Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития теоритической соц






Предметом социологии

Предметом социологии выступает индивид, с его потребностями, мотивами, а также социальные общности и взаимодействия между ними. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.

Можно выделить следующие функции социологии:

общенаучная, теоретико-познавательная —исследование социальной жизни, ее феноменов, процессов, систем, структур, закономерностей динамики;

Культурно-просветительская —формирует знания об обществе, его социальных системах, социальном состоянии, тем самым, обогащая духовный мир человека;

мировоззренческая —дает возможности научной, когнитивной ориентации в социальном мире и в социальных процессах, сознательного выбора профессии;

социально-прогностическая реализует —практические потребности в анализе вероятных социальных изменений поведения социальных общностей, больших социальных;

Социально-преобразовательная —ориентирована на совершенствования, преобразования тех или иных институтов социальных отношений и систем;

управленческая— обеспечивает управление социальных структур в хозяйственной деятельности и другой социологической информацией для принятия решения.

Социальные общности — это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами.

 

этапы развития теоритической соц

Середина 19 века.

О. Конт, выделили науку как самостоятельную науку, изучающую простейшие связи в обществе. Он считал, что социология должна быть позитивной (изучать только факты). Основные метолы исследования — наблюдение и эксперимент, любое общество может находиться в состоянии социальной статики (благополучное состояние) или в состоянии социальной динамики.

Герберт Спенсер, он связывал общество с живым организмом, подчиняющемуся биологическим законам. Общество развивается от простейших форм к более сложным, оно постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям, выживают наиболее приспособленные. Отдельные части общества становятся более сложными и специализированными, и они не могут функционировать друг без друга. Ему принадлежит идея социальной эволюции.

Карл Маркс. На развитие общества большое влияние оказывает экономически фактор. Каждая формация определяет взаимодействие экономического базиса (производственные силы, производственные отношения). Переход от одной формации к другой происходит революционным путем.

Причины революции:

Невозможность для производственных сил развиваться в рамках старых производственных отношений.

Вторая половина 19 века.

Позитивизм (продолжатели Конта и Спенсера). Главная идея — общество развивается эволюционным путем.

Существуют различные направления:

Географическая школа. Главный фактор развития общества — географическая среда (климат, водные ресурсы, ландшафт).

Демографическая школа. Главный фактор — рос народонаселения.

Расовая школа. Развитие и прогресс общества несут высшие расы.

Социальный Дарвинизм. Источником общественного развития является борьба за существование.

Психологическая социология.

Габриель Лебон — понятие толпы. Габриель Тард — теория подражания, теория коллективной психологии. Чарльз Кулин — изучил множественное взаимодействие.

На рубеже 19-20 веков происходит соединение теоретической и эмпирической социологии.

В 1892 году в Чикагском университете открывается первая кафедра социологии.

Начало 20 века.

Фердинанд Теннис (немец) «общество — это сложный много уровневый механизм со множеством связей. Оно является внешним по отношению к индивидуальному».

Вывод: основной регулирующий механизм в обществе — это мораль. Основная деятельность общества — воспитание.

Макс Вебер. Понимающая социология: «необходимо изучать мотивы поведения людей и тогда мы сможем понять человека и воздействовать на его поведение».

Эмиль Дюркгейм. «Предметом изучения социологии является социологическая реальность, основанная на социологических факторах, существующих объективно, независимо от человека и способов оказывать на него давление. Теория образования человека зависит от внешних факторов, а не от него самого».

Середина 20 века.

Структурный функционализм. Социальный объект рассматривается в качестве целого, а затем разбивается на части, выявляется зависимость между этими частями и частями и целым.

Теория социальных конфликтов (Маркс). Теория социально-психологического направления (ролевая теория личности).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.