Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Институты рыночной экономики






Здесь права Алена должно быть про торговую сделку и объемно-номенклатурные отношения.

В условиях индивидуальной частной собственности обмен принимает форму торговой сделки и является основной формой экономической связи между индивидуальными частными собственниками. Отсюда и название ‒ рыночная экономика. Маржиналисты вообще ставят фазу обмена на первое место и с нее начинают изложение экономической теории. Согласно им, все основные параметры функционирования рыночной экономики выявляются на стадии обмена. Так, например, продукт м.б. произведен, но если он не находит потребителя, то не осуществляется торговая сделка и вложения в производстве, оказываются ненужными и процесс воспроизводства продукта можно считать завершенным. Марксизм, наоборот, фазу обмена считает не главенствующей, а подчиненной по отношению к фазе производства продукта. Сбыт товара может осуществляться только после того, как он произведен.

Мы должны помнить, что исторически и логически первыми являются производство и потребление. Распределение и обмен как самостоятельные, развитые стадии воспроизводства возникли позже.

Рынок – индивидуальная частная собственность на средства пр-ва и продукт – обмен на основе права свободной продажи и покупки. Мы исходим из того, что имеется необходимое сочетание характеристик разделения труда, при котором обмен в форме торговых сделок возможен. Четырехугольник OADE отражает совокупную выручку субъектов экономики (S). (рис. 1). Эту выручку они получили, продавая свою продукцию по рыночным ценам

С
K
E
S
G
N
D
M
F
 
A
B
MP
Рис. 1. Структурные предпосылки осуществления торговых сделок

Допустим, субъект Sn произвел k единиц продукции. Чтобы получить выручку в размере ОА, он должен продать эти k единиц продукции по цене ОА/k. Принципиальная возможность установления такой цены возникает из характеристик разделения труда, в частности из пропорции между базовым и пионерным секторами. Именно эта пропорция позволила всем субъектам рынка при продаже продукции получать одинаковую и нормальную прибыль на вложенный капитал. Или, выражаясь по-марксистски, продавать продукцию по цене производства. Однако характеристики разделения труда задают лишь рамочные условия для формирования цен. Конкретным механизмом, который осуществляет их «тонкую настройку», выступает взаимодействие спроса и предложения на рынке.

Отсюда следуют два вывода: 1.Взаимодействие спроса и предложения не является исходным механизмом функционирования рынка. Исходным механизмом является формирование стоимостных пропорций под влиянием характеристик разделения труда. Если соответствующим образом меняются характеристики разделения труда, то обмен в форме торговой сделки как взаимодействие спроса и предложения становится невозможным.

2.Цена, формирующаяся при взаимодействии спроса и предложения, является как ценой равновесия, так и неравновесия. Она является ценой неравновесия потому, что на ее основе происходит перераспределение базового продукта в пионерный сектор экономики.

В условия радикального рынка – идет сжатие ресурсонедостающего сектора, расширение ресусрсоизбыточного а это не хорошо.

 

План – собственность в руках бюрократии.

Обмен средств производства выступает формой выполнения плана материально-технического снабжения. Первое обстоятельство, которое делает куплю-продажу средств производства формальным актом, это наличие плана прикрепления потребителей средств производства к их производителям. План прикрепления поставщиков к потребителям доводится до них в виде наряд-заказа, в котором указывается конкретный вид поставляемой продукции, ее количество и сроки поставки.

Еще одна специфическая черта покупки средств производства в плановой экономике. В наряд-заказе устанавливается конкретная номенклатурная единица средств производства, которая должна быть поставлена предприятию как потребителю. Однако сумма подобных нарядов на поставку аналогичных средств производства не должна выходить за рамки фонда. То есть, имеется плановый ограничитель потребления средств производства. При этом если у предприятия есть деньги для покупки сырья и материалов сверх количества соответствующего фонду, то оно не сможет купить это дополнительное сырье и материалы.

Таким образом, в условиях плана рыночные отношения существуют лишь потенциально или в виде вкраплений. Формальная купля-продажа средств производства является проявлением дезагрегирования объема в номенклатуру.

В условия жесткого плана – расширение ресурсонедостающего сектора, сжатие ресусрсоизбыточного что тоже не хорошо.

