Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научные и этические взгляды Эпикура, Евклида, Птолемея.






Экономический и политический кризис Греции в эллинистический период (рубеж IV—III вв. — II в. до н. э.) отражается и в греческой философии. Вместо познания объективного мира она занимается этизированием, морализированием, скептицизмом. Наследницей философии Аристотеля выступает перипатетика (школа прогуливающихся), пропагандировавшая его сочинения большей частью через комментаторство. Трансформация греческой, эллинской культу-ры и распространение космополитического идеала, открытие индивида выво-дят на арену эпикуреизм, стоицизм, скептицизм и эклектическую философию.

Эпикур (342-271 гг. до н. э.) - основатель эпикуреизма. Эпикур развивал идеи атомизма. По его мнению, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в простран-стве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого про-странства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно дви-жение. Эпикур наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, которую он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека. Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и заде-вать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир. Эта идея дала возможность Эпикуру избежать идеи фатализма. Эпикур делает такой вывод: «В необходимости нет никакой необходимости!» Таким образом, Эпикур впервые в истории философской мысли выдвинул идею об объективно-сти случайности.

Евклид Александрийский (ок. 300 до н. э.), др.греч. ученый и математик, автор обширного корпуса сочинений, из которых наиболее извест-ны «Начала»; жил и работал в Александрии во времена Птолемея I Сотера. В создании и развитии науки Нового времени «Начала» также сыграли важную идейную роль. Они оставались образцом математического трактата, строго и систематически излагающего исходные положения той или иной мате-матической науки. Из других сочинений Е. сохранилась «Оптика» (о прямолинейном рас-пространении света), «Явления» (соч. по астрономии и сферической геомет-рии), «Данные» (о том, что необходимо, чтобы задать фигуру), «О делении фи-гур» (только в арабском переводе). Известны по кратким описаниям «Пориз-мы» (об условиях, определяющих кривые), «Конические сечения», «Поверх-ностные места» (о свойствах конических сечений), «Псевдария» (об ошибках в геометрических доказательствах), «Начала гармоники».

Клавдий Птолемей (ок. 100 - ок. 170) - позднеэллинистический астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ. Жил и работал в Александрии Египетской (достоверно - в период 127-151 гг.), где проводил астрономические наблюдения. Автор классической античной монографии «Альмагест», которая стала итогом развития античной небесной механики и содержала практически полное собрание астрономических знаний Греции и Ближнего Востока того времени. Энциклопедическая образованность и многообразные интересы (практиче-ски ни одна область математического естествознания не осталась без внимания Птолемея) привели ученого к необходимости осмысления структуры научного знания, его специфики, к обоснованию правильного метода. Великий античный астроном утверждает, что только через математику можно правильно познать мир. Она подготовит путь для понимания богослов-ских предметов, а также поможет в изучение физического мира, особенно дви-жения. Учитывает Птолемей и нравственных аспект таких занятий, ибо, созер-цая в божественном одинаковость, соразмерность и простоту, можно стать " способными к восприятию добродетельных поступков и нравственного со-вершенства".

 

17. Формирование опытной науки в Новое время. Идея создания «новой науки» (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

Ф.Бэкон посвятил свой главный труд – «Новый Органон» – разработке учения о методе познания. По его мнению, существуют три пути познания: «путь паука», т.е. вывод истин из чистого сознания; «путь муравья» – сбор эмпирических фактов при отсутствии их систематизации; и «путь пчелы» – истинный путь научного познания, который объединяет в себе преимущества первых двух путей, но лишенный ограниченности любого из них. Индукция (движение мысли от частного к общему), анализ, сравнение, эксперимент – вот основные условия его научного метода. Для преодоления противоположности между материальными и духовными явлениями Ф.Бэкон обосновывает идею материальности души. Сторонники эмпиризма отстаивали тезис: «Нет ничего в разуме такого, чего бы до этого не было в ощущениях человека». Их идейные оппоненты- рационалисты считали лишь мышление надежным основанием для познания. В адекватности чувственного восприятия можно сомневаться («все подвергай сомнению», – писал Р.Декарт), но сомнение само есть акт мышления. Лишь в мышлении человек обретает надежную опору в этом мире. «Я мыслю, следовательно, существую» (cogito ergo sum). Р.Декарт абсолютизирует логический аппарат мышления, и именно в нем старается найти такие самоочевидные принципы, которые были бы подобны аксиомам эвклидовой геометрии и не требовали бы специальных доказательств. В отличие от Ф.Бэкона, Р.Декарт считает, что лишь дедукция может служить источником настоящего знания. Проделывая путь от самых общих выводов к частным положениям, науки постигают великую и таинственную «книгу мира». Мировоззрение Р.Декарта было дуалистичным. Он утверждал, что мир состоит из двух независимых субстанций: духовной (атрибутом души при этом считается мышление) и материальной (атрибутом которой есть протяжение). Чтобы объяснить две разъединенные субстанции, философу пришлось ввести понятие Бога.

 

31. Методология научного познания: понятие метода и методологии. Проблема классификации методов.

Метод (от греч. µε τ ο δ ώ ς – “путь”, “способ”) – совокупность определенных правил, приемов, норм, используемых человеком в освоении и преобразовании окружающего мира и самого себя. Считается, что основное предназначение метода заключается в организации процесса деятельности и регуляции тех шагов, которые человек предпринимает в производстве адекватного знания о мире. Поэтому метод в той или иной форме сводится к системе предписаний, принципов, требований, призванных ориентировать исследователя на решение конкретных задач, на достижение максимального когнитивного эффекта. Метод по-настоящему дисциплинирует поиск истины, позволяет – если он адекватен предмету – экономить силы и время, придти к истине “кратчайшим путем”. Не случайно, метод уподобляют компасу, который позволяет субъекту познания прокладывать свой путь, избегая ошибок.

Методология (от греч. µε τ ο δ ώ ς – “путь” и λ ό γ ό ς - “слово”, “учение”) - фиксация системы определеных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, искусстве, политике и т.д.). Под методологией понимается учение об этой системе, общая теория методов, используемых в научных исследованиях, “теория в действии”.

В зависимости от роли и места в процессе научного познания выделяются методы: формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т.п. В зависимости от предметной сферы науки различаются методы: естественных; специальных; социально-гуманитарных наук.

В зависимости от степени общности и широты применения в современной философии науки выделяются следующие группы методов: общефилософские (в частности, метафизический и диалектический); общенаучные (абстрагирование, формализация, моделирование, аксиоматический метод и т.д.); частнонаучные (методы физики, химии, биологии и т.д.); дисциплинарные и междисциплинарные. В зависимости от глубины научного анализа различают методы эмпирического и теоретического уровней познания.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.