Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ликвидация безграмотности






Царская Россия вполне заслуженно пользовалась славой страны сплошной неграмотности. И действительно, по данным единственной переписи населения царской России (1897 г.) грамотных среди населения в возрасте от 16 до 49 лет даже в европейской части было лишь 25, 7%, а среди женщин — 12, 7%[5].

В самый разгар гражданской войны и последовавшей разрухи 26 декабря 1919 г. В. И. Лениным был подписан декрет СНК РСФСР о ликвидации неграмотности в стране, в силу которого в 1920 г. и был создан особый орган ВЧК л/б — «Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности». Обучением были охвачены миллионы взрослого населения уже в первые годы после Октября. В переходный период нэпа, к 1922/23 г., ликбезовские кампании были несколько ослаблены, но постепенно нарастая, они дали новый небывалый размах в начале пятилетки, в 1929/30 г., когда были втянуты в учебу десятки миллионов человек.

1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности в 1922 г. признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18—30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно).

14 августа 1923 вышел декрет Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности», дополняющий декрет от 26 декабря и устанавливающий количество инструктивных школ 1072 (574 ликвидационных пункта и 498 школ для малограмотных). Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность». Привлекая общественные средства на нужды ликбеза, оно вело политико-просветительную работу среди неграмотных и малограмотных.

Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности. Качество общеобразовательной подготовки в 1920-е и в начале 1930-х гг, в условиях ликбеза, было гораздо ниже, чем в дореволюционной России – обучение часто проводили культармейцы, не имевшие специального педагогического образования[6].

В 1920—1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской. В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта. В 1925/26 уч.г. в программы ликбеза в качестве обязательного был введён курс политграмоты: идеологическая борьба, в том числе, внутри партии, была в самом разгаре.

Подводя итоги ликбеза, необходимо заметить, что за 6 лет (с 1926 по 1931 г.) процент грамотных повысился более значительно, чем за 23 года (с 1897 по 1920 г.). При этом следует учесть, что уже в первые годы революции (1917—1920 гг.), несмотря на гражданскую войну и интервенцию, сильно развилась работа по ликвидации неграмотности[7].

Уже в 1930 г. почти все мужчины рабочего возраста (от 16 до 50 лет) в городе были грамотны — 91, 2% (на Украине 97, 8%); среди городских женщин грамотных было 76, 7%; среди мужчин в сельских местностях 79, 8% (на Украине и в Белоруссии 92%). Исключением являются районы наиболее отсталых народностей: среднеазиатских республик, недавних царских колоний, где перед Октябрьской революцией население почти поголовно было неграмотно. В 1931 г. в Узбекской ССР было 25, 1% грамотных, в Туркменской ССР 29, 8%, в Таджикской ССР 8, 7% грамотных среди населения республики[8].

В то время как в СССР число грамотных в возрасте от 10 до 50 лет повысилось с 1926 по 1930 г. на 31%, в Узбекской ССР оно выросло на 121%, в Туркменской ССР на 132%, в Таджикской ССР на 152%[9].

В районе сплошной грамотности была начата ликвидация малограмотности. Все более и более широкие слои трудящихся охватываются школами, дающими повышенное производственно-политическое образование, отвечающее требованиям более высокой технической базы социалистического производства.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.