Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Абдулла ибн Джахш






 

Первый, кто был назван предводителем правоверных. Сподвижник, о котором сейчас поведѐ м речь, был связан тесными узами с

 

Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и был одним из его первых сторонников в Исламе.

 

Он был сыном тѐ ти Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так как его мать Умайма, дочь Абдель Мутталиба, была тѐ тей Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Он был также шурином Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поскольку его сестра Зайнаб, дочь Джахша, была женой благородного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и одной из матерей правоверных.

 

Ему первому было поручено знамя Ислама, после чего его первым назвали вождѐ м правоверных. Это был Абдулла ибн Джахш аль-Асади.

 

* * *

 

Абдулла ибн Джахш принял Ислам ещѐ до того, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вступил в дом аль-Аркама, и был, таким образом, одним из первых мусульман.


Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, позволил своим сподвижникам переселиться в Медину, чтобы спасти свою религию от зла курайшитов, Абдулла ибн Джахш стал вторым переселенцем (мухаджиром), и в этой заслуге его смог опередить только Абу Салама.

 

Переселение во имя Аллаха, расставание с родными и родиной ради Него не было чем-то новым для Абдуллы ибн Джахша. Ранее он с некоторыми близкими уже переселялся в Эфиопию.

 

Однако на этот раз переселение было гораздо более масштабным, так как с ним уходили уже все его родные и близкие, а также и другие дети его отца со своими домочадцами, пожилыми и молодыми, с мальчиками и девочками. Ислам стал его домом, а вера его племенем.

 

Как только они покинули Мекку, их оставленные дома стали казаться унылыми и заброшенными, как будто они всегда были необитаемыми, и в них не ступала нога живого человека.

 

Прошло совсем немного времени после ухода Абдуллы со своим родом, как вожди курайшитов начали объезжать мекканские кварталы, чтобы выяснить, кто из мусульман покинул город, а кто остался. Среди оставшихся были Абу Джахль и Утба ибн Рабиа.

 

Окинув взором жилища Бану Джахш, где гулял пыльный ветер и хлопали двери, Утба произнѐ с:

 

— Похоже на то, что опустевшие дома Бану Джахш оплакивают их. Абу Джахль возразил ему:

 

— А кто они такие, чтобы дома оплакивали их?

 

После этого Абу Джахль вошѐ л в дом Абдуллы ибн Джахша, который был самым красивым и богатым из всех домов, и начал распоряжаться там всем имуществом, как будто был его собственником.

 

Когда Абдулле ибн Джахшу сообщили, что сделал Абу Джахль с его домом, он рассказал об этом Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:

— Разве тебя не устраивает, о Абдулла, что ты получишь от Аллаха прекрасный дом

в Раю?

— Нет, это меня вполне устраивает, — сказал Абдулла.

 

— Ну, так тому и быть, — произнѐ с Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

 

После этого душа Абдуллы успокоилась.

 

Не успел Абдулла ибн Джахш обосноваться в Медине после перенесѐ нных горестей во время первого и второго переселений и насладиться заслуженным отдыхом у заботливых ансаров после всех козней курайшитов, как судьба по воле Аллаха приготовила ему самое жестокое испытание в жизни и тяжелейшую проверку с тех пор, как он принял Ислам.

 

Послушаем же историю этого сурового и горького испытания.

* * *

 

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, избрал из состава своих сподвижников восьмерых человек для того, чтобы они провели первую военную акцию в истории Ислама. Среди этих восьми были Абдулла ибн Джахш и Саад ибн Абу Ваккас. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим избранникам: ― Я назначаю вашим командиром того, кто лучше всех и стойко переносит голод и жажду‖. Затем он вручил знамя Абдулле ибн Джахшу, который стал, таким образом, первым военачальником в мусульманской общине13.


 

13 Есть также и другие мнения, в частности, что первое знамя в Исламе было вручено Хамзе ибн Абдель Мутталибу.


Благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, определил Абдулле ибн Джахшу направление движения и вручил ему письмо с условием, чтобы он прочитал его только через два дня похода, но никак не ранее.

 

Когда истекли два дня секретного похода, Абдулла прочитал в письме следующее: ― Ознакомившись с этим письмом, продолжай движение до Нахлы, что находится

 

между Таифом и Меккой, а затем веди наблюдение за курайшитами и передавай нам сообщения о них…‖

 

Прочитав письмо, Абдулла воскликнул: ― Слушаюсь и повинуюсь Пророку Аллаха! ‖,

 

а затем обратился к своим спутникам:

 

— Посланник Аллаха повелел мне выдвигаться к Нахле, чтобы наблюдать за курайшитами и докладывать ему об их действиях. При этом он запретил мне принуждать кого-нибудь из вас идти со мной. Кто стремится и желает пасть геройской смертью, пусть следует со мной. Тот же, кто не хочет этого, может возвращаться обратно без всякого позора.

 

Люди сказали:

 

— Мы слушаемся и повинуемся Посланнику Аллаха. Мы пойдѐ м за тобой туда, куда приказал тебе следовать пророк Аллаха.

 

Достигнув Нахлы, небольшой отряд начал вести активную разведку, наблюдая за передвижениями и другими действиями курайшитов. Как-то раз они заметили курайшитский караван, в котором было четыре человека: Амр ибн аль-Хадрами, аль-Хукм ибн Кайсан, Усман ибн Абдулла и его брат аль-Мугира. У них были кожи, изюм и другие товары, которыми обычно торговали курайшиты.

