Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика научного знания. Наука и философия.






Научное знание - это объектный вид знания, удовлетворяющий следующим требованиям: определенность, доказанность, системность, проверяемость, полезность, рефлексивность, методологичность, открытость к критике, способность к изменению и улучшению. Знание (информация), не удовлетворяющее этим критериям, не имеет права находиться в системе научного знания и является ненаучным. Понимание специфики научного знания вытекает из того, как определяется сама наука и что она из себя представляет.

Наука и философия. Взаимосвязь между наукой и философией имеет сложный характер: помимо мировоззренческой интерпретации результатов науки, философию объединяет с наукой также стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов. Философия, являя собой научное знание, изучает мир на уровне его всеобщих оснований или теоретическом уровне. Философия не просто изучение мира, а получение знания о мире, преломленное в аспекте его осмысления для человека.

 

22. Наука в конце XIX – первой половине ХХ ст. Третья научная революция: общая характеристика. Достижение физики. Формирование нового типа рациональности.

В 40-е гг. XIX в. происходит становление основных направлений современной западной философии. Бурный рост науки и техники обусловил интенсивное развитие производства, обострение противоречий в социальной жизни, политическую неустойчивость, и, как следствие, ощущение надвигающегося кризиса. Процесс разделения труда и узкая специализация привели к фрагментации человеческого бытия и сознания. Все это нашло отражение в переосмыслении соотношения философии и науки, философии и религии в жизни человека и общества. Изменение социально-экономической обстановки приводит к изменению содержания проблемы методов и типов философствования.

Сциентистская тенденция основывается на представлении о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. К сциентизму относятся позитивизм, структурализм, прагматизм, неокантианство, неогегельянство, марксизм. Антисциентистская тенденция, напротив, была связана с теми негативными сторонами развития научного знания и общественной жизни, которые особенно резко проявили себя после I мировой войны и абсолютизировали антирационалистические идеи раннего периода неклассической философии (А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше). К антисциентистскому типу относят «философию жизни», религиозную философию, экзистенциализм, герменевтику.

Третья научная революция охватывает период с конца XIX в. до середины XX в. и характеризуется появлением неклассическо­го естествознания и соответствующего ему типа рациональности. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии — генетика, в химии — квантовая химия и т.д. В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира. Специфика этих объектов потребовала переосмысления прежних классических норм и идеалов научного познания.

В физике это выразилось в открытии делимости атома, становлении релятивистской и квантовой теорий.

В космологии были сформированы модели нестационарной эволюционирующей.

В процессе всех этих революционных преобразований формировались идеалы и нормы новой, неклассической науки. Они характеризовались пониманием относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. В противовес идеалу единственно истинной теории, «фотографирующей» исследуемые объекты, допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания.

 

40. Проблема динамики научного знания в Западной философии науки. Концепция «роста научного знания» К. Поппера

Концептуальный анализ и конкретизация динамического аспекта науки состоялись в рамках философии и методологии науки ХХ века. При этом, процессуальные характеристики роста научного знания – как показали представители ее различных течений – могут варьировать в зависимости от угла зрения на научную теорию.

В концепции «роста научного знания» К.Р.Поппера – философа науки, активно разрабатывающего эту проблематику в рамках «критического рационализма» – обращалось внимание на систему стандартов и норм рационального роста научного знания. Его «модель роста» научного знания отвергает кумулятивность (накопление фактов, их индуктивную обработку), взамен утверждая, что рост знания определяется: 1) содержанием «трех миров»; 2) принципом фальсификации; и 3) критицизмом как самоподдерживающим механизмом науки. Концепция «трех миров» говорит о том, что ученый в своей работе постоянно апеллирует: к миру физических объектов, физических состояний («первый мир»), философским абстракциям, которые питают мысль («второй мир») и объективному содержанию научных идей, мыслительных актов («третий мир»). Если онтология первого и второго мира относительно стабильна, функция третьего мира – генерировать новое знание. «Третий мир» содержит в себе как истинные, так и ложные взгляды и концепции, а их столкновение (между собой, а также с реальностью) играет позитивную роль. Всякая теория должна быть фальсифицируема, т.е. принципиально опровергаема. Если это происходит, то у ученого есть плацдарм для устранения ошибок, работа над совершенствованием ее дедуктивного вида, если – нет, то перед нами не теория, а что-то иное (религия, искусство, миф).


 

Билет






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.