Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура античного полиса и становление первых форм теоретического мышления.






Развитию культуры Др.Греции способствовали: первые примеры демократии; географический фактор – удобные бухты, пригодные земледельческие производства, горы, ограждающие от моря; города-полисы, не было изоляции от другого мира, кораблестроение и торговля.

На развитие Афин влияние оказали реформы Перикла: отменили рабство за долги; изменили право наследия и собственности; обеспечивали развитие культуры.

Города – центры торговли и политической жизни. Развитию Греческой цивилизации способствовали раздробленность и подвижность греческого духа и стихия моря. Древние греки уважали законы города, видели благополучие человека, ценили свою территорию и язык. Они научились избегать открытого военного конфликта, заменяли другими средствами. В религии человек был на периферии космоса, что способствовало саморазвитию, мышлению, философствованию. Отношение между полисами – принцип агонистики (соревнования). Дух конкуренции – величайший стимул развития науки. В Греции возникли первые научные школы и центры; появились философы, к-рые решали многие вопросы, составляли речи, выступали в суде, давали философские советы; образованность являлась необходимым условием развития науки.

 

28. Основные формы научного познания: научный факт, научная проблема, научная гипотеза, научная теория.

Научный факт - это особое предложение, фиксирующее эмпирическое знание, утверждение или условие, которое может быть верифицировано. Факт противопоставляется теории или гипотезе. Научная теория описывает и объясняет факты, а также может предсказать новые. Утверждение, которое не может быть непосредственно подтверждено или опровергнуто, называется предположением или мнением.В современной философии науки распространены две основные концепции факта: фактуализм и теоретизм.

Научная проблема – это форма развития знания, форма перехода от старого знания к новому. Проблема появляется когда старое знание обнаружило свою ограниченность, а новое еще не приобрело своей развитой формы. Одной из функций проблемы как формы научного познания является мотивирующий, стимулирующий дальнейший научный поиск фактор.

Научная гипотеза – научное предположение, которое основывается на незначительном количестве фактов, установленных в данной области знания. С накоплением фактического материала гипотеза либо подтверждается, приобретая форму закона науки или научной теории, либо опровергается, если новые научные данные вступают в противоречие со сделанным предположением.

Научная теория есть система знаний, объясняющих совокупность явлений той или иной области действительности и сводящая известные в ней законы и эмпирические обобщения к единому объясняющему началу. В структуре теории выделяют следующие основные компоненты: исходное основание (фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, философские установки, ценностные факторы); идеализированный объект данной теории; логика и методология, применяемые для ее построения; совокупность законов и утверждений, выведенных из основоположения данной теории. Ключевой элемент теории – закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.

 

33. Универсальные методологические ориентации науки: объяснение и понимание.

Объяснение – это теоретико-познавательная процедура совмещенная с процессом описания объекта, в ходе которой выносится суждение (группа суждений) о принципах его устройства и функционирования, а также “поведения” в контексте становящегося целого. Наиболее разработанной (напр., У.Дреем, К.Гемпелем, О.Нагелем и др.) моделью научного объяснения является дедуктивно-номологическая модель рассуждений, позволяющая подвести явление под определенный закон. В рамках этой модели факт мыслится в свете закона, группа фактов в свете теории. Подобная модель объяснения существует в науке со времен Г.Галилея и ее использование является привычным приемом научной культуры. Каузальный анализ предполагает схему: «Это произошло потому, что (раньше) произошло то».

Для уточнения логической структуры процедуры объяснения приведем ее модель (по К.Г.Гемпелю3). Модель включает в себя: 1) эксплананс – группу утверждений об объекте, опирающихся на общие законы и зафиксированные эмпирические условия его бытия; 2) экспланандум – дескрипции объясняемого объекта или явления, логически связанные с экспланасом; и саму логическую дедукцию (связь эксплананса и экспланандума).

Понимание – это гносеологическая операция, связанная: а) с выявлением и фиксацией смыслов, находящихся в содержании тех или иных действий, текстов, контекстов и т.д.; б) со смыслотворчеством или смыслопорождением, т.е. в конституировании новых смысловых определенностей. Для подобной процедуры ключевой в методологическом отношении выступает категория “смысл”. Сама методика понимания (смыслов) построена на “логике вопроса-иответа” (Г.-Г.Гадамер) и предполагает “движение” мысли по т.н. герменевтическому кругу с целью наращивания смыслов, относящихся к исследуемому предмету.

При рассмотрениии двух универсальных исследовательских ориентаций – объяснения и понимания, следует учесть, что в реальном процессе научного познания обе они связаны и образуют одно неразрывное целое. Современный философ и методолог науки Г.фон Вригт отмечает: ”эти две процедуры, повидимому взаимосвязаны и особым образом опираются друг на друга…


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.