Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство режиссуры в европейском театре второй половины ХХ века и рубежа ХХ-ХХI веков в историко-культурном контексте.






 

Историко-культурный и философский контекст развития европейской режиссуры во второй половине ХХ века и на рубеже ХХ-ХХI веков. Основные тенденции развития европейской режиссуры во второй половине ХХ века.

Режиссерское творчество Жана Луи Барро (1910-1994). Значение школы Дюллена в формировании режиссерских и актерских принципов Барро. Радикальный разрыв с французской декламационной традицией. Нравственный максимализм, метафорический интеллектуализм и авангардизм театра Барро, сочетание высокой профессиональной культуры и эксперимента, психологизм философских исканий. Тотальный театр как театр всеобщего эксперимента. Спектакли Барро: «Гамлет» В. Шекспира (1946), «Процесс» Ф. Кафки (1947), «Вишневый сад» А. П. Чехова (1954), «Носорог» Э. Ионеско (1960) и др.

Режиссерская деятельность Джорджо Стрелера (1921-1997). Спектакли Стрелера в «Театро Пикколо ди Милано»: «Ночлежка» по пьесе М. Горького «На дне» (1947), «Арлекин» по пьесе К. Гольдони «Слуга двух господ» (1947), «Король Лир» В. Шекспира (1972), «Вишневый сад» А. П. Чехова (1974) и др. Стремление сделать искусство театра подлинно народным в брехтовских постановках Стрелера. Синтетическая целостность сценического решения спектаклей.

Экспериментальная режиссура Ежи Гротовского (1933-1999). Гротовский – теоретик театра. Исследования природы актерского искусства.

Театр Питера Брука (р. 1925): поэтический метафоризм режиссуры, обращение к идеям А. Арто («Марат/Сад» Вайса, 1964). Шекспировские постановки Брука: «Гамлет» (1955, 2001), «Король Лир» (1962), «Сон в летнюю ночь» (1970) и др. Открытие в Париже Международного Центра театральных исследований (1970) как попытка создания интеркультурной модели театра. Поиски новых форм синтетического театра, разрушающего стену между актером и зрителем, эксперименты, направленные на совершенствование внутренней и внешней техники актера, обращение к философии и культуре ритуала. Брук о законах и природе театра, о поиске живого театра, свободного от фальши и штампа в книгах «Пустое пространство» (1968) и «Секретов нет» (1993).

Особенности ситуации постмодернизма в культуре рубежа XX-XIX вв. Возрастание роли герменевтики в культуре в целом и в театральном искусстве в частности. Постмодернистские и постдраматические тенденции в режиссуре конца ХХ – начала ХХI вв. Усиление роли режиссера на рубеже XX–XXI веков, конфликт с литературным первоисточником спектакля. Ханс-Тис Леман о режиссуре в постдраматическом театре, об изменении способов коммуникации между сценой и театром, драматургом и режиссером.

Основные тенденции современной европейской режиссуры в творчестве П. Штайна, Д. Доннеллана, Э. Някрошюса, Р. Кастеллуччи, Р. Лепажа, Т. Остермайера др.

 

Основная литература

1. Бартошевич А.В. Для кого написан «Гамлет». Шекспир в театре. XIX, XX, XXI… – М., 2014.

2. История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.

3. Леман Х.-Т. Постдраматический театр. – М., 2013.

4. Мальцева О. Театр Эймунтаса Някрошюса. Поэтика. – М., 2013.

Литература:

5. Барро Ж.Л. Размышления о театре. – М., 1963.

6. Брук П. Пустое пространство. Секретов нет. – М., 2003.

7. Брук П. Нити времени. – М., 2005.

8. Гротовский Е. От Бедного театра – к Искусству-проводнику. – М., 2003.

9. Павис П. Словарь театра. – М., 2003.

10. Проскурникова Т. Б. Театр Франции. Судьбы и образы. Очерки истории французского театра второй половины ХХ века. – СПб., М., 2002.

11. Спектакли двадцатого века. – М., 2004.

12. Стрелер Дж. Театр для людей. – М., 1984.

13. Театр Питера Брука. Взгляд из России. Сборник статей и материалов. – М., 2000.

14. Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.

 

24. Театр Соединенных Штатов Америки в историко-культурном контексте ХХ века: репертуар, сценическое искусство, принципы организации.

Феномен Соединенных Штатов Америки и его влияние на возникновение, становление и развитие американского театра.

