Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А.С. Пушкин и русский театр его времени в историко-культурном контексте






 

Историко-культурный контекст «пушкинской эпохи». Изживание старых художественных идей и формирование новых. Полемика о путях развития русского искусства между наследниками классицизма, сторонниками сентиментализма и поклонниками романтизма.

Театр и актерское искусство пушкинской эпохи. Пушкин и традиции европейского театра: пушкинское сравнение Шекспира и французского классицизма (Расин, Корнель, Мольер и Шекспир). Требования к драматическому писателю. Переход внимания зрителя и критики от пьесы к актеру. Авдотья Истомина (1799–1848) в балетах Ш. Дидло (1767–1837) и в пушкинских строфах. Екатерина Семенова – «единодержавная царица русской трагической сцены». «Порывы истинного вдохновения» в озеровских ролях Антигоны («Эдип в Афинах»), Моины («Фингал»), Ксении («Дмитрий Донской»).

Поэтический образ русского театра двадцатых годов в театральных строфах «Евгения Онегина». Зрительский опыт А. С. Пушкина и театральное окружение. Статьи Пушкина о путях русского театра - «Мои замечания об русском театре» - 1820, «О народной драме и драме «Марфа Посадница» - 1830.

Поиск новых форм развития драмы. «Борис Годунов» (1825). Новизна авторской позиции Пушкина-историка. Проблема народа и власти. Царь и Самозванец.

«Маленькие трагедии» (1830) как «опыты драматического изучения» человека. Цель поэтической тетралогии: раскрытие духовного мира человека в кульминационный момент его судьбы. Культурфилософское содержание драматического конфликта: свобода, любовь, смерть. Лаконизм как эстетический принцип изображения человеческих страстей в «Скупом рыцаре», «Моцарте и Сальери», «Каменном госте», «Пире во время чумы». Новое понимание классицистских единств на пути к новой драме. Единство времени – переломный момент европейской истории от Средневековья к Ренессансу. Единство места – ренессансная Европа. Единство действия – кульминационное состояние жизни человеческого духа перед лицом бытийной катастрофы. Единство слога – высокая поэзия философского порядка.

Основная литература:

1. История русского драматического театра: от его истоков до начала ХХ века. Учебник для студентов театральных вузов. Изд. ГИТИС. 2005. – 703 с.

2. Гроссман Л. Пушкин в театральных креслах. М: Художественная литература, 1990. Переизд. 2014, 2015. Электронный ресурс:

https://az.lib.ru/g/grossman_l_p/text_1926_pushkin_v_teatralnyh_kreslah.shtml

 

Дополнительная литература:

1. Ахматова А. А. «Каменный гость» Пушкина // Ахматова А. О Пушкине: Статьи и заметки. – М., 1989.

2. Бонди С. М. Драматургия Пушкина и русская драматургия XIX века. Электронный ренсурс: teatr lib.ru/Library/Rus_theatre/theatre_dr_07_17

3. Булгаков С. Н. «Моцарт и Сальери» //Пушкин в русской философской критике. – М., 1990.

4. Лотман Ю. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века // Лотман Ю. Об искусстве. – СПб., 1998.

5. Марков П. Эпоха накануне Малого театра // Марков П. О театре. В 4-х тт. Т. 1: Из истории русского и советского театра. – М., 1974.

6. Пушкин в русской философской критике. Сб. ст. – М., 1990.

7. Фельдман О. Судьба драматургии Пушкина. – М., 1975.

8. Фомичев С. А. Драматургия А. С. Пушкина // История русской драматургии /XVII – первая половина XIX века/ - Л., 1982.

9. Чулков Георгий. Пушкин и театр. Электронный ресурс: https://magazines.russ.ru/neva/2009/6/chu12.html






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.