Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет№15. 1.Развитие образования и науки БССР в конце 1920-х-1930-е гг.: основные достижения на пути культурной революции.






1.Развитие образования и науки БССР в конце 1920-х-1930-е гг.: основные достижения на пути культурной революции.

В период 1920-х-1930-х гг. на территории БССР происходит т.н. культурная революция, которая привела к коренным преобразованиям в развитии культуры и формированию белорусской советской культуры.

Особенностями развития образования были классовый принцип (ограничение в правах тех, кого относили к «эксплуататорским классам»), а также введение трудового обучения.

В плане образования большим достижением было ликвидация неграмотности среди взрослого населения (к 1933 г.), введение всеобщего начального обучения (1932-1933 гг.), переход к семилетнему обучению. Развивается система ВУЗ-открыты Белорусский институт народного хозяйства в Минске (1933 г.), Витебский мединститут (1934г.).

В науке главным учреждением становится Академия наук БССР (реорганизована в 1929 г. на базе Института белорусской культуры). В развитии науки большой вклад внесли О. Шмидт (исследования в области геологии, географии, экономики, астрономии) и А. Чижевский (гелиобиология-наука о влиянии Солнца на развитие живых организмов).

Негативно на развитие образования и науки в этот период повлияли борьба с «национал-демократизмом», что привело к сокращению употребления белорусского языка и его реформированию в 1933 г., а также репрессии, В ходе которых пострадали такие ученые, как А. Смолич, Б. Тарашкевич, С. Некрашевич, В. Игнатовский и многие другие.

 

2. Политика перестройки в БССР во второй половине 1980-х гг.: реформы в общественно-политической сфере, их результаты.

Перестройка (1985-1991 гг.)-это период правления М. Горбачёва, для которого характерно проведения ряда реформ в жизни советского общества.

В общественно-политической жизни БССР, как и в других республиках СССР, процесс реформ затронул все сферы общественной жизни. Появилась гласность-возможность свободно высказываться о политике партии и правительства. Согласно закону о народном обсуждении вопросов государственной жизни БССР (1988 г.) народные массы получили реальное право участия в политической жизни республики. Принятие закона об общественных объединениях в 1990 г. привел к возникновению новых политических партий (Белорусский народный фронт, Объединенная демократическая партия Беларуси и т.д.) и многопартийности. С 1989 г. выборы в Советы начали проводиться на альтернативной основе (на 1 место претендовало несколько кандидатов), а в Верховном Совете БССР (высший законодательный орган власти) появилась парламентская оппозиция (группа депутатов, чье мнение не совпадало с мнением большинства). В 1990 г. была отменена статья Конституции БССР 1978 г., в которой КПБ была объявлена единственной руководящей силой общества, тем самым КПБ начала утрачивать монополию (единоличное право) на власть.

В деятельности профсоюзов тоже произошли перемены- была создана Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ) в 1990 г., которая активно защищала интересы трудящихся, а также способствовала поведению реформ в обществе. В сложной ситуации после утраты КПБ влияния в обществе оказался комсомол, т.к. его функции стали неопределенными. Поэтому в 1991 г. он был переименован в Союз молодежи Беларуси.

В августе 1991 г. в Москве произошел путч (попытка государственного переворота), организованный с целью прекратить реформы, однако он провалился. В результате 25 августа 1991 г. в БССР был принят закон, согласно которому КПБ была отстранена от власти и запрещена (до 1993 г.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.