Процесс обмена предметами потребления Принципиально не отличается от обмена средствами производства. Он носит формальный характер и является формой кругооборота плана розничного товарооборота. Центр балансирует две величины: объем розничного товарооборота и покупательный фонд населения. Объем покупательного фонда ‒ это денежные доходы, которые население направляет на покупку товаров в предприятиях государственной торговли.

Объем розничного товарооборота должен быть, в свою очередь, сбалансирован с объемами производства товаров народного потребления. А покупательный фонд ‒ сбалансирован с зарплатой и другими доходами, которые начислены в хоз. системе.

Далее, общий объем розничного товарооборота дезагрегируется по торговым предприятиям разного уровня. Пока, наконец, конкретный человек не придет в конкретный магазин покупать конкретную буханку хлеба. Таким образом, видно, что и торговля предметами потребления является лишь дезагрегированием (разделение, распад) общего объема розничного товарооборота в номенклатуру конкретных продуктов для конкретного магазина.

Когда план по розничному товарообороту выполнен, торгующее предприятие отчитывается перед центром, т. е. осуществляет обратное агрегирование номенклатуры «проданных товаров» в объем фактически выполненного плана розничного товарооборота.

 

13.Инновационные процессы и человеческий капитал: переход от материально-вещественной экономики к интеллектуальной, основанной на знания

Становление экономики, основанной на знаниях, обусловлено двумя взаимосвязанными причинами – долгосрочными тенденциями экономического развития и технологическим прогрессом. Современный этап эволюции мировой и отечественной экономики предполагает создание обществ, базирующихся на знаниях, где экономическое и социальное благополучие страны определяется наукоемкими технологиями, инновационной направленностью и уровнем интеллектуального развития человеческого капитала. Интенсивное развитие сфер генерации научного знания и производства инновационных продуктов становится важнейшим национальным приоритетом. Экономика знаний определяется как научно-инновационная, в которой важнейшим ресурсом и фактором производства становятся все виды знания, а приоритетными являются научные знания. Субъекты этой экономики способны генерировать, распространять, накапливать, воспроизводить, материализовать знания в высокотехнологичные продукты и получать социально-экономические выгоды в результате их эффективного использования. Наиболее явные признаки перехода от экономики, базирующейся на использовании природных ресурсов, к экономике, основанной на знаниях, состоят в следующем: из всего объема знаний, измеренных в физических единицах, которым человечество располагает, 90% получено за последние 30 лет; 90% из общего числа ученых, подготовленных за всю историю цивилизации – наши современники. Поскольку в большинстве определений «новой» экономики есть указание на ведущую роль научных знаний в экономическом развитии общества, то следует особо выделить научно-инновационную направленность экономики знаний. Научное знание рассматривается как капитал, но особого рода, он выступает в невещественной форме, приносит доход и способен к самовоспроизводству. В лице знания отнюдь не возник новый вид капитала, в скрытой, неявной форме он присутствовал всегда; знания способны придавать свойства капитала любым факторам производства. Наиболее важным фактором развития экономики знаний является человеческий капитал, который определяется как совокупность экономических отношений, возникающих в общественном производстве между его субъектами по поводу формирования, развития и совершенствования способностей человека. Человеческий капитал обладает способность аккумулироваться, самовозрастать и являться источником дополнительного дохода для его владельца. Человеческий капитал – категория инновационного производства, в котором он начинает максимально реализовывать свой потенциал. В свою очередь, определяя состояние производства и его эффективность, он выступает движущей силой научно-технического, экономического и социального прогресса общества. Состояние человеческого капитала в тех или иных странах, его качественные и количественные характеристики определяют положения страны в глобальной экономике, ее конкурентоспособность на мировом рынке. Научные знания не просто являются неотъемлемым ресурсом современной экономики, они увеличивают эффективность других факторов, обогащают, интеллектуализируют их, позволяют более экономно использовать, решая тем самым проблему ограниченности традиционных ресурсов. Превращение научного знания в важнейшую составляющую воспроизводственного процесса экономики знаний позволяет:

· Преодолеть относительную ограниченность материально-вещественных факторов за счет широкого использования новых теоретических знаний, их объективизации в продукте;

· Увеличить производственные возможности общества за счет освоения новых технологических укладов и применения новаций;

· Увеличить уровень накопления человеческого капитала в виде высокопрофессионального знаний, креативных и динамических способностей;

· Снизить неопределенность информации и экономические риски в хозяйственной деятельности;

· Расширить в сфере научных знаний собственные прикладные возможности, усилив при этом действие внешних положительных социально-экономических эффектов.

