Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурно-исторические и художественные истоки русского театра






Культ и культура: версия происхождения культуры из культа.

Истоки русского театра и элементы театральности в древнеславянских обрядах, их смыслы и функции. Культовые обряды: ряжение в тотемных животных (козу, медведя, журавля и пр.). Календарные обряды: закликание весны, похороны Костромы, праздник Ярилы и пр. Бытовые обряды: земледельческие, охотничьи, брачные, похоронные и пр. Трансформация обряда в игрище, игру-представление. Русские скоморохи и народная смеховая культура. Скоморох – музыкант, плясун, кукольник, дрессировщик, акробат, жонглер, зазывала, лицедей. Песенно-плясовые забавы скоморохов: медвежья комедия; кукольные представления; игрища. Возникновение театрально-игрового начала в обряде. Игра как свойственное человеку освоение реальности и проектирования культуры.

Процесс христианизации Руси и путь русской культуры. Отношение светской и церковной властей к скоморошеству. Участие скоморохов в литургической драме.

Сопряжение языческих и христианских мифов в русских праздниках: масленичные, святочные, пасхальные, троицкие обряды. Элементы театральности в народных гуляниях: праздничное время действия; открытое и подвижное пространство действия, ряжение, зрелищность, музыкальность, смеховая стихия, действенно-игровое начало. Русская масленица и западноевропейский карнавал: сходство и отличия.

Русская народная драма. Ее сюжеты, жанры и художественные особенности. «Барин». «Лодка». «Царь Максимилиан». «Комедия о Петрушке» - характер и специфика исполнения.

Основная литература:

1. История русского драматического театра: от его истоков до начала ХХ века. Учебник для студентов театральных вузов. Изд. ГИТИС. 2005. – 703 с.

Дополнительная литература:

1. 1. Белкин А. Русские скоморохи. М., 1975. Электронный ресурс: https://e-puzzle.ru/page.php? al=belkin_a_a__russkie_skom

2. Аверинцев С. Крещение Руси и путь русской культуры // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. Сб. ст. – М., 1991.

3. Лихачев Д., Панченко А., Понырко Н. Смех в древней Руси. Л., 1984. Электронный ресурс: https://philologos.narod.ru/smeh/smeh_main.htm

4. Любимов Б. Священнодействие и действо. Церковь и театр // Любимов Б. Действо и действие. – М., 1997.

5. Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств // Флоренский П. Избранные труды по искусству. – М., 1996.

6. Фольклорный театр. Сб. – М., 1988.

7. Хейзинга Й. Природа и значение игры как явления культуры // Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

2. Особенности эпохи Просвещения в России и создание профессионального театра: Ф.Г. Волков, А.П. Сумароков

Становление эпохи Просвещения в России. Реформы Петра Великого и разворот всей государственной политики в сторону новоевропейской цивилизации и культуры. Установление регулярных культурных связей России и Европы. XVIII как наследие идей европейского Просвещения. Идея гуманизма, естественного права каждого человека на признание ценности личности вне зависимости от происхождения, народности, расы. Осуждение политической тирании. Идея и идеал утопического «просвещенного абсолютизма».

Театр при царе Алексее Михайловиче. От «Комедийной хоромины» к профессиональному театру. Эпоха Петра I, Елизаветы Петровны как предпосылка возникновения и развития русского театра. Культурные преобразования в России в эпоху Елизаветы Петровны.

Труппа Ф.Г. Волкова в Ярославле и «право первородства». Создание русского общедоступного профессионального театра в 1750 году. Повеление Елизаветы Петровны о доставке ярославской труппы под руководством Федора Волкова в Петербург (1752). Обучение актеров в Шляхетном корпусе. Указ Елизаветы Петровны «Об учреждении государственного Русского для представления трагедий и комедий театра» (1756). Репертуар театра Волкова в Петербурге. Роли Федора Волкова. Маскарад Федора Волкова «Торжествующая Минерва» (1762). Становление русской актерской школы в конце XVIII – начале ХIХ вв. (Ф.Г. Волков, И.А. Дмитревский, Е.С. Семенова).

Формы классицизма в искусстве. Русский классицизм и античность: освоение и переработка европейского театрального наследия в сжатые сроки. Конфликт чувства и долга как проблема содержания: борьба страстей во внутреннем мире человека. Драматическая форма как способ «очищения» и «облагораживания» жизненного материала для сценического представления: правило трех единств (времени, места и действия). Идеал совершенного универсального человека.

А. П. Сумароков (1717 -1777) – теоретик и практик русского классицизма. Вклад Сумарокова в развитие русской литературы и театра, в создание национальной драматургии. Трагедии Сумарокова «Хорев» (1747), «Гамлет» (переделка шекспировской трагедии, 1748), «Синав и Трувор» (1750). Значение творчества Сумарокова для возникновения национального театра.

Основная литература:

1. История русского драматического театра: от его истоков до начала ХХ века. Учебник для студентов театральных вузов. Изд. ГИТИС. 2005. – 703 с.

2. Театральная жизнь в России в эпоху Елизаветы Петровны. Документальная хроника. 1751–1761.Составитель, автор вступительной статьи и комментариев Л.М. Старикова. Выпуск 3. Книга 1. М.: Наука, 2011






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.