Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика прав граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.






 

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрены следующие эколо­гические права человека:

✓ на благоприятную окружающую среду;

✓ достоверную информацию о ее состоянии;

✓ возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

 

Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды

1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

2. Граждане имеют право:

· создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

· направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

· принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

· выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

· оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

· обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

· предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

· осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

 

3. Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.

 

Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды

1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

· разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

· за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

· оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

 

· организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

· обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

· участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

· обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

· организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

· организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

· рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

· подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

· предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

· осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

2. Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.


 

8. Понятие и содержание права собственности на природные ресурсы и объекты

Термин «право собственности на природные ресурсы» означает:

· совокупность правовых норм, регулирующих данный вид от­ношений. Такие правовые нормы предусмотрены статьями 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, положениями Гражданского ко­декса РФ, других нормативных актов (право собственности в объективном смысле);

· совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом (объектом собственности) — право собственности в субъективном смысле;

· правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами.

 

Согласно ч.2, ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Для эффективного управления и использования природных ресурсов государство обладает наибольшим количеством полномочий.

 

1. Частной собственности (двум ее формам — индивидуальной и коллективной) отводится приоритетная роль.

Рассматривая частную собственность, следует отметить, что частными собственниками, в основном, движут экономические интересы использования своей собственности.. Во избежание нанесения недобросовестными собственниками непоправимых последствий окружающей среде законодательство максимально возможно регламентирует порядок использования природных ресурсов (рациональное использование в соответствии с целевым назначением) и совершения различных сделок (нотариальное удостоверение, государственная регистрация).

Соответственно объем полномочий по использованию природных объектов у данной группы собственников значительно ниже, чем у государства и муниципальных образований.

 

В частной собственности могут находиться:

­ земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в установленном законом порядке, а также приобретенные ими в результате совершения земельных сделок;

­ древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, если иное не установлено федеральным законом;

­ древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу;

­ обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами;

­ объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке.

 

2. Государственная собственность на землю и другие природные ресурсы утратила свое монопольное положение, хотя и про­должает занимать лидирующую позицию в общем объеме соб­ственности на землю и недра.

К объектам права федеральной собственности, как правило, относятся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлением функций федеральных органов государственной власти, либо расположенные на территории двух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. В частности, такими объектами являются:

- земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для нужд обороны и безопасности

- земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

- земельные участки и другие природные объекты особо охраняемые территорий федерального значения;

- виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

- виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым и подпадающим под действие международных договоров;

- месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;

- лесной фонд РФ и леса на землях обороны;

 

3. Сравнительно новая для российского законодательства мунищпальная форма земельной собственности не является разновид­ностью государственной собственности, но и не относится к видам частной собственности.

В данном случае природные ресурсы служат для удовлетворения нужд данного конкретного муниципального образования.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации«устанавливает, что в собственности поселений, а также в собственности муниципальных районов могут находиться:

· пруды, обводненные карьеры на территории поселения;

· земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

· пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района.

 

В качестве субъектов права собственности выступают граждане
и юридические лица, включая иностранцев, если они осуществляют на территории Российской Федерации инвестиционную
деятельность посредством создания или приобретения пред-
приятий со стопроцентным иностранным капиталом.

Круг субъектов государственной и муниципальной собственно­сти устанавливается законом. Субъектами права государствен­ной собственности являются органы законодательной и испол­нительной Российской Федерации и субъектов РФ.

К субъектам права муниципальной собственности относятся представительные и исполнительные органы местного само­управления городов и районов.

Различают два способа приобретения прав на землю и природные ресурсы — административно-правовой и гражданско-правовой.

Административно-правовой способ предусматривает предостав­ление земель и природных ресурсов:

✓ в собственность;

✓ во владение;

✓ в пользование;

✓ в аренду.

 

Гражданско-правовой способ распространяется на: куплю-продажу (по конкурсу, с аук циона); приватизацию; выдел доли; выкуп залога; долгосрочную аренду; наследование.

