Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русский театр в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Великая Отечественная война в драматургии.






Патриотическая роль театра в годы войны. Организационные формы театральной жизни. Спектакли. Тема войны – центральная тема репертуара, поддержанная публикацией пьес в центральных изданиях «Фронт» А.Е. Корнейчука в Театре им. Евг. Вахтангова и в МХАТ (1942) и «Русские люди» К.М. Симонова в МХАТ (1943). Героическая комедия А.К. Гладкова «Давным-давно» (ЦТКА, 1942) и психологическая драма Л.М. Леонова «Нашествие» (Малый театр и Театр имени Моссовета, сезон 1942-1943).

Театры в эвакуации и на стационаре. Деятельность фронтовых актерских бригад и театров. Роль русской классики в репертуаре военного времени. А.Н. Островский в репертуаре военного времени – духовная опора театра и зрителя. Гуманистическое освещение образов высокой классики: отход от классовости во имя человечности. «Правда - хорошо, а счастье лучше» И.Я. Судакова в Малом театре (1941). «Последняя жертва» Н.П. Хмелева во МХАТе (1944). «Без вины виноватые» А.Я. Таирова в Камерном театре (1944). «Бешеные деньги» А.М. Лобанова в Театре им. М.Н. Ермоловой (1944).

 

Основная литература:

1. Марков П. Два письма за рубеж: Советский театр в первые годы войны. Московский летний сезон 1943 года // Марков П. О театре. В 4-х тт. М., 1977. Т.4: Дневник театрального критика (1930–1976).

2. В пламени военных лет. Волковский театр в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Автор, составитель, редактор М. Г. Ваняшова // РГАТД им. Ф. Волкова – Ярославский гос. театральный институт. 2015.

Дополнительная литература:

1. Гладков А. «Давным-давно» (Из воспоминаний) // Гладков А. Театр. М., 1980.

2. Юзовский Ю. «Граждане, Воздушная тревога!». С фронтовым театром… // Юзовский Ю. О театре и драме. В 2-х тт. М., 1982. Т. 1. Электронный ресурс: https://teatr-lib.ru/Library/Yuzovsky/O_teatre_i_drame_1/

 

18. Феномен «оттепели» в истории и культуре и новые тенденции отечественной и драматургии второй половины ХХ века

Период «оттепели» (1953-1964). «Оттепель» как начало десталинизации. Период новых ожида­ний. Заметное ослабление цензуры в литературе, кино и других видах искусства. Критика сталинского периода истории в литературе и театре. Журнал «Новый мир» - главная платформа сторонников «оттепели». Первые событийные произведения «оттепели» - роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым», повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Кинорежиссёры «оттепели» — Марлен Хуциев, Михаил Ромм, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай. Важные события в киноискусстве — «Застава Ильича», «Весна на Заречной улице», «Идиот», «Я шагаю по Москве», «Карнавальная ночь», «Человек-амфибия», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён».

Новое поколение писателей и поэтов 60-70-х гг. - Виктор Астафьев, Василий Белов, Юрий Трифонов, Василий Шукшин, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко.

Социально-бытовая («В поисках радости» В. Розова) и социально-психологическая («Вечно живые» В. Розова) драма «оттепели». Расцвет лирической и лирико-психологической драмы. «Иркутская история», «Мой бедный Марат» А. Арбузова, «Сто четыре страницы про любовь» Э. Радзинского, «Моя старшая сестра», «Пять вечеров» А. Володина, «Варшавская мелодия» JI. Зорина.

Период застоя (1964-1985). Причины актуализации социально­психологической драмы в творчестве драматургов старшего поколения «Традиционный сбор» (1967), «Гнездо глухаря «(1978) В. Розова и др.

Жизнь человека советской эпохи в социально-философской драме 60-70-х гг. Творчество А. Вампилова («Прощание в июне» (1966), «Старший сын» (1968), «Утиная охота» (1970), «Прошлым летом в Чулимске» (1972) и др.) и драматургов-поствампиловцев («Чинзано» (1973), «День рождения Смирновой» (1977) «Уроки музыки» (1973) Л. Петрушевской; «Дорогая Елена Сергеевна» (1980), «Сад без земли» (1982) Л. Разумовской; «Смотрите, кто пришел!» (1981) Вл. Арро; «Фантазии Фарятьева» (1974) А. Соколовой; «Взрослая дочь молодого человека» (1979) В. Славкина; «Ретро» (1979) А. Галина и др.).

Сценические интерпретации лирической и социально-психологической драмы периодов оттепели и застоя (постановки А. Эфроса, Г. Товстоногова, О. Ефремова, А. Гончарова, М. Захарова, Р. Виктюка и др.).

Основная литература:

1. Рудницкий К. Истина страстей // Рудницкий К. Театральные сюжеты. М., 1990. С. 177-232 Электронный ресурс: https://teatr-lib.ru/Library/Rudnitsky/suzhety/

2. Свободин А. Штрихи портрета: «Современник» – 24 часа // Свободин А. Театральная площадь. М., 1981. Электронный ресурс:

https://teatr-lib.ru/Library/Svobodin/area/

3. Смелянский А. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины ХХ века. М., 1999. Электронный ресурс: https://teatr-lib.ru/Library/Smeliansky/obstoyat/

 

Дополнительная литература:

1. Марков П. О Товстоногове // Марков П. О театре. В 4-х тт. Т. 4: Дневник театрального критика (1930–1976). М., 1977.

2. Портреты режиссеров: Кедров, Акимов, Товстоногов, Плучек, Ефремов. М.: Искусство, 1972. Вып. 1. 223 с. Электронный ресурс: https://teatr-lib.ru/Library/Dir_portrait/vol_1/

3. Свободин А. Сентиментальный вальс вахтанговцев // Свободин А. Театральная площадь. М., 1981. Электронный ресурс: https://teatr-lib.ru/Library/Svobodin/area/

4. Смелянский А. Наши собеседники. М., 1981.(Об интерпретации классики на сцене театра) https://teatr-lib.ru/Library/Smeliansky/Sobesedniki/

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.