Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






АН-НУ’МАН ИБН МУКАРРИН АЛЬ-МУЗАЙНИ






 

Истинно, вера поселяется в одних домах, а лицемерие – в других. Дом же Бану Мукаррин из домов веры.

 

Абдулла ибн Масуд

 

Племя Музайна проживало на территории, расположенной вблизи от Йасриба на пути, связывающем Медину с Меккой.

 

Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину, то новости о нѐ м люди из племени Музайна регулярно получали от путников, следующих в Медину и из неѐ. Все новости о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, были самыми добрыми.

 

Однажды вечером вождь племени Музайна ан-Ну‘ман ибн Мукаррин аль-Музайни сидел среди своих братьев и шейхов племени. Он сказал им:

 

— О, люди! Клянусь Аллахом, мы ничего кроме доброго не знаем о Мухаммаде. Мы не слышали в его призыве ничего, кроме милосердия, благодеяния и справедливости. Так что же мы медлим, когда люди толпами присоединяются к нему?!

Далее он сказал:

 

— Что касается меня, то я решил завтра утром отправиться к нему. Те, кто хотят присоединиться ко мне, должны быть готовы выступить на заре.

 

Похоже, что слова ан-Ну‘мана затронули чувствительную струну в душах людей. Едва начало светать, у дома ан-Ну‘мана собрались его десять братьев и четыреста всадников из племени Музайна, готовых выступить с ним в Йасриб, встретиться с Пророком и принять религию Аллаха.

 

Ан-Ну‘ман чувствовал некоторую неловкость от того, что с таким большим числом людей явится к Пророку и мусульманам, не имея с собой никаких даров, ведь постигшая в этом году племя Музайна небывалая по продолжительности засуха погубила почти весь урожай.

 

Ан-Ну‘ман и его братья собрали всѐ, что осталось от урожая, и привезли эти скромные дары Посланнику Аллаха. Вместе со своими спутниками ан-Ну‘ман заявил о том, что все они принимают Ислам.

 

* * *

 

Весь Йасриб возликовал, узнав радостную весть об ан-Ну‘мане и его спутниках. Дело в том, что до этого ни один арабский род так дружно не принимал исламскую веру. Впервые сразу одиннадцать братьев от одного отца и с ними четыреста членов их рода стали мусульманами.

 

Несказанно обрадовался и благородный Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, когда ан-Ну‘ман принял Ислам. Всевышний и Всемогущий Аллах принял его дары, ниспослав по этому поводу аят Корана:

 

И есть среди кочевых арабов такие, которые веруют в Аллаха и в Последний день и смотрят на пожертвования свои, как на средство приблизиться к Аллаху и


Получить благословение Пророка. Да! Для них это, поистине, есть средство приблизиться к Аллаху. Не замедлит Аллах принять их в милость Свою. Поистине, Всепрощающ и Милосерден Аллах‖.

(― Покаяние‖, 99)

* * *

 

Встав под знамѐ на Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ан-Ну‘ман ибн Мукаррин участвовал во всех его военных походах без всяких колебаний или нерешительности.

 

Когда халифом стал правдивейший Абу Бакр, ан-Ну‘ман со своими людьми из племени Музайна решительно встал на его сторону, что оказало большое влияние на ликвидацию смуты вероотступничества.

 

* * *

 

Когда же халифат перешѐ л к аль-Фаруку, ан-Ну‘ман ибн Мукаррин в его эпоху сыграл такую важную роль, что история постоянно рассказывает об этом в самых наилучших тонах и с огромной благодарностью.

 

* * *

 

Перед битвой при Кадисийи командующий мусульманскими войсками Саад ибн Абу Ваккас направил делегацию к хосрою Йаздаджурду во главе с ан-Ну‘маном ибн Мукаррином с целью призвать хосроя к миру. Прибыв в столицу персидского царства аль-Мадаин28, мусульмане попросили хосроя принять их. Когда мусульманская делегация прибыла к хосрою, он вызвал переводчика и сказал ему:

 

— Спроси-ка их: ― Что привело вас на нашу землю, и почему вы хотите начать войну против нас?! Наверное, вы отваживаетесь напасть на нас, потому что мы отвлеклись от проблем с вами и не хотим сами начинать войну?

