Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема поэта и гражданина в поэме






Очень характерны для Некрасова образы Поэта и Гражданина. В сборнике 1856 года эта тема звучит в стихотворении «Поэт и гражда­нин», которое вспоминается при чтении главы поэмы «Пир — на весь мир».

Соотнося высокую гражданственность с поэтическим искусством, Некрасов на первое место ставит все же гражданские интересы, на осно­ве которых формируются в дальнейшем мировоззрение и род занятий человека:

Будь гражданин!

Служа искусству,

Для блага ближнего жи­ви,

Свой гений подчиняя чувству

Все обнимающей Любви…»

(«Поэт и гражданин»);

 

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастья

Убогого и темного

Родного уголка...

(" Кому на Руси...")

Между написанием обоих произведений прошло несколько лет, за это время многое изменилось в жизни страны и мироощущении людей, изменились в обществе место и роль Поэта и Гражданина.

В стихотворении Поэт далек от реальности, не может отрицать " красоту небес" и " милую ласку", а потому при слове " гражданин" лишь " тихо склоняет голову". Его Муза, " тихо зарыдав", навек уходит, в то время как в главе " Пир — на весь мир" Муза, источник вдохновения, посещает Гришу Добросклонова, призывая его сочинять новые песни о родной стране, вольной и свободной.

Таким образом, Гриша соединяет в себе качества и Поэта, и Гражданина, показывая тем самым постепенный, но стремительный рост народного самосознания (неслучайно даже помещик Оболт Оболдуев называет семерых правдоискателей гражданами):

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного —

Пел он воплощение счастья народного!..

Можно заметить, что фигуры Поэта («Безвестен я…», «Умру я ско­ро…», «Вчерашний день, часу в шестом…») и Гражданина («Памяти Бе­линского», «Памяти Добролюбова», «Пророк») появляются в лирике Некрасова отдельно друг от друга, а иногда и противопоставляются друг другу («Поэт и гражданин»). Только Гриша соединяет в себе качества и Поэта, и Гражданина, становясь, таким образом, своего рода идеальным героем Некрасова.

Очевидна связь этого образа с Добролюбовым (похо­жая фамилия), Белинским (мотив «чахотки») и Чернышевским (мотив «Сибири»), то есть с основными прототипами Гражданина в некрасов­ской лирике. Что же касается Гриши-поэта, то это, по сути дела, сам Не­красов: «песни» Гриши исполнены в типично некрасовской манере и вполне могли бы издаваться отдельно от поэмы как самостоятельная ли­рика.

Гриша Добросклонов – это образ, с которым также связано представление Некрасова о совершенном человеке. Но здесь к этому присоединяется и мечта поэта о совершенной жизни. В то же время идеал поэта получает современные бытовые черты. Добросклонов исключительно молод. Правда, и ему, разночинцу по происхождению, сыну " батрачки безответной" пришлось пережить голодное детство и нелегкую юность в пору учебы в семинарии. Но сейчас это уже позади.

Жизнь Гриши связала его с трудом, бытом, нуждами своих земляков, крестьян, родной вахлачиной. Мужики помогают ему в пропитании, а он выручает крестьян своим трудом. Гриша косит, жнет, сеет вместе с мужиками, бродит в лесу с их ребятишками, радуется крестьянским песням, всматривается в труд артельщиков и бурлаков на Волге:

...лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастья

Убогого и темного

Родного уголка.

Бывая там, " где трудно дышать, где горе слышится", герой Некрасова становится выразителем чаяний простых людей. Вахлачина, " благословясь, поставила в Григорье Добросклонове такого посланца". И для него доля народа, его счастье становятся выражением собственного счастья.

Своими чертами Добросклонов напоминает Добролюбова; происхождение, перекличка фамилий, семинарское образование, общая болезнь — чахотка, склонность к поэтическому творчеству. Можно даже считать, что образ Добросклонова развивает тот идеал, который нарисован Некрасовым в стихотворении " Памяти Добролюбова", немного " спуская его на землю" и чуть " утепляя" его. Как и Добролюбову, Грише судьба готовила

...Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Пока же Гриша бродит в полях, лугах приволжского края, вбирая в себя открывающиеся перед ним природный и крестьянский миры. Он словно слит с " высокими курчавыми березками", такой же юный, такой же светлый. Не случайно он пишет стихи и песни. Эта особенность его делает образ Гриши особенно привлекательным. " Веселой", " Доля народа", " В минуту унынья, о родина-мать", " Бурлак", " Русь", — в этих песнях нетрудно услышать основные темы: народа и страдающей, но поднимающейся к свободе Отчизны. Кроме того, он слышит песню ангела милосердия " средь мира дальнего" — и идет — согласно ее призыву — к " униженным и обиженным". В этом он видит свое счастье и ощущает себя гармоническим человеком, живущим истинной жизнью. Он один из тех сыновей Руси, которых она выслала " на честные пути", так как они отмечены " печатью дара Божьего".

Григория не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.

Рать подымается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Мысль эта наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей Руси. Григорий Добросклонов — будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Слышал он в груди своей силы необъятные,

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного —

Пел он воплощение счастья народного.

Некрасов предлагает свое решение вопроса о том, как соединить крестьянство и интеллигенцию русскую. Только совместные усилия революционеров и народа могут вывести русское крестьянство на широкую дорогу свободы и счастья. А пока русский народ еще только на пути к " пиру на весь мир".

