Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преимущества и недостатки транснационализации






Деятельность транснациональных компаний (ТНК) в международной экономической среде происходит в условиях глобальной конкуренции, усиление которой обусловлено интенсификацией международного обмена и развитием международной торговли, активизацией иностранного инвестирования, функционированием мирового рынка. В этих обстоятельствах для содержания занятых транснациональной компанией позиций и расширение деятельности нужно повышать ее конкурентоспособность и обеспечивать существенные конкурентные преимущества. В современных кризисных условиях меняются акценты глобализационных процессов, после выхода на мировой рынок большинство компаний пытаются расширить сферы деятельности, выходить и завоевывать новые рынки обуславливает трансформацию условий конкуренции и инструментов конкурентной борьбы, поэтому проблема формирования конкурентных преимуществ транснациональных компаний в условиях глобализации становится все более актуальной[17].

Проблематика формирования конкурентных преимуществ ТНК многоаспектная, поскольку требует проведения исследований по нескольким направлениям: теории и практики конкурентоспособности, тенденций глобализационных процессов, специфических особенностей деятельности ТНК. Значительный вклад в раскрытие теоретических аспектов конкуренции, в том числе международной, сделал Портер, труды которого стали основополагающими для многих исследований в области развития теоретических основ конкурентоспособности предприятий[18].

Несмотря на значительное количество научных публикаций в области конкурентоспособности ТНК, дальнейшего развития требуют вопросы достижения и удержания устойчивых конкурентных преимуществ ТНК с учетом особенностей их деятельности и изменений международного предпринимательской среды, которые обусловлены продолжением процессов глобализации, быстрым развитием информационных технологий, активизацией инновационной деятельности, изменением технологий и другими факторами.

Следует отметить, что среди 100 мировых лидеров по стоимости бренда нет никакой отечественной компании, среди стран СНГ в первой сотне есть только русский коммерческий банк «Сбербанк». Что свидетельствует о низком уровне стоимости и конкурентоспособности отечественных ТНК и для усиления позиций, которых на мировом рынке нужно наращивать свой бизнес, расширять сферы влияния, увеличивать долю рынка, а этого без повышения их конкурентоспособности и наличия конкурентных преимуществ почти невозможно.

Харитонова А.С., Мясников А.В. отмечают[19], что конкурентные преимущества являются концентрированным проявлением превосходства над конкурентами в экономической, технической, организационной сферах деятельности предприятия.

Балабанова И.В.[20] под конкурентными преимуществами понимает совокупность ключевых факторов успеха, которые позволяют обеспечить предприятию позиции победителя на рынке в долгосрочной перспективе. Такой подход обусловливает необходимость создания уникальных продуктов и услуг.

По утверждению Фатхутдинова Р.А., Миценко Н.Г., Сурженко Н.В., [21] конкурентное преимущество — наличие в системе какой-либо эксклюзивной ценности, дает ей преимущества перед конкурентами. Фатхутдинов Р.А. также отмечает, что конкурентные преимущества — это те факторы, которые уже обеспечивают преимущества рассматриваемого объекта (субъекта) перед конкурентами или обеспечивать в будущем при реализации запланированных мероприятий. Подводя итог, констатируем, что конкурентное преимущество следует рассматривать как совокупность основополагающих уникальных факторов предприятия, которые положительно отличают предприятие от конкурентов и обеспечивают ему лучшую, чем у конкурентов, позицию.

Для уточнения сущности конкурентных преимуществ ТНК необходимо выяснить специфику их деятельности. Учитывая особенности деятельности ТНК в международной предпринимательской среде, под конкурентным преимуществом ТНК предлагаем понимать ключевые, уникальные, неповторимые конкурентами на международном рынке факторы. Которые обладают потенциалом следующего усиления уникальности и обеспечивают высокий уровень конкурентоспособности продукции и услуг ТНК на всех рынках, на которых они представлены, на основе более полного и лучшего по сравнению с конкурентами удовлетворения растущих потребностей потребителей[22].

Следует отметить, что формирование конкурентного преимущества возможно только при условии знания факторов конкурентоспособности конкурентов. Следовательно, выявление и выяснение конкурентного преимущества происходит в процессе сопоставления факторов конкурентоспособности компании с факторами конкурентоспособности других компаний.

По результатам обработки научных публикаций по данному направлению, установлено, что достижение конкурентных преимуществ ТНК возможно в случае создания необходимых условий и использования определенных инструментов формирования конкурентных преимуществ. Следует полагать, что конкурентные преимущества национальной компании и транснациональной имеют разный уровень значимости, ценности, наполнения, влияние на уровень конкурентоспособности. С учетом этого определены условия формирования конкурентных преимуществ и их источников для ТНК. Большинство авторов считают конкурентные преимущества ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе, то конкурентные преимущества ТНК можно отнести и факторами повышения конкурентоспособности ТНК.

Авторы справедливо отмечают, что обеспечить конкурентное преимущество за значительным количеством инструментов их формирования крайне трудно, а в условиях острой конкуренции почти невозможно, поэтому хозяйствующим субъектам целесообразно ранжировать инструменты формирования конкурентных преимуществ по важности и уделять внимание наиболее весомым.

Павлова В. А.[23] совершенно справедливо отмечает, что на разных стадиях развития предприятий сферы производства потребительских товаров конкурентные преимущества и выбор стратегии развития разные, также необходимо учитывать при определении приоритетных конкурентных преимуществ. Всего источники конкурентных преимуществ для товаропроизводителей автор предлагает рассматривать в такой последовательности:

1) — повышение качества продукции;

2) — оптимизация ассортимента;

3) — установление цен и их рыночное регулирование;

4) — внедрение технологий производства, позволяющих выпускать уникальную продукцию;

5) — мотивация менеджеров;

6) — расположение поставщиков сырья.