 

Обнаружив караван, бойцы начали совещаться между собой. Это случилось как раз в последний день месяцев, в течение которых война была под запретом. Они говорили друг другу:

 

— Если мы их убьѐ м, то это случится в запретный месяц. Тем самым мы нарушим запрет, и нас будут ненавидеть все арабы... Если же мы их не тронем, то за этот день они успеют достигнуть запретной территории Мекки и окажутся в безопасности от нас.

 

Они совещались подобным образом, пока не пришли к единому мнению о необходимости напасть на караванщиков, убить их и захватить трофеи... В течение нескольких мгновений они убили одного, захватили в плен двоих, а четвертый ускользнул и спасся бегством.

 

Вместе с двумя пленными и захваченным имуществом отряд Абдуллы ибн Джахша вернулся в Медину. Когда они предстали перед Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он узнал об их действиях, то самым суровым образом осудил их.

 

Он сказал:

 

— Клянусь Аллахом, я не приказывал вам вести боевые действия. Я повелел вам собирать и передавать сведения о курайшитах, а также следить за их передвижениями.

 

Обоих пленных Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил у себя до решения их судьбы, а что касалось захваченных товаров, то он категорически отказался взять что-нибудь себе.

 

И вот тогда у Абдуллы ибн Джахша и его товарищей опустились руки, так как они осознали, что нарушили приказ Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Дело усугублялось ещѐ и тем, что их дружно осудили многие их мусульманские братья, которые, проходя мимо, говорили: ― Они нарушили приказ Посланника Аллаха‖.

 

Ещѐ больше возросла их растерянность, когда они узнали, что курайшиты использовали это происшествие в качестве предлога, чтобы избавиться от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и дискредитировать его среди арабских племѐ н. Они говорили при этом: ― Мухаммад нарушил запрет священных месяцев, пролив в них кровь, захватив имущество и взяв в плен людей...‖


Поистине, неописуемым было отчаяние Абдуллы ибн Джахша и его товарищей, когда они осознали результаты своих действий, и в какое неудобное положение они поставили тем самым Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

 

* * *

 

Когда они все переживали тяжесть отчаяния и беды, обрушившейся на них, вдруг пришла добрая весть о том, что Всевышний Аллах удовлетворѐ н их действиями, по поводу чего Он ниспослал соответствующие аяты Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

 

И даже не спрашивайте о том, какая радость охватила их всех. На улице к ним подходили люди, обнимали и поздравляли их, а у всех на устах были ниспосланные аяты Корана.

 

Всевышний Аллах ниспослал следующее Откровение Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует:

 

― Они спрашивают тебя про войны во время священного месяца. Скажи: ― Война во время его есть великое беззаконие, но удерживать людей на пути Аллаха и быть неблагодарными Ему и удерживать людей от Священной Мечети, и изгонять народ из неѐ есть ещѐ больший грех пред Аллахом, и преследование хуже убийства...‖ ‖. (Корова, 217).

 

* * *

 

Успокоилась душа благородного Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, когда ему были ниспосланы эти возвышенные аяты.

 

Тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, принял добычу и выкуп за пленных, с удовлетворением восприняв действия Абдуллы ибн Джахша и его товарищей, поскольку этот поход явился важным событием в жизни мусульман. Это были первые трофеи, захваченные в эпоху Ислама, и был убит первый язычник, кровь которого пролили мусульмане. Это были первые в истории Ислама двое пленных, попавших в руки мусульман.

 

Это был первый поход, в котором было поднято руками Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, знамя Ислама, а его командир Абдулла ибн Джахш стал первым исламским военачальником.

 

Затем была битва при Бадре, где Абдулла ибн Джахш проявил себя с самой лучшей стороны, как это и подобает истинному правоверному.

 

После этого была битва при Ухуде, где с Абдуллой ибн Джахшем и его товарищем Саадом ибн Абу Ваккасом произошла незабываемая история. Предоставим же слово самому Сааду, чтобы он рассказал то, что произошло с ним и его товарищем.

Саад ибн Абу Ваккас рассказывал:

― Перед битвой при Ухуде меня встретил Абдулла ибн Джахш и спросил:

— Разве ты не взываешь к Аллаху?

 

— Да, конечно, — ответил я. Уединившись, я начал взывать к Аллаху:

― О Владыка! Если мне суждено встретиться с врагом, то пошли мне сильного,

 

жестокого и злобного противника, чтобы я сразился с ним, а он бы сразился со мной. А затем ниспошли мне победу над ним, чтобы я убил его и взял бы у него трофеи‖.

 

После меня к Аллаху воззвал Абдулла ибн Джахш:

 

— О Аллах! Ниспошли мне сильного, жесткого и злобного врага, с которым я буду сражаться во имя Твоѐ, а он будет сражаться со мной. Затем он одолеет меня и отрежет мне нос и ухо. Если я встречусь с Тобой завтра, Ты спросишь: ― Во имя чего отрезаны твой нос и ухо? ‖ — а я отвечу: ― Во имя Твоѐ и Твоего Посланника‖. ― Ты прав‖, — скажешь Ты‖.

 

Саад ибн Абу Ваккас продолжал:

 

― Призыв Абдуллы ибн Джахша был лучше моего. В конце дня я обнаружил его убитым и изуродованным. Его нос и ухо были подвешены за нитку к дереву‖.


* * *

 

Аллах ответил на призыв Абдуллы ибн Джахша и даровал ему мученическую смерть шахида. Такая же награда была дарована и его дяде — главному мученику Хамзе ибн Абдель Мутталибу.

 

Благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, похоронил их обоих в одной могиле, а его чистые слезы капали на место их последнего упокоения, придавая чудесный аромат праведной смерти в бою.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.