Повернувшись к своим спутникам, ан-Ну‘ман ибн Мукаррин сказал им:

 

— Если вы не возражаете, я могу ответить от вашего имени. Если же кто-то из вас хочет говорить сам, то я не возражаю. Пусть он говорит первым.

 

Они сказали:

— Нет, говори ты.

Затем, обратившись к хосрою, они сказали:

 

— От нашего имени будет говорить этот человек. Слушай то, что он скажет‖. Воздав хвалу и благодарность Аллаху, а также Его Пророку, ан-Ну‘ман сказал:

 

— Смилостивившись над нами, Аллах послал нам Пророка, который указывает нам путь к добру и повелевает совершать его. Он объясняет нам, что такое зло и запрещает его нам. Он обещал нам, если мы примем то, к чему он нас призвал, добрую награду Аллаха в этом и ином мирах.

 

Прошло совсем немного времени, и Аллах сменил нашу узость простором, нашу униженность — величием, а нашу вражду — братством и милосердием.

 

Он повелел нам призывать людей к тому, что несѐ т им добро, а также повелел призвать и наших соседей к Исламу.

 

Мы призываем вас принять нашу религию, которая хорошее делает ещѐ лучшим и побуждает людей к этому. Эта религия разоблачает всѐ злое и предостерегает от него. Она выводит правоверных из мрака безбожия и его произвола к свету истинной веры и еѐ справедливости.

 

Если вы согласитесь принять Ислам, то мы оставим вам Книгу Аллаха, чтобы вы жили в соответствии с ней и решали все ваши дела по еѐ законам. Тогда мы отступим, и не будем воевать с вами. Если же вы откажетесь принять религию Аллаха, то мы будем брать

 

с вас джизью и защищать вас. Если же вы откажетесь выплачивать джизью29, то мы будем воевать с вами.

28Аль-Мадаин (Ктесион) – город, расположенный на реке Тигр, примерно в 30 км юго-восточнее современного Багдада, основанного в 762-м г.

29Налог, взыскиваемый с немусульман за освобождение от военной службы.


Выслушав эту речь, Йаздаджурд страшно разгневался и сказал:

 

— Истинно, я не знаю на всей Земле более дерзкой нации, чем вы. Нет нигде другого более разобщѐ нного и бедствующего народа. Вашим народом занимались наши наместники в пограничных районах, которые обязывали вас быть покорными нам...

Немного успокоившись, он продолжал:

 

— Если выступить против нас, вас заставляет нужда, то мы прикажем дать вам продовольствия для вашего народа, оденем ваших вождей и знатный людей, в лучшие одежды, поставим над вами нашего правителя, который будет мягко обращаться с вами.

 

Отрицательный ответ одного из членов делегации вызвал у хосроя новую вспышку гнева, и он воскликнул:

 

— Жаль, что посланцев нельзя убивать, а то я убил бы вас! Убирайтесь прочь, здесь вам больше нечего делать! Передайте вашему командующему, что я посылаю против него моего полководца Рустама, чтобы он похоронил его и вас вместе во рве Кадасийи.

По приказу властителя принесли мешок с землѐ й. Он сказал своим людям:

 

— Навьючьте его на самого знатного из них и ведите его впереди всех на глазах у моего народа, пока он не выйдет из ворот столицы моего царства‖.

 

Придворные обратились к делегации:

— Кто самый знатный из вас?

Первым отозвался Асым ибн Умар, сказав, что он сам знатный.

 

На него взвалили поклажу и вывели за ворота аль-Мадаин. Там он погрузил мешок с землѐ й на своего верблюда, привѐ з его к Сааду ибн Абу Ваккасу и сказал, что Аллах откроет мусульманам страну персов и даст им власть над их землѐ й.

 

Затем произошла битва при Кадисийи, и еѐ ров наполнился тысячами трупов. Но все эти убитые не были мусульманскими воинами, это были солдаты хосроя.

 

Потерпев поражение в битве при Кадисийи, персы не смирились. Они собрали все свои армии воедино, и общая численность их войск достигла ста пятидесяти тысяч человек самых закалѐ нных бойцов.

 

Когда до аль-Фарука дошли вести о таком огромном скоплении войск персов, он решил лично выступить в поход против них.

