Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вдова арабов Умм Салама






 

Умм Салама... Если бы вы знали, кто такая Умм Салама! Еѐ отец был одним из знатных и высокопоставленных вождей племени Махзум.

 

Кроме того, он был редким по своей щедрости человеком среди арабов. За это его даже назвали «благодетелем путешественника», поскольку если путники направлялись к нему или путешествовали вместе с ним, то им не было нужды брать с собой большие запасы провизии.

 

Еѐ мужем был Абдулла ибн Абд аль-Асад, который входил в число первых десяти мусульман. До него Ислам приняли только правдивейший Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, и небольшая группа людей, количество которых можно было пересчитать на пальцах.

 

Эту женщину звали Хинд, но все знали еѐ как Умм Салама, и это прозвище заменило впоследствии еѐ настоящее имя.

 

* * *

 

Умм Салама приняла Ислам вместе со своим мужем, став, таким образом, также одной из первых мусульманок. Не успела распространиться весть о том, что Умм Салама и еѐ муж приняли исламскую веру, как среди курайшитов поднялось недовольство и начались волнения. В назидание другим против них была поднята настоящая травля, настолько сильная, что сокрушила бы и огромную гору. Однако они не пали духом, не отступились и проявили завидную стойкость.

 

Когда же травля и преследования стали уже невыносимыми для мусульман, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил им покинуть родину и переселиться в Эфиопию, Умм Салама и еѐ муж были в первой группе мухаджиров.

 

Таким образом, Умм Салама и еѐ муж переселились на чужбину, оставив в Мекке свой родной дом, былое великолепие и знатную родню, прося награды Аллаха и стремясь к Его благосклонности.

 

Несмотря на предоставленную защиту со стороны эфиопского негуса - вознаградил его Аллах Раем за это - Умм Салама и другие мухаджиры испытывали сильную тягу к родине и ностальгию по ней.

 

Они очень переживали из-за того, что с ними не было посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дававшего советы и наставляющего на путь


истинный. Подобное положение вызывало глубокую тоску и печаль у Умм Саламы и еѐ мужа.

 

Затем до мухаджиров в Эфиопии начали доходить вести о том, что значительно возросла численность мусульман в Мекке.

 

Переход в исламскую веру Хамзы ибн Абдель Мутталиба и Умара ибн аль-Хаттаба увеличил их силу, мужество и стойкость. Курайшиты смягчили свои преследования по отношению к ним, и группа мухаджиров твѐ рдо решила вернуться в Мекку, влекомая неодолимым чувством ностальгии.

 

Тоска по родине звала их туда... Умм Салама и еѐ муж были в составе первой группы возвращающихся.

 

* * *

 

Однако очень скоро возвращающиеся узнали, что в вестях, которые доходили до них, были преувеличения.

 

Тот шаг вперѐ д, который сделали мусульмане с принятием Ислама Хамзой и Умаром, был встречен серьезным противодействием со стороны курайшитов.

 

Язычники всячески изощрялись, подвергая пыткам мусульман, издеваясь над ними и запугивая их.

 

Они заставили испытать их невиданные до сих пор муки и горе.

 

В таких условиях посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позволил своим сподвижникам переселиться в Медину. Умм Салама и еѐ муж решили быть первыми переселенцами, спасающими свою религию и себя лично от зла курайшитов.

 

Однако переселение Умм Саламы и еѐ мужа оказалось вовсе не таким простым и лѐ гким делом, как это им казалось.

 

Тяжким и печальным было это переселение, принесшее такое горе, какое не идет ни в какое сравнение с любым другим.

 

Впрочем, дадим слово Умм Саламе, чтобы она сама поведала нам эту трагическую историю. Еѐ чувства более сильны и глубоки, а описание более точно и выразительно.

Умм Салама рассказывала:

 

«Собравшись отправиться в Медину, Абу Салама приготовил для меня верблюда, затем посадил меня на него, а нашего сына Саламу - впереди меня. Не обращая ни на кого и ни на что внимания, Абу Салама повѐ л верблюда, на котором мы сидели, вперѐ д.

 

Ещѐ до того, как мы вышли за пределы городской черты Мекки, нам преградили путь язычники из моего племени Бану Махзум. Они сказали Абу Саламе:

 

— Если ты погубил свою собственную душу, то при чѐ м здесь эта женщина — твоя жена?! Она из нашего рода, и с какой стати мы должны позволить тебе забрать еѐ у нас и увезти в чужие края?!

