Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеалистический подход и его понимание общества.






Идеалистический подход, объясняя общественное устройство, акцент делает ни на природных условиях, ни на материальном производстве, ни на экономическом факторе. Первое на что обращают внимание сторонники идеалистического подхода это роль идеи в жизни человеческого общества. Благодаря этим идеям считают они, человеческое общество объединяется в единое целое, сплачивается и существует достаточно долго. Среди этих идей в современной социологии и философии внимание привлекают, прежде всего идеи связанные с любым религиозным вероучением, и такие идеократические государства, которые в XX в. получили название «тоталитарные», где государственная идея выступает основополагающим фактором в формировании данного общества и государства. Во главе таких государств обычно стоят люди отмеченные, как они считают, печатью избранности. А если это представители религиозных идей какой-то религии, он приобретает роль духовного религиозного лидера (отца нации). Ну а что касается тотатлитаризма, то здесь 2 крайних формы фашизм и коммунизм.

Материалистический подход к обществу и его особенности.

Это в основном подход Маркса и Энгельса, их материалистическое толкование истории. Они считают, что в основании истории человеческой, любого общества и любого государства лежит материальный способ производства. В процессе производства люди осуществляют производство материальных благ, которые служат удовлетворению человеческих потребностей. Каждая историческая эпоха характеризуется не тем что производится, а тем как производится. Отсюда эпохи сменяются эпохами, первобытность уступила место рабовладению, рабовладение феодализму, феодализм капитализму, капитализм социализму, так как менялся способ материального производства. Таким образом, экономический фактор (материальный, производственный фактор) является определяющим в жизни чел общества. А государство это политическая и правовая надстройка, которая надстраивается на этом базисе, который формируется в виде совокупности производственных или экономических отношений. Отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Вся эта совокупность производственных и экономических отношений называется экономическим базисом общества, а на этом базисе, как на фундаменте, строится соответствующее этому базису – государство.

Тема № 14. Формы общественного сознания.

Определение формы общественного сознания.

Общественное сознание выступает как необходимая сторона общественно-исторического процесса, как функция общества в целом. Его самостоятельность проявляется в развитии по своим собственным внутренним законам. Общественное сознание может отставать от общественного бытия, но может и опережать его. Важно видеть преемственность в развитии общественного сознания, а также в проявлении взаимодействия различных форм общественного сознания. Особое значение имеет активное обратное воздействие общественного сознания на общественное бытие.

Выделяют два уровня общественного сознания: общественную психологию и идеологию. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Идеология — это система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Это уровень теоретического отражения мира; если первая является эмоциональным, чувственным, то вторая — рациональным уровнем общественного сознания. Сложным считается взаимодействие общественной психологии и идеологии, а также соотношение с ними обыденного сознания и массового сознания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.