход к анализу политики является наиболее общим и всеохватывающим. Политологи анализируют весь спектр проблем, относящихся к политике, т.е. проблем, связанных с вопросами завоевания, удержания и использования государственной власти. В принципе политология сегодня — это комплекс политических наук, к которым относят: политическую антропологию; политическую историю; политическую психологию; политическую географию, теорию мировой политики и международных отношений и ряд иных. И, конечно же, к числу ключевых из таких наук относится социология политики или политическая социология.

Иногда между этими двумя науками, подходами проводят определенную границу. Однако, в настоящее время предмет данной науки вполне оформился. СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ - это специальная социологическая теория, изучающая взаимосвязь и взаимоотношения политической сферы общественной жизни, политических институтов с другими социальными институтами. Если детализировать названное выше определение, то можно говорить о том, что основными предметами социологии политики выступают: политическое сознание и политическое поведение; политические интересы и политические отношения, а также механизмы воздействия людей, социальных групп на процессы функционирования власти.

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ ПОЛИТИКИ:

Политическое сознание — теории, идеи, взгляды, традиции и т.п. компоненты общественного сознания, в которых индивид, группа, класс, нация, общество в целом осознают свои политические интересы, формулируют политические цели и задачи.

Политические интересы — обобщенное выражение потребностей, идеальных стремлений и деятельного начала в политическом сознании социальных групп и индивидов.

Политические отношения — форма осуществления классовых и групповых интересов и реализации в системе общественных отношений функций управления и контроля за социальным поведением индивидов и групп. Это именно упоминавшиеся выше отношения по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти.

Политическое поведение — активность индивидов, групп, организаций в сфере политических отношений, связанная с воздействием на власть или

противодействием ее реализации.

Основные ПРОБЛЕМЫ которые исследует современная социология политики:

• политика как социальный институт общества;

• проблемы политической институционализации и социализации;

•личность в гражданском обществе, ее права и свободы;

• политическое сознание, политическая культура, политическая идеология и их проявления в деятельности различных социальных групп, политических и общественных движений;

• политическое поведение, в т.ч. электоральное поведение в ходе избирательных кампаний;

• прогнозирование развития политических ситуаций, кризисов;

• социальные аспекты проводимых политических реформ;

• политические конфликты и проблемы их регулирования и др.

В последние годы в рамках социологии политики начал активно развиваться маркетинговый подход. ПОЛИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ представляет собой концепцию регулирования политического рынка, основанную на маркетинговом подходе к политике, иными словами - исследовании политического рынка; разработке проектов и технологий, направленных на регулирование поведения индивидов и групп в сфере политики, наконец, планирование и реализацию специально подготовленных мероприятий, направленных на достижение поставленных в процессе политической деятельности целей.

37.

В группу фундаментальных экономических социальных институтов входят: собственность, рынок, деньги, обмен, банки, финансы, различного типа хозяйственные объединения, которые в совокупности образуют сложную систему производственных связей, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

Благодаря развитию социальных институтов происходит функционирование всей системы экономических отношений и общества в целом, осуществляется социализация личности в социально-трудовой сфере, происходит передача норм экономического поведения и моральных ценностей.

Выделим четыре признака, общие для всех социальных институтов в сфере экономики и финансов:

  • взаимодействие между участниками социальных связей и отношений;
  • наличие подготовленных профессиональных кадров, обеспечивающих деятельность институтов;
  • определение прав, обязанностей и функций каждого участника социального взаимодействия в экономической жизни;
  • регламент и контроль эффективности процесса взаимодействия в экономике.

Развитие экономики как социального института подчиняется не только экономическим законам, но и социологическим. Функционирование этого института, его целостность как системы обеспечивают различные социальные институты и социальные организации, которые следят за работой социальных институтов в сфере экономики и финансов, контролируют поведение их членов.

Базовыми институтами, с которыми взаимодействует экономика, являются политика, образование, семья, право и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.