 

Однако знатные лица из мусульман отговорили его от этого и посоветовали халифу отправить во главе армии надѐ жного командующего, которому было бы по силам выполнение этой серьѐ знейшей задачи. Умар сказал:

— Порекомендуйте мне такого человека.

 

— Ты лучше знаешь своих командиров, о вождь правоверных, — сказали люди. Умар сказал:

 

— Клянусь Аллахом, я назначу командовать мусульманскими воинами человека, который, если две армии встретятся, будет действовать очень быстро и решительно. Этот человек — ан-Ну‘ман ибн Мукаррин аль-Музайни.

— Да, это именно тот человек, — согласились присутствующие.

Умар написал ему послание, в котором говорилось:

 

― Мне сообщили, что большие группировки войск неверных сосредоточились в районе города Нахаванд. Получив от меня это послание, по повелению Аллаха и с Его помощью и поддержкой немедленно выступай в поход со всеми мусульманскими войсками, которые есть у тебя. На марше не используй трудные дороги, чтобы войска оставались свежими... Жизнь каждого мусульманина дороже для меня, чем сто тысяч динаров. Мир тебе‖.

 

Ан-Ну‘ман во главе своей армии устремился навстречу противнику. Для разведки пути он выслал вперѐ д конные авангарды. Когда всадники приближались к Нахаванду, их лошади стали останавливаться. Всадники понукали коней, но они не двигались с места. Когда всадники спешились, чтобы выяснить в чѐ м дело, то обнаружили в копытах лошадей железные колючки, похожие на головки гвоздей. Осмотрев землю, они


обнаружили, что персы густо рассыпали эти колючки на всех дорогах, ведущих в Нахаванд, чтобы помешать подходу мусульманской конницы и пехоты к городу.

 

* * *

 

Конная разведка сообщила ан-Ну‘ману о том, что она обнаружила и попросила его совета по этому поводу. Ан-Ну‘ман приказал им оставаться на местах, а ночью зажечь костры, чтобы их увидел противник. Освещѐ нные кострами, воины должны были делать вид, что они боятся врага и отступают, чтобы вынудить противника выступить против них и убрать разбросанные железные колючки.

 

Хитрость удалась, так как персы, заметившие отступление в беспорядке авангарда мусульманской армии, выслали своих людей, которые очистили дороги от колючек. Мусульмане внезапно атаковали их и захватили все подходы к городу.

 

* * *

 

Чтобы захватить Нахаванд, ан-Ну‘ман ибн Мукаррин со своей армией расположился лагерем в его пригородах, твѐ рдо решив упредить противника своим наступлением. Он обратился к своим воинам:

 

― Я трижды громким голосом возвеличу Аллаха. Когда я первый раз сделаю это, пусть изготовится каждый, кто ещѐ не готов. Когда я произнесу возвеличивание во второй раз, пусть каждый из вас подгонит на себе и закрепит личное оружие. Когда я в третий раз провозглашу ― Аллах Акбар! ‖, то это будет сигналом к атаке. Я пойду вперѐ д, а вы следуйте за мной‖.

 

* * *

 

Ан-Ну‘ман ибн Мукаррин трижды громко возвеличил Аллаха и, подобно свирепому льву, бросился в гущу врагов. Подобно бурному потоку, устремились за ним мусульманские воины. Между двумя армиями развернулось ожесточѐ нное сражение, подобного которому было мало в истории военного искусства.

 

Персидская армия буквально была разорвана на части. Трупами убитых персов были устланы равнины и горы, а их кровь ручьями текла по дорогам и тропам. Поскользнувшись на персидской крови, конь ан-Ну‘мана упал, а сам он получил смертельную травму. Его брат немедленно подхватил мусульманское знамя, выпавшее из его руки, и накрыл тело ан-Ну‘мана плащом, скрыв от мусульман его гибель.

 

Когда мусульмане одержали блестящую победу, вошедшую в историю как ― победа всех побед‖, победоносные воины стали спрашивать о своѐ м командующем герое ан-Ну‘мане ибн Мукаррине...

Сняв плащ с тела, брат ан-Ну‘мана сказал:

 

— Вот ваш эмир! Аллах осчастливил его победой и завершил его жизнь смертью мученика за веру.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.