Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфликтологическое направление в социологии






Конфликтологическое направление в социологии ищет пути выхода из негативных последствий столкновений человеческих интересов в обществе, а также вырабатывает способы и методы сглаживания конфликтов и перевода их в позитивное русло. Конфликты затрагивают такие сферы жизни общества как экономика, социальная сфера, национальные отношения и многие другие. В связи с этим возникла необходимость классификации этих социальных явлений. Были выделены такие большие группы как личностный конфликт (внутри личности), межличностный (между двумя или более людьми), межгрупповой (между социальными группами с противоположными интересами), конфликт принадлежности (когда индивид принадлежит к нескольким конкурирующим группам), конфликт с внешней средой (между группой и ее социальным окружением). Социальный конфликт можно разделить на отдельные виды, которые характеризуют их с точки зрения мотивов возникновения данных проблемных противоречий. Конфронтация является противостоянием в закрытой, пассивной форме. В ней, как правило, участвуют группы с противоположными экономическими, политическими и социальными интересами. Соперничество проявляется в виде борьбы за признание определенных личных достижений, творческих способностей обществом или социальной группой. Соперничество преследует цель достижения лучших позиций в обществе.
Конкуренция – это отдельный вид конфликтных отношений, главной целью в которых выступает мотив получения выгоды или даже вполне реальной прибыли. В отдельные подгруппы социология конфликта выделяет схватки, дебаты, игры и некоторые другие. Современная социология отличается необычайным разнообразием научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоциологические теории и микросоциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными являются структурный функционализм и теория социального конфликта.
В противовес структурно-функциональному подходу, делающему акцент на стабильности социальных систем и эволюционных формах их развития, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными представителями, которого являются американский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф. В основе развития, утверждал американский ученый Ч.Р.Миллс, крайне критически относившийся к традиционной социальной науке, лежит конфликт, а не конформизм, согласие, интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами, олицетворяющими те или иные интересы.

11.

Русская социологическая мысль XIX – начала XX века

Хотя социология проникла в Россию с Запада, русская социологическая мысль быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться самостоятельно. За период с конца 60-х годов XIX века до середины 20-х годов XX века русская социология прошла несколько этапов развития, постепенно достигая когнитивной зрелости. Признаками этой зрелости стали стремление к теоретико-методологической интеграции, появление исследований эмпирического уровня и успешная институционализация.

Предпосылки появления в России новой науки были связаны в первую очередь с капиталистическим путем развития, на который Россия медленно, но неотвратимо вступала после реформы 1861 года. Часть конкретных социальных наук – история, этнография, социальная статистика, юридическая наука и другие – достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала. В этих условиях возникла междисциплинарная потребность в новой обобщающей общественной науке – социологии.

Идеология большей части первых русских социологов – мелкобуржуазный демократизм и либерализм; поэтому в большинстве доминирующих идеологических конфликтов, особенно до революции 1905 года, они выступали оппозиционерами и критиками царского режима. В рамках этой общей ориентации выделялись отдельные направления. Одни авторы обращали внимание на негативные черты западного капитализма (Н. Михайловский и др.). Другие, наоборот, призывали, открыто исходить из ценностей буржуазного общества и «пойти на выучку капитализму» (П. Струве и др.). «Именно эта, не просто политическая, но оппозиционно-политическая, ангажированность социологии в России составила ее отличительную черту, – пишет Н. Новиков, – по сравнению с западноевропейской социологией того времени».

Для становления социологии явно стимулирующим фактором оказалось усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских сословий, бывших до реформы почти незаметными группами на фоне крестьянства и дворянства. Капитализм увеличил и дифференцировал население города, создал массу новых профессий, способствовал невиданной ранее мобильности населения, ломке старых культурных стандартов.

Уже первые историки русской социологии, как отечественные, так и зарубежные (Н. Кареев, О. Лурьев, Ю. Геккер), заметили, что главные теоретические достижения социологической мысли в России были одновременно ответом на вопрос: «Что считать наиболее важным для блага народа?» Отсюда публицистичность социологической литературы в России XIX века, ее подчеркнутая гуманистическая ориентация.

Направления социологической мысли в России

Социогеографическое направление представлено именами Л. И. Мечникова (1838–1888) и А. П. Щапова (1831–1876). Мечников исследовал зависимость общественного развития от определенных географических условий, важнейшие из которых – наличие водных ресурсов и путей сообщения. Щапов активно развивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, изучал естественно-психологические и социально-территориальные особенности жизни русского народа.