Следующим важным источником конкурентных преимуществ любого хозяйствующего субъекта, а особенно ТНК, учитывая особенности размещения его структурных подразделений, есть ресурсы хозяйствующего субъекта: финансовые, технические, материальные, человеческие, маркетинговые, информационные и др. Наличие и достаточность которых обусловливают производственный процесс и его эффективность. Поскольку для ТНК важным обстоятельством является специфика их международного бизнеса и расположения, конкурентное преимущество в ресурсах и эффективности их использования зависит от доступности и надлежащего конфигурации необходимых ресурсов.

Предлагая свои товары и услуги в разных странах мира, в ТНК возникает две проблемы, одна связана с необходимостью изучения национальной культуры, традиций, устоев, которые обусловливают специфику поведения потребителей данной страны, их учета является обязательным условием эффективной деятельности ТНК. Другая проблема — знание и осознание реального состояния конъюнктуры и тенденций конкурентной среды определенного товарного рынка той или иной страны. Решение этих проблем требует наличия актуальной, достоверной, объективной, полной информация. Итак, в условиях сложностей ее получения и накопления, сама информация, ее системность, глубина и точность могут выступать конкурентным преимуществом ТНК в условиях динамического предпринимательской среды на международной арене.

Следующим ключевым фактором успеха, который может сформировать мощное конкурентное преимущество ТНК, являются инновации, и не только товарные и технологические, а инновации в менеджменте, маркетинговые инновации и др[24].

Нельзя без внимания оставить и такой важный фактор конкурентоспособности как диверсификация деятельности ТНК. Причем успешная диверсификация может обеспечить как содержание завоеванной позиции на рынке в случае обострения конкурентной борьбы, так и способствовать ее улучшению на международном рынке из-за образования устойчивого конкурентного преимущества благодаря активной позиции ТНК на международном рынке и расширение сфер влияния, рынков сбыта.

В условиях развития социально-ориентированной концепции маркетинга, рост внимания потребителей к безопасности жизнедеятельности, состояния окружающей среды, а также повышение значимости корпоративной культуры увеличивается роль использования нематериальных активов, используя которые в соответствии с мировыми тенденциями, ТНК имеют возможность использовать их в качестве инструментов формирования свои конкурентных преимуществ.

В целом для формирования устойчивых конкурентных преимуществ ТНК должны обеспечивать соблюдение приведенных условий и максимально использовать все имеющиеся и потенциальные источники конкурентных преимуществ. Учитывая специфику своей деятельности, особенности развития международного предпринимательской среды, обращая внимание на приоритетность и уровень значимости той или иной конкурентного преимущества учитывая состояние и тенденции рынка, на котором она работает.

Таким образом, можно выделить основополагающие конкурентные преимущества ТНК:

- преимущества владения и доступа к природным ресурсам, капиталу и результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по всему миру;

- горизонтальная диверсификация в разные отрасли или вертикальная интеграция по технологическому принципу в рамках одной отрасли, обеспечивающие в том и другом случаях экономическую стабильность и финансовую устойчивость ТНК;

- возможность выбора при размещении предприятий компании в разных странах с учетом размеров их национальных рынков, темпов экономического роста, цен, доступности экономических ресурсов, а также политической стабильности;

- низкая стоимость финансовых ресурсов благодаря более широким возможностям их привлечения;

- экономия на масштабах предприятия;

- предоставление возможности использовать в интересах ТНК государственную внешнеэкономическую политику в различных странах;

- возможность за счет прямых инвестиций преодолевать различные барьеры на пути внедрения своих товаров на рынок той или иной страны за счет экспорта;

- непрерывная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно направлять потоки капиталов в те страны, где складываются благоприятные условия для получения максимальной прибыли;

- доступ к квалифицированным кадрам и богатые возможности по их селекции.

Потенциальные возможности, открываемые для национальной экономики в результате деятельности ТНК, напротив, состоят в том, что ТНК могут принести из-за границы недостающие ресурсы, компенсировать слабости внутреннего хозяйства усилиями своих зарубежных подразделений.

Необходимо отметить, что, наряду с положительными сторонами функционирования ТНК в системе мирового хозяйства, существует и их негативное влияние на экономику как тех стран, где они функционируют, так и тех стран, где они базируются.

Необходимо отметить следующие основные отрицательные черты воздействия транснациональных корпораций на экономику принимающих стран, создающие угрозу их национальной безопасности:

- подавление своей мощью местных фирм;

- установление монопольных цен;

- нарушение государственных законов, например, укрытие доходов от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую;

- загрязнение своим производством окружающей среды в стране присутствия;

- дестабилизация ситуации на рынке труда за счет того, что заработная плата работников филиалов ТНК превышает заработную плату работников местных фирм;

- возможность оказания влияния на политику правительства данной страны.

- возможность навязывания компаниям принимающей страны неперспективных направлений в международной системе разделения труда, опасность превращения принимающей страны в место сброса устаревших и экологически опасных технологий;

- захват иностранными фирмами наиболее развитых и перспективных сегментов промышленного производства и научно-исследовательских структур принимающей страны, оттеснение национального бизнеса;

- возрастание рисков в развитии инвестиционного и производственного процессов;

- сокращение доходов госбюджета из-за использования ТНК внутренних (трансфертных) цен.

России не повезло на начальном этапе рыночных преобразований. В угоду идее создания, во что бы то ни стало конкурентной среды в постсоциалистической экономике были разукрупнены и расчленены горно-металлургический, машиностроительный, топливно-энергетический, атомный, военно-промышленный и другие отраслевые и межотраслевые комплексы национального значения, приостановлено наращивание минерально-сырьевой базы российской промышленности в Сибири, на Урале, на Российском Севере.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.