Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профсоюзы как субъекты трудового права.






Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально – трудовых прав и интересов.

Право на объединение в профсоюзы принадлежит в равной мере, как работникам, так и работодателям, что подтверждает конвенция МОТ №87 «О свободе ассоциаций и защите прав на организацию» 1948г., ст. 30 Конституции РФ, ст. 21 и 22 ТК РФ и ст. 2 ФЗ РФ от 12. 01. 1996. №10 - ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Правоспособность профсоюза как общественной организации возникает с момента его создания, т.е. его устава на общем собрании учредителей. В тоже время для того, чтобы иметь возможность вступать в гражданско-правовые отношения, профессиональный союз должен зарегистрироваться в качестве юридического лица.

Здесь следует заметить, что в тоже время профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица соответственно не обладают работодательской правосубъектностью и следовательно, не могут заключать трудовые договоры и нести ответственность.

Согласно п. 2. ст. 2 Закона о профсоюзах каждый гражданин РФ, достигший возраста 14 лет, и осуществляющий трудовую деятельность имеет право по своему выбору создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Правом вступать в российские профсоюзы обладают также иностранцы и лица без гражданства, проживающие на территории РФ. В отличие от граждан, они не могут создавать профсоюзы.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главных функций – представительства интересов и защиты прав работников в сфере труда и связанных с трудом отношений.

Права профсоюзов в сфере труда – основная часть их правового статуса.

ФЗ «О профессиональных союзах…» закрепил за ними целый ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении, в контроле за соблюдением трудового законодательства, в разрешении коллективных и индивидуальных споров.

Права профсоюзов могут быть классифицированы по содержанию и сфере применения на следующие группы:

Право на участие в законотворческой деятельности.

Следует обратить внимание на то, что ТК РФ обязывает работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, РФ, коллективным договором, соглашениями при принятии локальных нормативных актов, учитывать мнение представительного органа работников (ч.2 ст. 8 ТК РФ).

ТК возлагает данную обязанность применительно к случаям:

- при утверждении графиков сменности(ст. 103 ТК РФ);

- разделении рабочего дня на части(ст. 105 ТК РФ);

- установлении очередности предоставления оплачиваемых отпусков(ст. 123 ТК РФ);

- принятии локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда.

Право по организации и управлению трудом. Деятельность профсоюзов выражается в учете их мнения при установлении систем оплаты труда, форм материального стимулирования, размеров тарифных ставок(окладов) и в других случаях..

Контроль за соблюдением трудового законодательства. Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально- трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены профсоюза и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.

Право на содействие в разрешении трудовых споров, объявление забастовки. При рассмотрении индивидуальных трудовых споров они могут быть представителями и защитниками прав работников, выступать в качестве экспертов, свидетелей по делу, вправе заявить иск в интересах работников.

При коллективных трудовых спорах профсоюзы вправе вырабатывать требования и предъявлять их работодателю, руководить забастовкой, на паритетных началах с работодателем участвовать в создании и деятельности примирительной комиссии, выборе посредника, формировании трудового арбитража.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что все перечисленные и иные статутные права закрепляются за профсоюзами(и их органами) вне зависимости от того, зарегистрированы они или нет в качестве юридического лица.

Особенностью правового статуса профессиональных союзов является отсутствие возложенных на них законом обязанностей перед другими социальными партнерами. Ответственность профсоюза наступает в единственном случае - когда профсоюзная организация объявила и не прекратила забастовку после признания ее незаконной. В этом случае профсоюз обязан возместить, причиненные убытки(ст. 417 ТК РФ).

Трудовое законодательство и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений

Среди законов надо выделить Основной закон Российской Федерации — Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, базовый акт отрасли — Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы, содержащие нормы трудового права и законы субъектов РФ (включая конституции и уставы).

В строгом смысле слова только к законам применим термин «трудовое законодательство».

Ряд норм трудового законодательства содержится в федеральных конституционных законах. Например, Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» устанавливает запрет на проведение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций (ст. II); предусматривает отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей (ст. 13).

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, данный Закон предусматривает возможность мобилизации трудоспособного населения при обязательном соблюдении требований охраны труда и гарантированной оплате труда (ст. 13, 29). Другой пример. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» уполномочивает Правительство РФ принимать меры по реализации трудовых прав граждан (ст. 16) и др.

Федеральные законы в области трудового права:

Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данные закон устанавливает порядок осуществления обязательного страхования от несчастных случаев на производстве, а также в возмещения вреда причиненного жизни и здоровью работника при наступлении такого рода несчастных случаев.

Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»- регулирует процесс создания и деятельности, реорганизации и ликвидации профессиональных объединений работников и их ассоциаций в Российской Федерации.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ – статьи главы 5 Закона устанавливают гарантии трудовых прав инвалидов: установление квот для приема на работу данных лиц, создание специальных рабочих мест, особых условий труда в соответствие с индивидуальной программой реабилитации.

от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который определяет условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях (ст. 13) и устанавливает статус иностранного работника (ст. 2)

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 01.12.2014) " О минимальном размере оплаты труда"

Федеральный закон " о трудовых пенсиях в российской федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.