Органическую школу представляют Е. В. Де Роберти (1843–1915), А. И. Стронин (1827–1889), П. Ф. Лилиенфельд (1829–1903), Я. А. Новиков (1830–1912). Де Роберти выдвинул био-социальную гипотезу происхождения общества, в основе которой лежало понятие надорганического. Надорганическое эквивалентно разумной, общественной или культурной стадии развития человечества. Согласно Де-Роберти, это результат превращения органической формы энергии в высшую форму. В реальности эта форма бытия выступает в виде био-социальной энергии (факты психологические) или энергии космо-био-социальной (факты исторические).

Важнейшее место в социологической мысли принадлежит социолого-юридическому направлению. Это направление развивали ученые, работающие в области права и социологии:?. М. Коркунов (1853–1904), Л. И. Петражицкий (1867–1931), П. И. Новгородцев (1866–1924), Б. А. Кистяковский (1868–1920), Б. Н. Чичерин (1828–1904). Их интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве.

Марксистская школа в социологии представлена М. И. Туган-Барановским (1865–1919), А. А. Богдановым (1873–1928), Г. В. Плехановым (1856–1918), В. И. Лениным (1870–1924), отчасти – П.Б. Струве (1870–1944), С. Н. Булгаковым (1871–1944) и Н. А. Бердяевым (1874–1948).

Уникальным явлением в российской социологии была субъективная школа, наиболее яркими представителями которой считаются П. Л. Лавров (1823–1900), Н. К. Михайловский (1842–1904), И. И. Кареев (1850–1931).

Михайловскому принадлежит идея о свободном выборе «идеала», которая обосновывала возможность изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении. Наиболее полное выражение эта идея получила в так называемом субъективном методе социологии, который высшим мерилом общественного прогресса и исходным пунктом исторического исследования полагал отдельную личность.

Практически все русские социологи XIX – начала XX века прямо или косвенно касались проблемы человека, индивида как социального существа. Человеческое сознание и поведение они считали основным критерием общественного прогресса, а в ряде случаев рассматривали в качестве одного из основных объектов социологического изучения. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой отечественной социологии в этот период времени.

12.

Аналитические социологи уже не пытаются “упростить” понимание функционирования и развития общества, сведя его к одному фактору, но стараются создать единую, всестороннюю и всеохватывающую теорию. Одним из самых выдающихся представителей аналитического или интегрального направления в социологии считают Питирима Александровича Сорокина (1889-1969). Он родился в селе Турья Вологодской губернии. Работал в Психоневрологическом институте, затем в Санкт-Петербургском университете. Там же начал свою научную и преподавательскую деятельность как социолог. В 1919 году в Петроградском университете открыли кафедру социологии, и Сорокин сразу же стал ее профессором. Вначале он принял социалистическую революцию, хотел работать в Советской России, но быстро разобрался что происходит. Появились его критические выступления, что явно не понравилось советскому правительству. И в 1922 году вместе с другими выдающимися учеными (Бердяевым, Кондратьевым и др.) его арестовали и выдворили из страны.

В 1930 г. П. Сорокин стал профессором Гарвардского университета, создал факультет социологии и проработал там до пенсии. Там же он написал свой главный труд “Социальная и культурная динамика”, превзошедший по объему и эмпирическому охвату “Капитал” Маркса.

 

Для П.Сорокина, общество есть исторически складывающаяся сложная система взаимодействия людей, которая не является результатом механической эволюции из природно-биологических отношений. Социокультурные отношения связаны с появлением особого духовного момента в системе взаимоотношений в виде “ценностей-норм-значений” (ЦНЗ), который является как раз той “призмой”, что превращает любые биофизические явления в социальные. Например, простой кусочек дерева или животное, через призму религиозных ценностей может превратиться в священный тотем. Простой физиологический акт между мужчиной и женщиной через призму ЦНЗ может быть истолкован как законные супружеские отношения, супружеская измена или изнасилование.

Социокультурное взаимодействие есть совокупность трех взаимосвязанных элементов: нематериальных (ЦНЗ в сознании людей и групп), материализованных ценностей (книги, средства производства и пр.) и совокупности самих взаимодействующих индивидов и групп. Предметом социологии и являются статические и динамические черты этих трех сфер взаимодействия: личностей как субъектов, общества как совокупности взаимодействующих групп и культуры, как совокупности идей, ценностей и их носителей.

Исторический процесс, по Сорокину, есть циклическая флуктуация типов культуры, каждый из которых - специфическая целостность и имеет в основе несколько главных предпосылок (представлений о природе реальности и методах ее познания). Сорокин выделяет три основных типа культуры: чувственный (когда преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности), идеацианальный (преобладает рациональное мышление) и идеалистический (господствует интуитивный тип познания). Кризис современной “чувственной” культуры он связывал с развитием материализма и науки и выход из него видел в будущей победе религиозной “идеалистической” культуры.

13.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.