И тут можно рассказать о том, что необходимо преодолеть энтропийное экономическое мышление и начать мыслить синергийно, преодолеть концепцию управляемого хаоса. У Дятлова есть статья: Информационная парадигма социально-экономического развития https://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/34a0170934d95e29c32569e5004d6643:

В рамках развиваемой нами информационной парадигмы социально-экономического развития и информационной методологии анализа [1, 2, 3] предполагается, что социально-экономическая реальность представляет собой целесообразную целостно организованную систему открытого типа, функционирование и развитие которой осуществляется в соответствии с законами информации. В такой системе обмен знаниями, энергией, веществом с внешней средой не является абсолютно свободным и стихийным, а осуществляется в границах, обусловленных осознанными целями и интересами развития и детерминированных типом, уровнем, видом и формой ее конкретного существования. Развитие данной системы представляет собой не стихийный, а программируемый и управляемый процесс. В любой социальной системе, в которой осуществляются информационные взаимодействия, всегда существует субъект, сознательно управляющий общественными процессами. Функционирование и развитие общественной системы представляет собой не стихийный, а программируемый и управляемый процесс. Экономика — это всегда управляемая система, в которой всегда есть субъект управления, принимающий те или иные управленческие решения и несущий за них ответственность.

По нашему мнению, управление информацией – это управление людьми, это управление будущим. В информационном обществе на место управления вещами приходит управление людьми и на место управления настоящим – управление будущим (программирование будущего).

Модернизация экономики России на современном этапе и методологические особенности ее формирования и реализации (источники финансирования, институциональные условия, выбор базовых нововведений)

Модернизация – общественно-исторический процесс движения, в ходе которого экономика традиционного общества подвергается трансформации, приобретая черты инновационной экономики.

Типы: экономическая, технологическая, социальная, культурная. Это не просто смена технологий! Нужны кадры.

Этапы сейчас:

1. Восстановление - Проблемы: изношенность основных фондов и сырьевая ориентация.

Гос. поддержка и стимулирование: субсидии, налоговые и кредитные льготы, протекционизм

2. Формирование институциональных условий – развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских секторов.

Создание производственной цепочке, обеспечивающей последовательность: Фундаментальный исследования – прикладные исследования – разработка и проектирование новых производств – экспериментальная апробация – пром. производства

Проблема – финансирование НИОКР

3. Модернизация – переход к новому технологическому укладу (6-ому) Инвестиции в науку!!!

https://vk.com/doc33820089_437554967? hash=0f97c50846b3d10f25& dl=2e2eeefe0ca7d4bfe4

