Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственные ТНК как международные инвесторы






В настоящее время государственные ТНК являются заметными игроками на мировом рынке ПИИ. Национальные правительства часто стимулируют инвестиционную деятельность государственных компаний за рубежом, поощряя их все более активно интегрироваться в мировые производственные системы и глобальные цепочки создания стоимости. Однако так было не всегда. Как уже отмечалось, государственные ТНК как международные инвесторы — это относительно новое явление; систематизированные данные об их деятельности начали появляться лишь в конце 1970-х гг. Опираясь на имеющуюся статистику, можно условно выделить два периода активности государственных ТНК с точки зрения размещения их штаб-квартир: с начала 1980-х гг. до конца 1990-х гг., когда государственные ТНК из развитых стран были наиболее важными игроками на мировом рынке ПИИ; и второй этап — с начала 2000-х гг., когда мощный рост ПИИ государственных ТНК из развивающихся стран вывел эти компании в лидеры по сравнению с компаниями из развитых стран.

К 2012 г. относительная доля ТНК из развивающихся и транзитивных стран в общем числе государственных ТНК составила 53% (345 ТНК) [11. P. 29, table I.8]. Среди этих стран ЮАР (54 ТНК), Китай (50 ТНК), Малайзия (45 ТНК), ОАЭ (21 ТНК) и Индия (20 ТНК) являются странами с наибольшим количеством государственных ТНК; в России насчитывалось 14 государственных ТНК. В развитых странах большинство государственных ТНК расположены в Европе (264 ТНК), преимущественно в Дании (36 ТНК), Франции (32 ТНК), Норвегии (27 ТНК), Финляндии (21 ТНК) и Швеции (18 ТНК). И хотя государственных ТНК из развивающихся и транзитивных стран больше по количеству, чем из развитых стран, следует подчеркнуть, что последние являются более мощными по ряду показателей, в том числе и по объему зарубежных активов (см. табл. 1). Государственные ТНК из развитых стран продолжают активно действовать как международные инвесторы, хотя этот факт и не является хорошо известным.

Однако эти общие цифры о количестве ТНК из разных стран дают не совсем верное представление относительно реального участие государственных капиталов в процессах международного инвестирования. Например, в ЮАР находится относительно большое количество государственных компаний (54) вследствие того, что правительство ЮАР инвестирует средства общественных пенсионных фондов (через Public Investment Corporation) в различные компании на национальном рынке; в результате государство имеет долю в большом количестве компаний, однако эта доля редко превышает 15%. С другой стороны, государственные ТНК из Китая стремятся к более значительному государственному контролю напрямую, через мажоритарное участие, вплоть до 100%.

Китайское государство является крупнейшим акционером в 150 наиболее крупных китайских фирмах, а на государственные компании приходится до 80% стоимости фондового рынка; в России на государственные компании приходится около 62% стоимости фондового рынка, а в Бразилии — 38%. Эти цифры не всегда репрезентативны, поскольку общее количество государственных предприятий в каждой отдельно взятой экономике весьма различно. Например, во Франции насчитывается примерно 900 государственных предприятий, в то время как в Китае — около 154 тыс. предприятий, которые либо полностью контролируются государством, либо государство является одним из крупнейших акционеров [11. P. 31].

Это говорит о том, что число государственных предприятий (и их доля), которые стали государственными ТНК, относительно мало.

Обратимся к вопросу об объемах ПИИ государственных ТНК. Из-за отсутствия сопоставимых данных по ПИИ компаний с различной формой собственности достаточно сложно оценить глобальные масштабы ПИИ государственных ТНК.

Тем не менее ЮНКТАД периодически проводит оценки стоимости ПИИ-проектов, которые включают как трансграничные СиП, так и инвестиции «с нуля» (гринфилд), на которые можно ориентироваться, чтобы представить общую приблизительную картину потоков ПИИ, связанных с государственными ТНК.

 

Таблица 4

Примерная стоимость ежегодных потоков ПИИ государственных ТНК (в млрд долл. и в % от общего объема глобальных ПИИ)

Как следует из данных табл. 4, ПИИ, осуществляемые государственными ТНК, за последнее десятилетие (2004—2013 гг.) составляли в среднем около 150 млрд долл. в год или около 12% от общего объема глобальных ПИИ; это бó льшая доля по сравнению с долей количества государственных ТНК в общем количестве всех ТНК (это менее 1%). Есть все основания полагать, что такой повышательный тренд сохранится и в 2014 г., в первую очередь за счет роста инвестиций в добывающих отраслях. Это обусловлено тем фактом, что мощной составляющей роста потоков ПИИ в 2013 г. стали инвестиции государственных ТНК из развивающихся стран, в первую очередь из Китая и других стран БРИКС. По сравнению с ними аналогичные ТНК из развитых стран во все меньшей степени инвестируют за рубеж и их международные инвестиции остаются в последние годы весьма вялыми. Это происходит частично из-за слабых экономических показателей стран еврозоны.

Данные по накопленным ПИИ государственных ТНК подтверждают сделанный выше вывод о лидерстве развивающихся стран в процессе международного инвестирования государственных ТНК (табл. 5).

Таблица 5






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.