Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВОПРОС 7. Понятие о стандартах ИСО серии 9000 и серии 22000.






Порядок разработки международных стандартов установлен специальными директивами по технологической работе ИСО (international organization for standardization, ISO).

Шесть этапов разработки международных стандартов:

1. Заинтересованная страна присылает заявку на разработку стандарта в технический комитет ИСО. Технический комитет рассматривает заявку и после обсуждения и принятия положительного решения включает ее в программу работы данного комитета. Решение рассыпается всем активным членам с обоснованием необходимости разработки данного стандарта. Если активные члены принимают такое решение, то технический комитет приступает к разработке рабочего проекта.

2. Заключается в том, что в ИСО создается рабочая группа из специалистов стран, входящих в ИСО для разработки рабочего проекта. На этом же этапе рабочий проект при согласии всех специалистов рабочей группы направляется для регистрации в центральный секретариат ИСО. При этом рабочий проект стандарта получает регистрационный номер.

3. Рабочий проект с номером рассылается активным членам ИСО для того, чтобы они доложили, внесли замечания, затем выслали в секретариат ИСО. По этим заключениям на этом же этапе созывается международное заседание технического комитета ИСО, где рассматривают все замечания. Если на первом заседании не достигнуто взаимопонимание, то через некоторое время созывается второе заседание международного технического комитета и так же третье. Если и на третьем не достигается взаимопонимание, то ставится вопрос о целесообразности стандарта.

4. После достижения согласия в отношении рабочего проекта международного стандарта технический комитет снова передает его в центральный секретариат для окончательной регистрации, тогда международный стандарт получает окончательный номер и год утверждения и рассыпается членам ИСО на голосование. После одобрения активными членами ИСО, проект стандарта направляется на утверждение.

5. Утверждение рабочего проекта в качестве международного стандарта, который принимается, если 75% активных членов проголосовали «за».

6. После утверждения международный стандарт публикуется центральным секретариатом, а затем продается заинтересованным странам. публикуются стандарты на английском и французском языках. Члены ИСО и другие страны покупают эти стандарты, но их характер рекомендованный. Они не являются обязательными для исполнения. С другой стороны продукция должна соответствовать международным стандартам. Для устранения технических барьеров в мировой торговле страны переводят международные стандарты на свой язык, и национальные органы по стандартизации принимают международные стандарты в качестве национальных.
Международные стандарты ИСО являются основой для разработки стандартов таких международных организаций, как СЕН, ЕЭС, Межскандинавской региональной организации по стандартизации.
В РФ в качестве национальных принимают 20% международных стандартов, остальные 80% разрабатывает технический комитет ГОССТАНДАРТ РФ.

ИСО 22000. Под названием ИСО 22000 скрывается серия стандартов пищевой отрасли, на основе которых можно разработать и внедрить систему безопасности продуктов питания. Они могут применяться к любой организации в цепочке пищевого производства. Основным стандартом этой серии является ИСО 22000: 2005 (ISO 22000: 2005) “ Food safety management systems — Requirements for any organization in the food chain ” – Системы менеджмента безопасности пищевых продуктов – Требования ко всем организациям в цепи производства и потребления пищевых продуктов. Далее, для краткости, будем обозначать этот стандарт ИСО 22000.

ИСО 22000 был разработан для гармонизации требований к системам менеджмента (таким как ИСО 9001) с принципами ХАССП. В своем составе стандарт объединяет ключевые элементы системы управления безопасностью продуктов питания - принципы ХАССП, системное управление, контроль опасностей продуктов питания, взаимодействие с поставщиками, потребителями, надзорными органами, непрерывное улучшение и совершенствование процессов.

ЦЕЛИ ИСО 22000: Как показывает практика, опасности для конечного потребителя пищевой продукции могут возникать на любом участке цепочки пищевого производства – от первичного производителя (например, фермерского хозяйства), до продовольственного магазина и ресторана или кафе. Стандарт ИСО 22000 дает возможность любой организации пищевой промышленности создать систему управления безопасностью продуктов питания.