Одним из главных условий устойчивого развития каждого государства, а также роста общественного благосостояния сегодня является модернизация структуры производства с выделением высокотехнологичных отраслей, сфер науки и образования в качестве ключевых факторов роста. Модернизация в широком смысле слова трактуется исследователями как синтез структурных, технологических и институциональных изменений в национальной экономике, направленных на повышение ее конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках; движение от традиций к новациям. Модернизация предполагает: − освоение производства высокотехнологичной продукции; − обновление производственных фондов и технологий; − осуществление структурных сдвигов в экономике с дальнейшим повышением в ВВПдоли продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе продукции высокотехнологичных отраслей; − переподготовка, переквалификация кадров, развитие человеческого и интеллектуального капитала; − вовлечение в мировые инновационные процессы, интеграция в мировое сообщество, использование достижений других стран для собственного успешного развития и международного сотрудничества во многих сферах хозяйствования. Сущность модернизации заключается в концентрации сбережений и инвестиций в ключевых отраслях, избранных на роль движущих сил экономического развития и качественного преобразования всей экономической системы. Модернизация является своего рода инструментом для изменения вектора экономического развития. Один из главных недостатков российского экономического развития: специфика структурно-воспроизводственной модели, характеризующейся низкой конкурентоспособностью обрабатывающих отраслей, ведущая к «сырьевому перекосу» экономики и к соответствующему положению на мировом рынке. Само по себе наличие сырьевых ресурсов является для государства одним из ключевых факторов развития, но вместе с тем в долгосрочной перспективе показатели роста стран, обладающих значительными ресурсами, оказываются хуже, чем в странах со сходным уровнем дохода на душу населения, но располагающих меньшими ресурсами. В долгосрочном периоде изобилие ресурсов может не столько стимулировать экономическое развитие, сколько замедлять его. В подобной ситуации сегодня оказалась и Россия. Энергосырьевой сценарий развития российской экономики признается тупиковым, и не представляется возможным дальнейшее развитие нашей страны без модернизации национальной экономики. Очевидно, что нашей экономике для выхода из сложившейся ситуации с перспективой долгосрочного инновационного развития необходима переориентация с сырьевых отраслей в сторону отраслей, производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Причем также необходимо снижать степень зависимости нашей экономики от экономик развитых стран за счет снижения объемов экспорта, превращая его из главной силы экономического развития во второстепенный фактор. Главная задача – модернизация экономической структуры на базе огромных инвестиций и осуществление коренного технико-технологического обновления национального производства с использованием достижений сферы НИОКР, включающее: − формирование диалога государства и крупного корпоративного бизнеса. − использование преимуществ, связанных с природно-климатическими условиями и вытекающими особенностями пространственно - регионального развития России; − выявление существующих на мировом рынке «ниш» для отечественных товаров с высокой добавленной стоимостью, прежде всего для высокотехнологичных (в противовес существующему в настоящее время перекосу в сторону экспорта сырьевых товаров). Ключевые направления: 1. Государственная структурная политика По способу осуществления и степени вовлеченности государства в процесс модернизации все меры можно условно разделить на прямые и косвенные. Прямые меры государственного воздействия подразумевают мобилизацию и концентрацию экономических ресурсов в руках государства с целью осуществления масштабных инвестиций в отрасли национальной экономики; как правило, они носят административный характер. Целесообразность активной государственной политики обусловлена недостаточной рыночной мотивацией у хозяйствующих субъектов в решении вопросов структурной модернизации производства. В этом случае государство становится основным субъектом целенаправленной, достаточно динамичной модернизации, определяющим приоритетные направления развития и переориентации национального производства, выявляющим актуальные проблемы в экономике и выделяющим ресурсы для их решения. К прямым мерам государственного воздействия относятся: − налоговая политика− субсидирование и дотирование отраслей и предприятий; − меры защиты от конкуренции со стороны иностранных производителей; − прямое инвестирование и соинвестирование проектов со стороны государства; − создание национальных фондов поддержки научных исследований и проектов; − целевые государственные программы и пр.Косвенные меры государственного воздействия реализуются посредством стимулирования интересов хозяйствующих субъектов, с опорой на частную инициативу; роль государства в данном случае сводится к созданию институтов и условий, способствующих модернизации. К косвенным мерам можно отнести следующие: − повышение доходности и привлекательности инвестиционных вложений в отрасляхроссийской экономики, производящих продукцию с высокой долей доб.ст-ти.; − информационное обеспечение развития национального производства; − стимулирование межотраслевых взаимодействий.− политика постепенного, экономически и социально обоснованного импортозамещения, стимулирование внутреннего спроса и пр.В целом роль государственных институтов в проведении структурной политики заключается в обеспечении устойчивости развития экономики, пропорциональности развития ее структурных элементов, выстраивании долгосрочной политики посредством разработки приоритетов и определении вектора экономического развития. 2. Развитие рыночных институтов: Институциональная среда и уровень ее развития имеют определяющее значение для модернизации экономики России. Очевидной становится необходимость осуществления институциональной модернизации, направленной на создание и укрепление в обществе правил, законов функционирования и взаимодействия хозяйствующих субъектов. 3. Развитие и воспроизводство человеческого капитала. Неоспоримым и актуальным для решения проблемы модернизации экономики сегодня является тезис о необходимости реформирования и развития отраслей, поддерживающих воспроизводство и развитие человеческого капитала, отвечающего потребностям современного общества. Одним из основных условий инициации этих процессов можно назвать обеспечение уровня доходов населения, необходимого для качественного воспроизводства человеческого и интеллектуального капитала. Реформирование отраслей национального производства отчасти базируется и во многом зависит от образования, квалификации и опыта работников, осуществляющих его, а также создания предпосылок и условий для инвестирования средств в человеческий капитал со стороны бизнес-сообществ.Инициирование вышеперечисленных процессов также повлечет за собой другие преобразования в национальной экономике: изменение моделей занятости населения; обновление основных производственных фондов; изменение масштабов и концентрации производства; появление новых малых и средних предприятий и увеличение их конкурентоспособности и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.