Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная справедливость






Социальная справедливость – сложное и неоднозначное понятие. В экономической науке пока не сложилось единого определения социальной справедливости. В философии, в самом общем виде, социальная справедливость характеризуется как категория, предполагающая экономическое, политическое и культурное (производство, распределение и потребление духовных благ) равенство. Однако, и такой подход не дает четких параметров определения данной категории. Это обусловлено тем, что социальная справедливость связана со многими сферами жизнедеятельности человека. Экономические процессы в своем развитии тесно переплетаются с духовными и нравственными основами, с историческими особенностями, национальными традициями, природными условиями. Уровень социальной справедливости зависит не только от экономического развития общества, но и от политических, исторических, социально-психологических факторов.

В этих условиях установление оптимальных размеров вмешательства государства в распределительные процессы связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью, между стимулированием производства и социальным расслоением общества, которое при определенном уровне вызывает обострение социальных конфликтов. При разрешении такого противоречия воздействие государства, смягчающее социальную несправедливость, можно подразделить на текущее вмешательство в распределительные процессы и базовое преобразование распределительных отношений в виде альтернативных взглядов на социальную справедливость.

Текущее вмешательство государства в распределительные процессы. Формой разрешения противоречия в текущем периоде выступает перераспределение продуктов и услуг: трансфертные платежи, государственные программы помощи в виде содержания престарелых и нетрудоспособных, обеспечение образования, оказание бесплатной медицинской помощи.

Текущее государственное вмешательство в перераспределительные процессы можно свести в три основные направления.

Первое направление перераспределения совокупного дохода осуществляется в зависимости от трудового вклада с учетом размера удовлетворенных потребностей.

Второе направление перераспределения не связывается с трудовым вкладом. Размер выплат устанавливается от размера потребностей. К таким выплатам относятся: пособия многодетным и одиноким матерям, дотации на содержание детей в детских учреждениях, школах-интернатах, оплата специализированных видов лечения и т.д.

Третье направление – это “специфические выплаты” в виде льгот и услуг, предоставляемые населению непосредственно в натуральной форме через специализированные учреждения непроизводственной сферы. Такие “дополнительные доходы” предоставляются независимо от затрат индивидуального труда, и только тем, кто в них нуждается. К числу таких льгот относится бесплатная медицинская помощь, оказываемая страдающим хроническими заболеваниями; предоставление бесплатных услуг школьникам, многодетным матерям и т.д.

Существуют альтернативные взгляды на социальную справедливость – это определенные способы перераспределения доходов в виде базовых преобразований перераспределения с учетом не только экономических, но и политических, исторических и национальных норм жизни. Можно выделить четыре альтернативных взгляда на социальную справедливость (см. табл. 18.1).

Таблица 18.1.

Альтернативные взгляды на социальную справедливость 3

№ п/п Наименование Характерные черты социальной справедливости
  Эгалитарный Все члены общества получают равные блага
  Роулсианский Максимизируется полезность наименее обеспеченных лиц
  Утилитарный Максимизируется общая полезность всех членов общества
  Рыночный Справедливость устанавливается рынком

Эгалитарный подход предполагает полное равенство равного распределения благ между членами общества.

Роулсианский подход. Американский философ Дж. Роулс наиболее справедливым считает такое распределение, которое максимизирует полезность наименее обеспеченных членов общества. По его мнению, относительное экономическое неравенство допустимо в том случае, если оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейших слоев населения. П. Хейне придерживается противоположного мнения. Он считает, что перераспределение доходов в пользу бедных людей может привести к такому положению, при котором количество людей, относимых к категории бедных, может возрасти в результате усилий государства по борьбе с бедностью4.

Утилитарный подход. Согласно этому взгляду, товары и услуги необходимо распределять, максимизируя общую полезность всех членов общества. Основоположником доктрины утилитаризма является И. Бентам. Он выдвинул принцип наибольшего счастья для наибольшего количества членов общества. При этом, с утилитарной точки зрения, больше благ желательно дать тем, кто сумеет больше ими насладиться. Если бы все люди были одинаковы, то утилитарный принцип совпал бы с эгалитарным.

Рыночный подход заключается в том, что рыночное распределение доходов предполагает соответствие дохода, полученного от каждого фактора его владельцем. Сторонники этого подхода исходят из того, что равное распределение ресурсов может лишить стимулов наиболее продуктивных членов общества. Поэтому рыночный подход допускает существенное неравенство в распределении доходов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.