Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заволжские старцы и иосифляне. Ересь жидовствующих. Социальная сущность борьбы церковных и антицерковных группировок.






Для того чтобы уяснить идейную обстановку, в которой создавалась русская литература на протяжении 15—16 и отчасти 17 вв., необходимо познакомиться с церковными и противоцерковными направлениями, оформившимися во второй половине 15 в. и воздействовавшими в очень большой мере на характер развития литературы.

Иосифлянское монашество, названное так по имени главного вождя этого движения Иосифа Во-лоцкого, игумена Волоколамского монастыря (1439—1515), отстаивало право монастырей владеть землёй и экономически обогащаться. В своих произведениях Иосиф Волоцкий отстаивал законность крупного монастырского землевладения, ссылаясь на то, что монастыри являются значительной не только религиозной, но и политической силой.

Другое течение в области церковной мысли представлено было «заволжскими старцами» во главе с Нилом Сорским (1433—1508), т. е. монахами, обитавшими в заволжских монастырях. Они отрицали право монастырей владеть землями и заботиться об экономическом обогащении. С точки зрения Нила Сорского и заволжских старцев, обязанностями монаха были прежде всего подвижничество, аскетизм и полное отрешение от тех материальных забот и политических функций, которые брало на себя иосифлянское духовенство.

Нил Сорский, так же как и примыкавшие к нему заволжские старцы, был выразителем интересов главным образом боярства, которое наиболее страдало от церковных притязаний, так как экономическое обогащение церкви, расширение её земельных угодий отражались отрицательно на экономических интересах бояр и на боярском землевладении. Недаром ряд заволжских старцев были выходцами из боярской среды, и многие бояре поддерживали заволжских старцев.

Обе эти церковные группировки вступают в борьбу между собой, но в итоге победа оказалась на стороне иосифлян, которые сумели договориться со светской властью, и на протяжении всего 16 в. культурное, идеологическое и литературное влияние их сказывается в полной мере. Они в конечном счёте политически смыкаются с дворянством и в значительной мере становятся его идеологами.

Торжеством политики иосифлян объясняется и судьба оппозиционных религиозных группировок, возникших на Руси под именем ересей и в основе своей теснейшим образом связанных с экономической ситуацией, которая имела место в Новгороде, Пскове и затем в Москве.

Первым таким крупным религиозным движением, зародившимся ещё в середине 14 в., было так называемое «стригольничество», получившее своё название от обряда посвящения в ересь, сопровождавшегося стрижкой волос.

· В основе ереси «стригольников» лежало прежде всего отрицание церковной иерархии на том основании, что церковники добывают себе места за плату.

· Отрицание необходимости молитв за умерших. Такие молитвы обычно сопровождались «вкладами по душе», часто разорявшими вкладчиков и потому, естественно, вызывавшими их сопротивление.

Но стригольничество не было так влиятельно, как ересь «жидовствующих», прозванную так яростным противником её — Иосифом Волоцким.

Ересь получила название «жидовствующей», видимо, потому, что

· еретики отрицали прежде всего божественность Христа. Они утверждали, что Христос такой же человек, как и Моисей;

· отрицали существование святых,

· почитание храмов и икон

· не признавали церковной иерархии.

Поскольку последователями ереси были низшее и среднее духовенство, совершенно ясно, что пропаганда «жидовствующих» и самое существо их учения отражали борьбу, которую вело низшее и среднее духовенство с экономическим засилием официальной церкви в лице её высшего духовенства.

Если ересь «жидовствующих» находила себе сочувствие в верхах московского общества потому, что «жидовствующие», отвергая церковную иерархию и её экономические притязания, конечно, тем самым играли на руку государству, которое само стремилось к тому, чтобы умерить притязания иосифлянской церкви.

Но, с другой стороны, государству невыгодно было сколько-нибудь радикальное расхождение с официальной церковью. В конце концов иосифлянское духовенство окончательно склонило её на свою сторону, и к началу 16 в. ересь была ликвидирована. Многие еретики были сожжены, частью же сосланы или заточены.

Ересь «жидовствующих» сильно всколыхнула умы русского общества. Памятники свидетельствуют о том, что религиозная смута, возбуждённая ересью, была очень значительна. Возглавлявшие еретическое движение были люди по тому времени образованные, имевшие свою литературу, т. е. такую литературу, которая во всяком случае расширяла горизонт древнерусского читателя и будила его критическую мысль. Отсюда та терпимость к «жидовствующим», которая была у заволжских старцев.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.