Затем они набросились на него и силой захватили меня.

 

Когда люди из рода моего мужа Бану Абд аль-Асад увидели, как махзумиты захватывают меня вместе с сыном, то они страшно разгневались и сказали:

 

— Мы никогда не позволим, чтобы ребѐ нок остался у вас после того, как вы забрали его силой у нашего соплеменника... Это наш сын и мы его покровители. После этого обе стороны стали тянуть моего сына Саламу, пытаясь завладеть им, в разные стороны так сильно, что вывихнули руку ребенка. Всѐ это происходило на моих глазах. В конце концов, его забрали люди из рода Абд аль-Асада.

 

Через несколько мгновений я почувствовала себя обездоленной и одинокой.

 

Мой муж по зову своей религии и души отправился в Медину, а мой сын остался у людей из рода Абд аль-Асада, истерзанный и покалеченный…

 

Меня же захватили люди из моего племени Бану Махзум и оставили у себя...

В одночасье я была разлучена с мужем и собственным сыном.

 

Начиная с этого дня, я каждое утро выходила в долину и сидела на том месте, где произошла эта трагедия.


Передо мной вновь и вновь возникали картины тех мгновений, когда меня разлучили с моим сыном и мужем. Я начинала рыдать, и безутешно плакала каждый день до наступления темноты.

 

Так продолжалось целый год или около этого, пока как-то мимо меня не прошѐ л один из детей моего дяди.

 

Сжалившись и смилостивившись надо мной, он сказал людям из моего племени:

 

— Неужели вы не отпустите эту бедняжку?! Вы же разлучили еѐ с мужем и сыном! Он продолжал добиваться смягчения их сердец и молить о милости до тех пор, пока

они, наконец, не сказали мне:

— Отправляйся к своему мужу, если хочешь!

 

Но как же я могла отправиться к мужу в Медину в то время, когда мой сыночек, кровинушка моя, продолжал оставаться в Мекке у людей из племени Бану Абд аль-Асад?!

 

Разве утихли бы мои муки и высохли глаза от слѐ з, если бы я переселилась в Медину, а мой маленький сыночек оставался в Мекке, и я бы ничего о нѐ м не знала?

 

Нашлись люди, которые поняли, что может излечить мою грусть и мои горести. Они всем сердцем вошли в моѐ положение и поговорили по моему поводу с людьми из племени Бану Абд аль-Асад, которые, в конце концов, проявили ко мне снисхождение и вернули мне моего сына Саламу.

 

* * *

 

Мне совсем не хотелось оставаться в Мекке, ожидая, пока найдѐ тся попутчик, вместе с которым я могла бы отправиться. Я опасалась того, что может случиться нечто непредвиденное и помешает мне присоединиться к мужу... Собравшись ехать в одиночестве, я приготовила верблюда и вместе с сыном села на него. Наш путь лежал в Медину, к моему мужу, и со мной, кроме сына, не было ни одного из созданий Аллаха. Добравшись до Танаима, расположенного в трѐ х милях от Мекки, я встретила там Усмана ибн Талху9, который спросил:

— Куда ты направляешься, о дочь «благодетеля путешественников?»

— Я еду к мужу в Медину, — ответила я.

— Неужели ты едешь одна, и с тобой никого нет? — спросил Усман.

— Клянусь Аллахом, нет со мной никого, кроме Аллаха и моего сыночка!

 

— Клянусь Аллахом, я никогда не оставлю тебя одну, пока ты не достигнешь Медины! - воскликнул Усман. Затем он взял за поводья моего верблюда и продолжил путь вместе со мной...

 

Клянусь Аллахом, в жизни не было у меня более благородного, честного и великодушного попутчика. Если мы останавливались на привал, то он ставил на колени моего верблюда и отходил в сторону, пока я не слезу с него и не расположусь на земле. После чего он подходил, распрягал верблюда и привязывал его к дереву неподалѐ ку...

 

Затем он уходил к другому дереву в стороне от меня и отдыхал в его тени.

 

Когда наступало время продолжать путь, Усман запрягал мне верблюда и подводил его ко мне. Затем он отходил от меня в сторону и говорил: «Садись!» Когда я устраивалась на верблюде, он подходил, брал его за поводья, и мы продолжали свой путь.

