Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды источников гражданского права






 

Источники гражданского права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся гражданско-правовые нормы.

К числу источников отечественного гражданского права следует относить:

- законодательство (нормативные акты);

- международные договоры, в которых участвует РФ;

- обычаи делового оборота и иные признанные законом обычаи.

Систему источников гражданского права образуют:

1) Конституция РФ, закрепляющая основы гражданско-правового регулирования, которые развиваются в отраслевом законодательстве.

2) Федеральные законы, которые согласно п. 2 ст. 3 ГК РФ образуют гражданское законодательство. Следует подчеркнуть, что объем понятия гражданского законодательства, используемого в Конституции и в ГК РФ, различен. Гражданский кодекс РФ относит к гражданскому законодательству только законы, давая ему, таким образом, более узкое толкование и четко разграничивая законы и подзаконные акты.

Главенствующее место среди федеральных законов занимает кодифицированный акт - Гражданский кодекс РФ, который принимался в 4 этапа. Часть первая ГК РФ от 30 ноября 1994 г. вступила в действие с 1 января 1995 г., часть вторая от 26 января 1996 г. вступила в действие с 1 марта 1996 г., часть третья от 26 ноября 2001 г. вступила в действие с 1 марта 2002 г., часть четвертая от 18 декабря 2006 г. вступила в силу с 1 января 2008 г.

ГК РФ отражает систему гражданского права, закрепляет наиболее важные нормативные положения в основных сферах регулируемых отношений. ГК РФ является основным источником гражданского права, остальные источники по вопросам, урегулированным Кодексом, должны приниматься на основании и в пределах, допускаемых им.

Закрепляя основы гражданско-правового регулирования в различных сферах общественных отношений, ГК РФ прямо предусматривает необходимость принятия тематических федеральных законов (например, п. 3 ст. 87 ГК РФ предусматривает, что правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются настоящим Кодексом и Законом об обществах с ограниченной ответственностью).

3) Подзаконные нормативные акты ведущую роль среди которых играют пра­вовые акты, издаваемые Президентом РФ и Правительством РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 3 ГК РФ указы Президента РФ не должны про­тиворечить ГК РФ и иным законам (см., например, Указ Президента РФ от 04.08.2004 г. № 1009 (ред. от 16.10.2010) «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ», Указ Президента РФ от 30.09.2010 г. № 1190 «О дальнейшем развитии открытого акционерного общества " ИНТЕР РАО ЕЭС»).

На основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права (см., например, Постановление Правительства РФ от 20.10.2010 г. № 853 «О введении временного запрета на вывоз некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 18.10.2010 г. № 844 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам»).

Согласно терминологии ГК РФ указы Президента и постановления Правительства объединяются общим понятием «иные правовые акты» (п. 6 ст. 3 ГК РФ). Если же в ГК РФ указано, что тот или иной вопрос может быть урегулирован законом, то иные правовые акты по такому вопросу приниматься не могут. Однако если указ Президента РФ или постановление Правительства РФ были приняты до введения в действие соответствующей части ГК РФ, то они действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.

5) Акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Нормотворческая компетенция этих органов в области гражданского права ограничена только теми случаями и теми пределами, которые предусмотрены ГК РФ, другими законами, указами Президента и постановлениями Правительства. Издание названными органами гражданско-правовых норм без специального нормативного основания неправомерно (см., например, Приказ Росалкогольрегулирования от 18.08.2009 г. № 47 «Об утверждении регламента Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.10.2009 г. № 14928), Приказ Росводресурсов от 30.08.2007 г. № 170 «Об утверждении Регламента Федерального агентства водных ресурсов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.09.2007 г. № 10166).

6) Акты законодательства Союза ССР сохраняют действие в Российской Федерации и являются источниками гражданского права при отсутствии регламентации соответствующего вопроса в российских нормативных актах и непротиворечии их действующему законодательству, в первую очередь ГК РФ (см., например, Закон СССР от 31.05.1991 г. № 2213-1 «Об изобретениях в СССР» (Применяется в части, не противоречащей части четвертой Гражданского кодекса РФ (Федеральный закон от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ), Закон СССР от 10.07.1991 г. № 2328-1 «О промышленных образцах» (Применяется в части, не противоречащей части четвертой Гражданского кодекса РФ (Федеральный закон от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ).

7) Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры применяются к отношениям, входящим в предмет гражданского права, осложненным наличием иностранного элемента (иностранного субъекта, юридического факта, объекта, находящегося на территории другого государства). Такие отношения являются предметом международного частного права (раздел VI ГК РФ) (см., например, «Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров» (заключена в Нью-Йорке 14.06.1974 г.), «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (заключена в Минске 22.01.1993 г.)

8) обычаи оборота являются разновидностью правового обычая, которая имеет ограниченную сферу использования - какую-либо область предпринимательской деятельности. Обычай делового оборота представляет собой правило поведения, которое сложилось (т.е. достаточно определено в своем содержании) и широко применяется в какой-либо области предпринимательской деятельности. Данное правило поведения не должно быть предусмотрено законодательством, в противном случае оно перестает быть обычаем и становится нормой права. Обычай делового оборота не должен противоречить законодательным положениям или условиям договора. Он может быть как зафиксирован в каком-либо документе (например, в сборнике обычаев), так и не получить такого документального закрепления.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.