 

Основания прекращения права собственности на землю и другие природные ресурсы:

 

объективные причины: прекращение права собственности на добровольных началах (продажа, дарение и т. д.), ликвидация предприятия, смерть собственника, изъятие для государствен­ных надобностей;

несоблюдение условий пользования: неуплата налогов, нерацио­нальное использование земли и других природных ресурсов, неосвоение земельного участка;

нарушение законодательства: нецелевое использование, невы­полнение обязанностей по охране приро дных ресурсов, нару­шение экологических требований.

Ключевыми составляющими права собственности на земл ю и иные природные объекты являются: право владения, право пользования и право распоряжения.

 

9. Право природопользования: понятие, общая характеристика, принципы, виды, содержание. Основаниявозникновения и прекращения права природопользования.

Право природопользования — это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.

Право природопользования может оцениваться в разных качествах:

· как правовой институт, как правоотношение. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д.

· и как конкретное правомочие природопользователя. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом

 

Субъектами права природопользования выступают граждане и юридические лица. Объектами — определенные компоненты природных ресурсов. Под природными ресурсами понимаются компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы), природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления, и имеют потребительскую ценность.

Классификация:

1. по наличию разрешительной документации

· Право общего природопользования — гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой.

Общее природопользование не требует какого-либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих как результат рождения и существования человека (пользование атмосферным воздухом, водой для питья и культурно-бытовых нужд и т.д.).

· Специальное природопользование. Реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства. Следовательно, право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.

Специальное природопользование носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на: землепользование, пользование недрами, водой и лесопользование, пользование растительным и животным миром, использование атмосферного воздуха и пр. В ряде случаев в интересах обороны государства или для иных установленных законом целей может быть установлено особое природопользование.

2. в зависимости от титула, на котором основано право природопользования

· непосредственное природопользование, осуществляемое собственниками природных объектов;

· производное природопользование, осуществляемое на основе иного вещного или обязательственного права.

3. В зависимости от срока пользования различают бессрочное, долгосрочное, краткосрочное природопользование.

4. В зависимости от способа использования различают право природопользования, осуществляемое с изъятием природного ресурса из природной среды и без изъятия природного ресурса из природной среды.

Принципы природопользования:

1. принцип обеспечения рациональности природопользования.

2. принцип целевого использования природных ресурсов

3. принцип платности природопользования.

4. принцип производности права пользования ПР от права собственности на них.

5. принцип устойчивости права пользования ПР, заключается в том, что природные объекты предоставляются обычно в бессрочное пользование либо на длительный срок, и право пользования ими может быть прекращено только по основания, указанным в законе.

6. принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования, заключается в установлении правовых требований о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса иным природным объектам и всей окружающей среде в целом. Такие требования закрепляются, как правило, в обязанностях природопользователей, установленных в природоресурсных актах в случае общего природопользования и в разрешительной документации в случае специального.

Общие основания возникновения права природопользования.

· Решение компетентного государственного органа о предоставлении конкретного природного объекта в пользование или во владение. Такое решение может приниматься Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ либо их совместным решением, а также органом местного самоуправления.

· Лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования объектами животного мира, права комплексного природопользования и др.

· Договор на пользование природными ресурсами.

Основания прекращения права природопользования:

1. отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом;

2. истечение срока природопользования;

3. смерть гражданина или ликвидация юридического лица;

4. неиспользование природного объекта в течение установленного законодательством срока;

5. использование природного объекта не по целевому назначению, указанному в лицензии и договоре;

6. нарушение условий и требований, установленных лицензией, договором и законодательством;

7. изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд.

Законодательством о природных ресурсах предусмотрены и иные основания прекращения права природопользования.

В случаях, предусмотренных законодательством, права природопользователей могут быть ограничены в государственных, общественных интересах, а также в интересах других пользователей природными ресурсами. Общее правило на этот счет содержится в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.