Применение ИСО 22000 помогает организации достигнуть следующих целей:

- Создать, внедрить и развивать систему управления безопасностью продуктами питания. Система управления строится на основе подходов стандарта ИСО 9001, поэтому она учитывает все принципы этого стандарта. Внедрение и развитие системы управления безопасностью продуктов питания выполняется за счет тех же механизмов, что и система качества. Это упрощает создание интегрированных систем менеджмента;

- Гарантировать потребителям безопасность продукции. Система управления безопасностью продуктов питания на основе ИСО 22000 требует от организации применения принципов ХАССП. Соблюдение всех этих принципов дает гарантии безопасности производимой продукции;

- Подтвердить соответствие продукции нормативным требованиям и требованиям потребителей. За счет документирования результатов контроля и мониторинга работы системы безопасности продукции можно проследить выполнение требований по безопасности, установленных в нормативных документах и потребителями на всех этапах производства;

- Повысить уровень удовлетворенности потребителей и их доверие к выпускаемой продукции. Сертификация системы по стандарту ИСО 22000 позволяет организации повысить свой имидж и отношение потребителей к выпускаемой продукции;

- Повысить возможности по выходу на новые рынки сбыта продукции. Наличие сертифицированной системы управления безопасностью продуктами питания часто является одним из необходимых условий для поставки продукции на рынок.

Международные стандарты ИСО серии 9000 – это основополагающий комплекс международных документов по системам менеджмента качества, охватывающий всевозможные области применения.

Основная концепция стандартов серии ИСО 9000 заключается в определении набора требований к системам менеджмента качества организаций и рекомендаций по их созданию.

Главная особенность модели ИСО является универсальность их требований, которые можно применять для любой организации, вне зависимости от сферы ее деятельности, рынка, на котором она действует, количества персонала и т.д.

Из рекомендательных стандартов наиболее важные:

· ИСО 9000: 2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;

· ИСО 9001: 2008 «Системы менеджмента качества. Требования»;

· ИСО 9004: 2008 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»;

· ИСО 19011 - 2002 «Руководство по проведению аудита (проверки) систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды»

Цель серии стандартов ISO 9000 — стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества продукции предприятия-поставщика. Исходная направленность стандартов серии ISO 9000 была именно на отношения между компаниями в форме потребитель/поставщик. Целями стандарта является улучшение деятельности организации, удовлетворенность потребителей и заинтересованных сторон.

ИСМ — интегрированная система менеджмента, объединяющая две или более системы менеджмента, которые взаимодействуя, функционируют по принципу единой системы. Многие организаций сегодня часто прибегают к внедрению ИСМ в целях ускорения процессов развития и усиления конкурентных возможностей.

К числу наиболее распространенных составляющих вышеуказанной системы, являются следующие системы:

· система менеджмента качества согласно ГОСТ Р ИСО 9001;

· система управления ОТ согласно ГОСТ 12.0.230-2007 (OHSAS 18001)

· система экологического менеджмента согласно ГОСТ Р ИСО 14001 и др.

Внедрение ИСМ. На данном этапе важно добиться того, чтобы спроектированная система заработала и вошла в режим стабильного функционирования. При этом первостепенную роль начинают играть службы внутреннего аудита. Их главной задачей становится проверка степени практического выполнения требований, установленных в документах интегральной системы менеджмента. Для решения этой задачи служба внутреннего аудита должна адаптировать рекомендации ИСО распространяющиеся на аудит систем менеджмента и экологии, ко всем видам деятельности организации, охватываемой интегральной системой. Особенности интегрированной системы менеджмента

Большое количество отечественных организаций, стремящихся достичь конкурентных возможностей, равноценных с западными компаниями, прибегают к сертификации на соответствие стандартам, которые, являясь признанными в России, действуют и вне ее.

Немаловажно, что сертификация ИСМ позволяет объединить преимущества, которыми обладает каждая из систем, входящих в интегрированную систему менеджмента. Благодаря этому, внедрение ИСМ обеспечивает оптимальные условия для выполнения требований, обеспечивающих повышение уровня качества, безопасности, экологичности и прочего.

Внедряя, одновременно, целую группу стандартов, составляющих интегрированную систему, удается обеспечить большую эффективность и экономичность ее процессов, чем использование независимого внедрения отдельных стандартов систем менеджмента. Вместе с тем, актуальность вопроса и очевидная целесообразность внедрения ИСМ, в имеющихся источниках информации, содержащих соответствующие рекомендации, освещена крайне недостаточно.

Преимущества внедрения ИСМ / Внедряя интегрированную систему менеджмента, предприятие обретает возможность эффективного решения целого ряда проблем, часто возникающих при независимом внедрении (последовательном или параллельном) отдельных стандартов.

Речь идет об устранении следующих проблем:

· при независимом внедрении наблюдается путаница при взаимодействии систем управления экологией, качеством, здоровьем и профбезопасностью;

· происходит дублирование документации, процессов, должностей, функций подразделений;

· осложнения с обобщенным восприятием системы менеджмента руководителями компании, осложняющиеся низкой эффективностью контроля, планирования и управления;

· неоправданно продолжительное время внедрения группы стандартов;

· повышенная трудоемкость независимого внедрения отдельных стандартов, требующая наличия определенных ресурсов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.