Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взгляд В. И. Ленина на культурную революцию. Сущность и значение






Термин «культурная революция» был введен в науку об обществе В. И. Лениным в работе «О кооперации» в 1923 году. Её сущность состоит в коренной перестройке всей систе­мы духовного производства.

По определению В.И. Ленина, культурная революция есть «целый переворот», смысл которого он видел в том, чтобы, ликвидировав пропасть, которая разделяла народ и культуру, двинуть в народ могучий поток просвещения, обеспечить стремительное повышение общеобразовательного и культурного уровня рабоче-крестьянских масс, открыть простор для роста талантов и дарова­ний, пробудить в трудящихся жажду к самостоятельному созида­нию нового общества, воспитать сознательных борцов за комму­низм. Ленин указывал, что основным условием повышения производительности труда являются: во-первых, «образовательный и культурный подъем массы населения», во-вторых, «…повышение дисциплины трудящихся, уменья работать, скорости, интенсивного труда, лучшей его организации»[1].

Глубочайшая культурная революция, протекающая на основе социально-экономических преобразований, как отмечал В.И. Ле­нин, это не мгновенный прыжок от отсталости к высотам куль­туры, а постепенный и длительный процесс преобразования общественного сознания, психологии, нравов, привычек, быта ши­роких слоев населения.

Смысл культурной революции партия видела в том, чтобы сделать все достижения науки, просвещения и искусства достоянием миллионов, открыть простор для развития народных талантов и дарований, вовлечь широкие массы трудящихся в строительство нового общества[2].

«Основное содержание культурной революции – подъем народного просвещения – создание всех условий для приобщения самых широких масс трудящихся к по­литике, знаниям, эстетическим ценностям; распро­странение научной социалистической идеологии и организация на ее принципах всей духовной жизни народа; преодоление мелкобуржуазных взглядов и нравов»[3].

Одним из самых существенных признаков куль­турной революции является формирование новой, народной интел­лигенции. Строительство социализма, осуществляемое планово с использованием достижений науки, техники и культуры, требует все большего ко­личества инженеров, агрономов, экономистов, плановиков, вооб­ще образованных специалистов.

Формирование социалистической интеллигенции может идти по двум направлениям: перевоспитания унаследованной от про­шлого старой интеллигенции и выращивания новых кадров интеллигенции из представителей рабочего класса и крестьянства. В зависимости от того, какой был культурный уровень страны в прошлом, превалирующее значение может иметь то или иное на­правление.

Культурная революция открывает широкий простор для рас­цвета науки искусства, для ускоренного накопления новых ду­ховных ценностей.

Необходимо особо подчеркнуть все возрастающую роль науки в жизни общества, которая быстро становится непосредственной производительной силой. В конечном счете, перспектива человеческого будущего, судьба цивилизации в решающей мере зависят от успехов научной мысли. Ей то и открывает простор культурная революция.

Главную задачу культурной революции В.И. Ленин видел в том, чтобы сделать культуру подлинно народной. Для этого тре­буется, - указывал он, - во-первых, ликвидировать пропасть, которая разделяет в условиях эксплуататорского общества народ и культуру, превра­тить все богатства культуры, завоевания науки и искусства в без­раздельное достояние народа, решительно поднять образователь­ный и культурный уровень всей массы трудящихся; во-вторых, открыть широкий простор для народных талантов, для полного развития творческих сил народа и превращения его в активного субъекта культурного прогресса.

Первейшей задачей культурной революции В.И. Ленин считал приобщение трудящихся масс к достижениям культуры прошлого, ибо только на этой основе можно делать но­вые шаги в культуре, дальше развивать науку и искусство.

Сроки осуществления культурной революции Ленин связывал с повышением культурного уровня крестьянства и считал, что она должна совершаться не за год или два, а минимум за два десятилетия. Ибо развитие всех сфер общества зависело от сознания, от развития духовной и материальной культуры, от воспроизведения многогранной и духовно богатой личности. Историческая миссия культурной революции заключалась в том, что она была призвана сделать культуру всеобщим способом жизни всех людей[4].

Из политического завещания В. И. Ленина вытекала идея совершенно нового подхода к строительству социализма, предусматривавшая в первую очередь осуществление в стране культурной революции. Это была коренная перемена взглядов Ленина на социализм, ибо до этого он думал, что основным звеном социалистического строительства является индустриализация страны.

Таким образом, изучение Политического завещания Ленина показывает, что он в дни тяжелого недуга нашел силы и смелость признать необходимость крутого поворота курса социалистического строительства и сформулировал совершенно новую стратегию: построение социализма в СССР возможно только через культурную революцию, другие пути ведут в тупик. Он рассматривал социализм как процесс, где самое главное не индустриализация, а реальное развитие человека труда, обеспечение духовного расцвета личности.

Однако после смерти В. И. Ленина политическое руководство страны не пожелало выполнить ленинские указания, не поняв и не приняв его новую концепцию. Вразрез с его идеями об осуществлении в первую очередь культурной революции, руководящее ядро партии избрало другой курс и выдвинуло идею о приоритетной роли индустриализации в социалистическом строительстве. Очень скоро партия и правительство взяли за основу сталинскую модель строительства нового общества: форсированная индустриализация, ускоренная принудительная коллективизация и на последнем месте – просветительская культура.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.