Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1. Теория познания - это учение о познании человеком окружающего мира, об основе и цели познания, о происхождении знании






Теория познания - это учение о познании человеком окружающего мира, об основе и цели познания, о происхождении знании, об истине и заблуждении, о критериях истины, о методах познания и о типах знания.

Гносеология решает вопрос о познаваемости мира. Философы разных направлений решают этот вопрос неоднозначно:

1) некоторые признают тот факт, что мир познаваем;

2) пессимисты же считают, что у человека всегда было много сложных вопросов, которые не имеют окончательного решения и в каждую новую эпоху решаются по-своему. Появление всякий раз этих вопросов и дает основанием полагать, что мир принципиально непознаваем.

Философы, придерживающиеся второй точки зрения являются агностиками и составляют направление агностицизма в философии. Агностицизм как термин появился в конце XIX в. с подачи естествоиспытателя Гексли. До XIX в. агностицизм существовал в форме скептицизма, который зародился еще в Др. Греции.

Данное направление поддерживали Кратил и Пирон. Так Кратил считал: в мире все очень быстро изменяется и движется и мы не может правильно называть предметы, т.к. пока мы их называем они уже изменились. Суть этого течения выражает такое изречение, что «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». С этой позиции Кратил предлагал бездействовать философам, т.к. любые действия являются бесполезными. Пирон считал, что мир непознаваем и люди не должны принимать ответственных решений, а должны стремиться к покою. Любое суждение о предмете можно дополнить контрсуждением, которое будет противоречить высказанной мысли. Так, подлинный философ не должен стремиться познать сущность вещей, т.к. он может нарушить невозмутимость собственного духа. В период средних веков направление скептициз-ма не поддерживалось и возродилось как направление в ХУП в. В период просвещения Кант и Д. Юм считались бы классическими агностиками (скептиками).

Д. Юм в своей работе «Исследование о человеческом разуме» высказал такую позицию, что существует ли внешний мир как источник наших ощущений - мы не знаем и не может доказать, разум же оперирует лишь содержанием наших ощущений, но не с тем, что вызывает ощущения. То, что мир не существует также не доказано, а человеческое восприятие мало говорит о существовании внешнего мира, равно как о его не существовании то же. Таким образом, вопрос о существовании мира не решаем. Вся информация для мышления поступает через чувства и опыт, но она исключает из опыта весь внешний мир, следовательно реальные вещи не существуют вне опыта. Юм предполагает, что возможно существует реальность, о которой мы не знаем. Ко многим убеждениям человек приходит интуитивно, путем логики и независимо от существования вещей. Однако возможно человеческого разума ограничены.

И. Кант в работах «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Пролегомены» критикует познание, к которому можно прийти при помощи доказательств. Он поставил задачу определить условия, при которых возможно действительное познание, т.е. попытался исключить из познания метафизику. Метафизика - противоположность диалектики (официальная позиция философии СССР) либо это конструирование доказательств трансцендентных предметов. Под трансцендентными предметами понимают Бога, душе, идеи мира. Кант поставил задачу определить границы достоверного познания и сделал вывод, что некоторые виды познания возможны и соответствуют критерию научности. Метафизика же как научное познание невозможна.

Философия ХУШ в. писала о внеопытных предметах познания и пыталась обосновать их существования логическими методами. Кан в работе «Критика чистого разума» обозначил границы логического материального опыта.

Основной причиной агностицизма называют ограниченность объекта познания местом и временем; а также тем, что объект, который пытаются познать сложен, хотя если он поддается верификации, то познание его вполне реально.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.