Заключение

 

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Н. А. Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней литературной работы автора. Все мотивы его ранней лирики как бы собраны воедино и развиты в поэме, заново переосмыслены все волновавшие его проблемы, использованы высшие художественные достижения.

Сравнивая сборник стихов Некрасова 1856 года и поэму " Кому на Руси жить хорошо", можно заметить, что их многое связывает, в первую очередь образ дороги. В поэме образ дороги собирает все части произведения воедино, а семеро странников, ища счастливого, встречаются во время путешествия с простыми людьми, которые рассказывают им о своей нелегкой жизни. Столь часто вводимый на страницы произведений образ дороги неслучаен. Дорога — важный символ, усиливающий ощущение грядущей перемены в жизни России и духовном мире крестьянства.

Одной из центральных в лирике поэта, а также и в поэме «Кому на Руси жить хорошо» является мотив рабства, крестьянских мучений. Если стихотворение «Родина» пессимистично, что чувствуется в рассуждениях лирического героя о Родине, о народе, то оптимистические ноты проявляются в «Элегии» и в поэме. Ко времени их написания крестьяне уже освобождены, «в России нет раба», однако лирический герой спрашивает: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Именно желая получить ответ на этот вопрос, узнать, «кому живется весело, вольготно на Руси», «семь временнообязанных» отправляются в путешествие, в долгую дорогу.

Также нами была рассмотрена роль мотивов лирики Н.А. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо». В данной поэме отразились основные мотивы лирики: мотив города и деревни, поэта и гражданина, тема Родины и женской судьбы, а также многочисленные интонации фольклорного жанра. Роль мотивов связана со всем творчеством автора.

Все творчество Некрасова рассказывает о жизни крестьян и городской бедноты, о тяжелой женской доле, о природе и любви, о высокой гражданственности и назначении поэта. Эти нотки отразились не только в стихотворениях автора, но и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Мастерство Некрасова заключалось, прежде всего, в реализме, в правдивом изображении действительности и в причастности самого поэта к народной жизни, привязанности и любви к русскому народу. В данной поэме

Главная роль и функция мотивов в данной поэме заключается в изображение народа и жизни народа. Все эти мотивы помогают читателю лучше понять идею автора. Именно поэтому поэму «Кому на Руси жить хорошо», можно считать «эпопеей народной жизни». Сюда вошел весь опыт, данный Некрасову изучением народа, все сведения о нем, накопленные «по словечку» в течение 20 лет.

Важное место в лирике Некрасова занимает тема русской женщины-крестьянки. О ее печальной судьбе повествуется в стихотворении «Тройка». Будущее крестьянки безрадостно, серо, мрачно, бесперспективно. Ее ждут тяжелая работа, страдания, возможно, потеря сына, о чем рассказывается в стихотворении «Орина, мать солдатская». Легко провести параллель с поэмой «Кому на Руси жить хорошо», где тяжкие испытания, включая утрату Дёмушки, приходятся на долю Матрены Тимофеевны.

В поэме нашла выражение важнейшая некрасовская тема поздних лет – тема духовного раскрепощения деревни, сложившаяся в результате постоянного изучения ее жизни и ее людей. В главе «Пир на весь мир» поэт стремился показать постепенное пробуждение народного сознания, ростки недовольства и протеста в темной еще массе крестьянства. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова, появившийся в конце главы, должен был символизировать грядущее обновление России, в нем намечены черты революционных народников 70-х гг.

Н. А. Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать Россию в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав писать “по горячим следам”, то есть сразу после реформы 1861 года, эпическую поэму об освобождающемся, возрождающемся народе, Н. А. Некрасов бесконечно расширил свой первоначальный замысел. Поиски “счастливцев” на Руси увели его из современности к древним истокам: поэт стремится осознать не только результаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу таких понятий, как “счастье”, “свобода”, “грех”, ибо вне этого философского осмысления невозможно понять суть настоящего момента и провидеть будущее народа.

 

 

Список литературы

 

1. Абакирова. А. Опыт прочтения стихотворения Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская...» // Литература. - № 36. - 2009.

2. Бойко М. Лирика Некрасова. – М.: Художественная литература, 1977

3. История русской литературы. В 4-х томах. Том 3. - Л.: Наука, 2006. - 452 с.

4. История русской литературы ХIХ века, 1800-1830-е год. / Под. Ред.В.Н. Аношкиной, С.М. Петрова. - М.: Просвещение, 1989. - 448 с.

5. Крайнев К. Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия»: Восприятие, истолкование, оценка. // Литература. - №17. - 2008.

6. Кулешов В.И. История русской литературы ХIХ / Учебное пособие для вузов. - 3-е изд., доп. и исправл. - М.: Академический проэкт: Фонд и Мир, 2005. - 800 с.

7. Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем, т. 12. - М.: Литература, 1953. - 452 с.

8. Некрасов Н.А. и русская литература. - М.: Мысль, 1971. - 320 с.

9. Прокшин В.Г. Поэма Н.А. Некрасова " Кому на Руси жить хорошо": Учеб. Пособие для филол., спец. вузов. - М.: Высш. шк., 1986. - 78 с.

10. Розанова Л.А. О творчестве Н.А. Некрасова: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 239 с.

11. Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Некрасова. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1985

12. Твардовский А.Т. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». // О Некрасове. Статьи и материалы, вып. 4. - М.: Мысль, 1985. - 412 с.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.