Исторические условия становления и развития американского театра. Господство коммерческой системы в американском театре конца XIX века, отсутствие национальной драматургии, феномен театрального Бродвея, становление и развитие жанра американского мюзикла, система «звезд» и серийность постановок. Формирование офф-бродвейских и офф-офф-бродвейских театров, появление «малых театров» в середине 10-х годов ХХ века как условие возможности формирования национальной театральной традиции, театр «Провинстаун». Влияние идей К.С. Станиславского на формирование американского театра, значение американских гастролей МХТ в 1923-1924 гг. Отсутствие системы государственной поддержки театров. Открытие в 1931 г. репертуарного театра «Групп» Г. Клерманом и Л. Страсбергом, последователями системы Станиславского.

Становление американской национальной драматургии в творчестве Юджина О’Нила (1888-1953). Особенности реализма драматургии О’Нила: сложный сплав различных стилевых компонентов, влияние античной трагедии, Ф.М. Достоевского, А. Стриндберга, М. Горького, Э. Золя на формирование творческого метода О’Нила. Обращение к эстетике экспрессионизма, смелые эксперименты с формой и содержанием, символические мотивы и образы в острых социально-психологических драмах «Анна Кристи (1921), «Косматая обезьяна» (1922), «Крылья даны всем детям человеческим» (1924), «Любовь под вязами» (1924). Интимно-психологическая проблематика поздних пьес О’Нила «Долгий день уходит в ночь» (1941), «Луна для пасынков судьбы» (1942). Пьесы О’Нила на сцене Камерного театра А.Я. Таирова.

Психологическая драма Теннесси Уильямса (1911-1983), наследование и развитие традиций социально-психологической драматургии О’Нила. Принципы «пластического театра» Уильямса в предисловии к пьесе «Стеклянный зверинец» (1945): отказ от «плоского реализма», противопоставление ему «поэтического реализма», символ как один из важнейших «инструментов» «пластического театра» Уильямса, раскрытие конкретно-бытового плана символически-поэтическим. Т. Уильямс и А.П. Чехов. Трагическое звучание пьесы «Трамвай “Желание”» (1947), антагонизм Бланш и Стэнли (духовность и «одномерность» человека), постановка пьесы в театре Этель Барримор (Нью-Йорк, реж. Э. Казан, 1947), М. Брандо в роли Стэнли. 60-е годы − кризис в творчестве Уильямса, поиски новых форм драмы, увлечение «более импрессионистической формой», время и память как главные мотивы творчества. Уильямс на сцене русского театра.

Социальная природа человеческой трагедии в Америке в психологических драмах Артура Миллера (1915-2005) «Все мои сыновья» (1947), «Смерть коммивояжера» (1949), сотрудничество драматурга с режиссером Э. Казаном.

Бунтарские мотивы в драматургии Эдвард Олби (р.1928), сочетание в его творчестве реалистических и абсурдистских тенденций. Глубокая социально-психологическая проблематика пьесы «Случай в зоопарке» (1958), расовая проблематика и фрейдистские мотивы в пьесе «Смерть Беси Смит» (1959), психологический шедевр Олби «Не боюсь Вирджинии Вулф» (1962).

Американский мюзикл во второй половине ХХ века: «Оклахома» Р. Роджерса (1943), «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу (1956), «Вестсайдская история» Л. Бернстайна (1954) и др. Театральная школа «Актерская студия» (открыта в 1946 г.) под руководством Л. Страсберга и Э. Казана. Михаил Чехов и американская актерская школа.

Американский театр на рубеже ХХ-ХХI вв.: жизнь бродвейских и офф-бродвейских театров, американский репертуарный (ансамблевый) театр, мюзикл на современной американской сцене.

 

Основная литература:

1. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы второй половины ХХ – начала ХХI века. – М., 2014.

2. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы конца XIX – первой половины ХХ века. – М., 2014.

3. История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.

Литература:

1. Актерское мастерство: Американская школа. – М., 2013.

2. Бернацкая В. Четыре десятилетия американской драмы. 1950-1980 гг. // Суфлер. 1993. № 3.

3. Вульф В. От Бродвея немного в сторону, 70-е гг.: Очерк о театральной жизни США, и не только о ней. – М., 1982.

4. История западноевропейского театра. В 8 томах. Т. 6, 8. – М., 1974, 1988.

5. История зарубежного театра. В 4 частях. Часть 3, 4. – М., 1986, 1987.

6. Кампус Э. О мюзикле. – Л., 1983.

7. Коренева М. Творчество Ю. О’Нила и пути американской драмы. М., 1990.

8. Ромм А.С. Американская драматургия первой половины ХХ века. – Л., 1978.

9. Смирнов Б.А. Театр США ХХ в. – Л., 1976.

10. Спектакли двадцатого века. – М., 2004.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.