 

* * *

 

Усман продолжал вести себя подобным образом каждый день, пока мы не достигли Медины. Когда он увидел деревню Кубу в пригороде Медины, где проживал род Амра ибн Ауфа, то сказал: «Твой муж в этой деревне. Вступай же в нее с благословением Аллаха». Сам же он развернулся и отправился обратно в Мекку».

 

* * *

 

 

9 Усман ибн Талха был смотрителем Дома Аллаха во времена джахи-лийи. Он принял исламскую веру вместе с Халидом ибн аль-Валидом и был свидетелем освобождения Мекки. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вручил ему ключ от Каабы. В день встречи с Умм Саламой он был ещѐ язычником.


После длительной разлуки разобщенная семья вновь воссоединилась, и Умм Салама опять увидела своего мужа. Абу Са-лама был очень счастлив встретить свою жену и сына. Затем события начали развиваться с невероятной скоростью.

 

После этого была битва при Бадре, в которой участвовал Абу Салама, и в которой мусульмане одержали блестящую победу.

 

После Бадра последовала битва при Ухуде, где Абу Салама проявил себя с самой лучшей стороны, но получил тяжѐ лое ранение. Он продолжал упорно лечиться, пока не почувствовал, что выздоравливает. Но затянувшаяся снаружи рана воспалилась изнутри. Внезапно она открылась, и Абу Салама был вынужден слечь.

 

Во время лечения он говорил своей жене: «О Умм Салама, я слышал, как посланник Аллаха говорил:

 

«Если кого-то постигает несчастье, то он должен говорить при этом: «Истинно к Аллаху, истинно к Нему мы возвращаемся», затем: «О Аллах, я безропотно принял это несчастье. О Аллах, возмести его мне добром с избытком», то Аллах непременно выполнит твою просьбу»...

 

* * *

 

Больной Абу Салама проводил дни в постели. Как-то утром его навестил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Не успел он закончить свой визит, как Абу Салама скончался. Своими праведными руками Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, закрыл глаза покойному другу.

 

Подняв взор к небу, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воззвал:

 

«О Аллах, прости прегрешения Абу Саламе и приблизь его к Себе. Возмести потерю его детям и близким.

 

О Владыка миров, отпусти нам и ему грехи, дай ему простор в могиле и освети еѐ». Вспоминая о том, что рассказывал ей Абу Салама о посланнике Аллаха, да

 

благословит его Аллах и приветствует, Умм Салама говорит:

 

«О Аллах, я безропотно приняла это несчастье от Тебя...» Однако еѐ душа не лежала к тому, чтобы сказать: «О Аллах, возмести его мне добром с избытком». Она просто недоумевала: разве может быть кто-нибудь лучше Абу Саламы?!

 

Тем не менее, Умм Салама закончила свою мольбу...

* * *

 

Мусульмане как никогда переживали горе, постигшее Умм Саламу, и стали называть еѐ «вдовой арабов»...

 

В Медине у нее не было ни одного родного человека, кроме детишек, похожих на неоперившихся птенцов.

 

* * *

 

Мухаджиры и ансары почувствовали, что Умм Салама может выбрать одного из них в мужья. Едва она закончила свой траур по Абу Саламе, как к ней посватался правдивейший Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, но Умм Салама не приняла его предложение.

 

Затем к ней посватался Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, но Умм Салама отвергла его, как и предыдущего претендента...

 

Затем к ней пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но Умм Салама сказала ему:

 

— О посланник Аллаха, у меня есть три основных качества: я очень ревнивая женщина и боюсь, что ты будешь гневаться на меня, а за это меня накажет Аллах; к тому же я женщина в летах, и у меня есть дети.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в ответ на это:

 

— Ты упомянула свою излишнюю ревность, но я обещаю, что призову Всемогущего Аллаха лишить тебя этой черты. Ты сказала о своѐ м возрасте, но я в таком же возрасте, как и ты. Что касается детей, то я считаю их своими.


После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, женился на Умм Саламе, а это означает, что Аллах услышал и ответил на еѐ призыв, то есть возместил еѐ потерю добром с избытком, дав ей мужа лучшего, чем Абу Салама.

 

С этого дня Хинд из племени Махзум уже не была матерью одного Саламы. Она стала матерью всех правоверных.

 

Да ниспошлет Аллах Умм Саламе свежесть райских кущ и Свою благосклонность, будучи удовлетворѐ нным ею.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.