Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и формы воспитания.




Воспитание осуществляется с помощью системы способов (форм и методов), которые используются с целью создания условий для станов­ления и творческого самосовершенствования личности, развития ком­муникативных способностей, социальной активности и зрелости, нацио­нального самосознания, гуманистической направленности личности.
Выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы воспита­ния, которые имеют свою специфику. Так, массовые формы работы ха­рактеризуются эпизодичностью проведения воспитательных меропри­ятий и значительным количеством их участников (конференции, тема­тические вечера, смотры, конкурсы, олимпиады, фестивали, туризм и др.). Групповые формы воспитательной работы отличаются продол­жительностью, постоянством в определенной группе (диспуты, коллек­тивные творческие дела, кружки, художественная самодеятельность, спортивные секции, экскурсии и т. д.). Индивидуальная воспитатель­ная работа предполагает самостоятельную работу воспитуемого над собой под руководством воспитателя, постепенно переходящую в са­мовоспитание.
Методы определяют конкретные пути реализации целей воспитания, повышения эффективности организационных форм.
Понятия “ форма воспитания” и “метод воспитания” близки по значе­нию. Часто одни и те же способы воспитательного воздействия могут рассматриваться и как форма, и как метод (например, беседа).
Современные педагоги выделяют несколько групп методов[4], положив в их основу целостную структуру деятельности, которая включает осоз­нание процесса деятельности, ее организацию, стимулирование деятель­ности, контроль и анализ результатов.
К I группе относятся методы формирования сознания личности. В их основе лежит слово педагога, по словам В. Сухомлинского — тот мостик, через который наука воспитания переходит в искусство, мас­терство. В этой группе выделяют убеждение (воздействие на сознание, чувства, волю личности), основными формами развития которого явля­ются беседы, лекции, диспуты, встречи, конференции и др., а также лич­ный пример — целенаправленное и систематическое воздействие пре­подавателя на студентов силой личного примера, а также всеми вида­ми положительных примеров как образцов для подражания, идеала в жизни.
Во II группу входят методы организации и формирования опыта общественного поведения, с помощью которых формируются умения, вырабатываются привычки, навыки, создаются условия для формиро­вания положительных внутриколлективных взаимоотношений, приви­ваются элементы морального этикета.
К ним относятся:
1) педагогические требования: прямое (характеризуется такими признаками, как инструктивность, решительность, и проявляется в виде указаний, возможно, приказа) и опосредованное (опира­ется на сформированность у воспитанников цели, убеждений и проявляется в виде просьбы, совета, намека и др.);
2) общественное мнение коллектива;
3) метод приучения — организация планомерного и регулярного вы­полнения воспитанниками определенных действий с целью их пе­рехода в формы общественного поведения;
4) создание воспитывающих ситуаций (специально созданных педа­гогических условий).
В III группу входят методы стимулирования деятельности и поведе­ния. К ним относятся методы поощрения, осуждения.
IV группа охватывает методы контроля и самоконтроля, самооцен­ки деятельности и поведения. Владея системой методов воспитания, пе­дагог может в каждом конкретном случае выбрать те из них, которые, по его мнению, будут самими рациональными.
Как писал В. Сухомлинский, наилучший метод — тот, что идет от души педагога. Он подчеркивал: “Воспитываем мы не теми или иными методами или приемами, а личностью. Без одухотворения живой мыс­лью и страстью педагога метод остается мертвой схемой”.
Однако методы воспитания нельзя выбирать произвольно. Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, ме­тод воспитания всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Это означает, что выбор мето­дов подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспи­тания, конкретная педагогическая задача и условия.
Значительное место в воспитательном процессе занимает коллектив. Реализация достижений лучших студентов и студенческих групп в по­вышении качества учебного труда позволяет использовать ряд методов и приемов, которые могут благотворно влиять не только на развитие личности, но и коллектива в целом. Среди них, в частности, обществен­ное мнение коллектива — испытанное средство формирования по­ложительных качеств личности, одно из движущих сил воспитания мо­лодого специалиста.
Одной из наиболее продуктивных форм воспитания в коллективе яв­ляется коллективное творческое дело (КТД), психология которого в пе­дагогической литературе известна как методика И. Иванова.
Коллективное творческое дело — это интегрированная форма воспи­тательной работы, основанная на творческой деятельности воспитанни­ков. Она предусматривает активное участие воспитуемых в планирова­нии, организации и проведении воспитательного мероприятия, а также анализе проведенной работы. Целью КТД является формирование това­рищеских отношений в коллективе, развитие взаимной помощи, форми­рование умений действовать сообща, учитывая интересы и желания то­варищей по группе, проявление активности и самостоятельности в при­нятии решений и их исполнении.
Коллективное творческое дело организуется, как правило, в шесть этапов:
1) предварительная работа воспитателя с коллективом: создание пер­спективы интересного и нужного дела;
2) коллективное планирование—создание микрогрупп для выработ­ки предложений, обсуждение их сначала в микрогруппах, а затем на общем собрании коллектива;
3) подготовка КТД—выбор совета дела для общего руководства под­готовительной работой, куда входят представители от каждой мик­рогруппы и старшие организаторы. Совет конкретизирует план ра­боты, осуществляет контроль за ходом подготовки и проведения дела, обмен опытом, регулирует действия участников;
4) этап проведения КТД, на котором реализуется намеченный план;
5) коллективное подведение итогов — обсуждение результатов КТД, выяснение положительного и отрицательного, пожелания на буду­щее;
6) этап последействия — размышления педагога об эффективности и целесообразности проведенного дела, анализ методических подхо­дов и решений.
Коллективные творческие дела могут быть разнообразными и вклю­чать в себя игры и развлечения.
Таким образом, использование различных форм и методов воспита­тельной работы обеспечивает потребности личности в творческой са­мореализации, получение дополнительных умений и навыков по инте­ресам, интеллектуальное и духовное развитие, подготовку ее к актив­ной профессиональной и общественной деятельности.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.