Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология социальных институтов и их основные признаки.






Формальные социальные институты имеют общий признак - взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов и т.д.

Неформальные социальные институты хотя и регламентированы в социальных действиях, связях, но не оформлены законами, правилами, положениями. Например, институт дружбы. Ему присущи многие признаки социального института.

С точки зрения содержания целей и задач:

1. Политические, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением власти (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы и др.).

2. Экономические, связанные с организацией и управлением хозяйственной деятельностью (собственность, банк, предприятие, деньги, труд, рынок).

3. Институты культуры и социализации, связанные с созданием, развитием и распространением духовных ценностей (образование, наука, учреждения культуры, семья). Ведущая роль среди этих институтов принадлежит политическим институтам.

Но есть среди множества социальных институтов важнейшие (фундаментальные), вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи полагают, что таких институтов в развитых обществах всего пять. Это: институты семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Кроме того, к важнейшим можно было причислить и институты науки. Для выполнения своих функций социальный институт должен формировать стандарты поведения, соблюдать верность основным принципам, развивать взаимодействия с другими институтами. Российский социолог С.С. Фролов выделяет пять групп общих признаков социальных институтов:

· Установки и образы поведения (Для семьи – привязанность, уважение, ответственность; для института образования – любовь к знаниям, посещаемость).

· Культурные символы (Для семьи – обручальное кольцо, брачный ритуал; для государства – герб, флаг, гимн; для бизнеса – фабричная марка, патентный знак).

· Утилитарные культурные черты (Для семьи – дом, квартира, мебель; для бизнеса – магазин, предприятие, оборудование; для образования – классы, библиотека).

· Устные и письменные кодексы поведения (Для государства – конституция, законы; для бизнеса - контракты, лицензии).

· Идеология (Для семьи – романтическая любовь, совместимость; для бизнеса – монополии, свобода торговли и т.д.).

Некоторые институты в отличие от развитых могут не обладать полным набором признаков. Это обозначает, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.