Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и признаки ТНК






Нынешние экономические условия в России и во всём мире, ускорение темпов развития рынков, социально-политических факторов, технологий, глобализация экономики требуют от маркетинга и менеджмента компаний новейших методов и подходов управления. Предприятия нынешнего времени должны быть надёжными, динамичными, конкурентоспособными и прибыльными, гарантируя высокий уровень качества услуг и продуктов для потребителей. Сейчас фундаментом успешной деятельности предприятий является рыночно-ориентированное управление, которое основано на современных методах маркетинга с использованием информационно-коммуникационных систем и технологий[2].

Одним из важнейших проявлений процесса глобализации является неуклонный рост интернационализации экономической деятельности многих хозяйственных субъектов, главными среди которых являются ТНК, которые занимают лидирующие позиции. Специализированная нынешняя литература как научная, так и учебная не дает единого однозначного формулирования понятия ТНК, и их критериев различия от иных фирм. При толковании ТНК (транснациональных корпораций) авторы акцентируют как ключевой признак формализации ТНК. Сферой внимания исследователей ТНК остается феномен их возникновения, роста, развития, инновационной составляющей, степень воздействия на мировую экономику и другие аспекты. Не менее важным с научно-теоретической и прикладной точки зрения является и формирование многообразных зарубежных стратегий завоевания рынка ТНК. Почему инвестиционные решения становятся приоритетными по сравнению с торговыми подходами? Каковы последствия такой транснационализации? В ряду этих вопросов важное место в последнее десятилетие занял процесс превращения ряда ведущих национальных компаний из продвинутых развивающихся стран в конкурентоспособные ТНК. Особую актуальность этому вопросу придают молодые, амбициозные компании из стран БРИКС, которые стремительно вырвались на международный рынок в начале XXI века. Что является мотором их транснационализации, алгоритмом их успехов, каковы особенности этапов их транснационализации и, соответственно, каковы их внешнеэкономические стратегии?

В этом ряду проблем заметен интерес исследователей к деятельности с начала XXI века российских компаний, осуществляющим активную зарубежную экспансию в группе стран БРИКС, и постепенно поднимающихся до статуса международно-признанных ТНК. Каковы стратегии зарубежной экспансии ведущих российских компаний, чем они отличаются от своих партнеров по блоку стран БРИКС с точки зрения становления стратегий, их целей, факторов, определяющих выработку поведения на зарубежных рынках? [3] Российские экономисты высказывают разные точки зрения на критерии, в соответствии с которыми можно считать национальную компанию ТНК.[4] Вместе с тем большинство из них полагают, что основополагающими критериями отнесения компаний к ТНК являются:

- количество стран, в которых корпорации осуществляют свою деятельность;

- достижение компанией статуса отраслевого лидера как у себя в стране, так и в мировой «табели о рынках»;

- наличие определенного количества дочерних компаний и филиалов за рубежом;

- доля доходов от деятельности зарубежных филиалов в совокупных доходах компании[5].

Практически все эти критерии лежат в основе индекса транснационального хозяйствования (ИТХ) и индекса интернационализации[6]. Индекс ИТХ рассчитывается, как известно, по трем параметрам: доле зарубежных активов ко всем активам, доле реализации продукции за рубежом к общему объему продаж, доле наемного персонала за рубежом к общему объему занятых. Хотя единой точки зрения о том, каковы должны быть эти доли, нет, однако на практике обычно применяется показатель 25%-ной доли. В результате к категории ТНК можно отнести такие компании, которые реализуют глобальную стратегию, в которой целевыми установками являются: максимизация прибыли; захват существенной доли мирового рынка, наращивание капитализации, при наличии глобальной системы принятия решений.

Думается, что при окончательном решении этого вопроса (на данном этапе исследования) следует особое внимание обратить на формальную и реальную сторону отнесения той или иной компании к " клубу" ТНК. Формальные (имитационные) и реальные формы тех или иных процессов достаточно часто встречаются в экономической практике, и их следует достаточно четко различать. С точки зрения формального подхода к отнесению той или иной компании к ТНК, согласно " мягкому" определению критериев этого образования, можно отнести большинство компаний, ведущих международную деятельность. Так, согласно определению, которое дается в ежегодных Докладах о мировых инвестициях ЮНКТАД, к ТНК относятся компании, обладающие филиалами в двух и более странах; реализующие выработанную централизованную политику, в которой у головной компании находятся под контролем активы других стран, в основном через систему участия в капитале. При этом нижний предел такого участия должен быть не менее 10% акционерного капитала, что дает практическую возможность контролировать активы. Конечно, решающее воздействие на национальную экономику принимающих стран и на мировую экономику оказывают крупные и крупнейшие ТНК, относящиеся к глобальным компаниям.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.