Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подписание Брестского мирного договора






Переговоры о подписании мира шли в несколько этапов, так как стороны никак не могли достигнуть взаимопонимания. Российское правительство, хоть и хотело скорее выйти из войны, не намеревалось выплачивать контрибуцию (денежный выкуп), так как это считалось унизительным и никогда не практиковалось ранее в России. Германия не была согласна на такие условия и требовала уплаты контрибуции.

23. Внешняя политика Советской России в 20-е годы.

Официальная внешняя политика СССР в 30-е была основана на стремлении восстановить дипломатические отношения с другими странами. Не официально внешняя политика Советского государства должна была привести распространению идеологии коммунизма и идей мировой революции. Однако постепенно к началу 30-х годов правительство понимает, что это невозможно. На первый план выходит необходимость укрепления власти в стране.

Благодаря работе советских дипломатов уже к началу 20-х годов была снята экономическая блокада. А к 1933 г. новое государство фактически было признано. В 1924 г. успешно налаживались дипломатические связи с заграницей. Была возобновлена торговля с важнейшими европейскими державами: Англией, Италией, Германией и другими. Во многом это стало возможно благодаря деятельности первых советских наркомов иностранных дел (Чичерин, Литвинов). Так же, способствовало улучшению международной ситуации и подписание декрета о концессиях СНК (1920, 23 ноября).

Правительство СССР, несмотря на достаточно сложную ситуацию в стране, отслеживало и изменения в международной обстановке. Внешняя политика СССР накануне войны, после прихода к власти в Германии партии национал-социалистов была первоначально направлена на укрепление границ и формирование серьезной европейской системы безопасности. Советские дипломаты активно действовали именно в этом направлении. Однако дипломатические усилия не принесли ощутимых результатов, что в итоге, привело к некоторому сближению СССР и Германии. Советский Союз становится участником Лиги Наций (1934 г.), в следующем году был заключен договор о взаимопомощи с Францией. Это обстоятельство с успехом использовал Гитлер. Заключение договора, расцененное как действие, направленное против Германии спровоцировало во многом захват Рейнской области.

Постепенно аппетиты Гитлера росли. В 1936 г. началась интервенция Италии и Испании. Позднее, в 1938 г. СССР осудили передачу Германии Судетской области Чехословакии. Европейская политика умиротворения агрессора спровоцировала позднее и захват территорий Польши и Чехословакии.

События внешней политики уже тогда позволяли предположить вероятность военного конфликта с Германией. Однако курс на сближение давал Советскому Союзу время на развитие промышленности и экономики, создание боеспособной армии. Страна всеми силами стремилась предотвратить слишком раннее начало противостояния.

Результатом смены внешнеполитического курса стали пакт Молотова-Риббентропа о ненападении, заключенный между СССР и Германией в августе 1939 г. и протокол (секретный) о разграничении сфер влияния двух держав. В то же время, дипломатические отношения с Францией и Англией были разорваны.

24. Новая экономическая политика, ее значение и сущность.

На момент окончаниягражданской войныположение в России было критическим. Страна лежала в руинах. Уровень производства, в том числе и сельскохозяйственных продуктов, резко упал. Однако серьезной угрозы власти большевиков уже не существовало. В этой ситуации, для нормализации отношений и социальной жизни в стране, было, на 10 съезде РКП(б), принято решение о введении новой экономической политики, сокращенно НЭПа.

Причинами перехода к новой экономической политике (НЭПу) от политики военного коммунизма стали:

· острейшая необходимость нормализации отношений города и деревни;

· необходимость восстановления экономики;

· проблема стабилизации денег;

· недовольство крестьянства продразверсткой, приведшее к усилению повстанческого движения (кулацкий мятеж);

· стремление к восстановлению внешнеполитических связей.

Политика НЭПа была провозглашена 21 марта 1921 г. С этого момента отменялась продразверстка. Она была заменена вдвое меньшим продналогом. Он, по желанию крестьянина мог быть внесен и деньгами и продуктами. Однако налоговая политика советской власти стала серьезным сдерживающим фактором для развития крупных крестьянских хозяйств. Если беднота была освобождена от выплат, то зажиточное крестьянство несло тяжкое налоговое бремя. Стремясь ускользнуть от их уплаты, зажиточные крестьяне, кулаки дробили свои хозяйства. При этом темпы дробления хозяйств были в два раза выше, чем в дореволюционный период.

Рыночные отношения снова были легализованы. Развитие новых товарно-денежных отношений повлекло за собой и восстановление всероссийского рынка, а так же, в некоторой степени и частного капитала. В период НЭПа сформировалась банковская система страны. Вводятся прямые и косвенные налоги, которые становятся главным источником государственных доходов (акцизы, подоходный и сельскохозяйственный налоги, плата за услуги и проч.).

В силу того, что политика НЭП в России серьезно тормозилась инфляцией и неустойчивостью денежного обращения, была предпринята денежная реформа. Уже к концу 1922 г. появилась устойчивая денежная единица – червонец, который обеспечивался золотом или иными ценностями.

Острая нехватка капитала привела к началу активного административного вмешательства в экономику. Сначала усилилось административное влияние на промышленный сектор (Положение о государственных промышленных трестах), а вскоре оно распространилось и на сектор аграрный.

В итоге НЭП к 1928 г., несмотря на частые кризисы, спровоцированные некомпетентностью новых руководителей, привел к заметному экономическому росту и определенному улучшению ситуации в стране. Увеличился национальный доход, материальное положение граждан (рабочих, крестьян, а так же, служащих) стало более устойчивым.

Бурно шел процесс восстановления промышленности и сельского хозяйства. Но, в то же время, отставание СССР от капиталистических стран (Франции, США и даже проигравшей Первую мировую Германии) неотвратимо увеличивалось. Развитие тяжелой промышленности и сельского хозяйства требовало крупных долгосрочных капиталовложений. Для дальнейшего индустриального развития страны необходимо было и увеличение товарности сельского хозяйства.

Стоит отметить, что НЭП оказал немалое влияние на культуру страны. Управление искусством, наукой, образованием, культурой было централизовано и передано Государственной комиссии по просвещению, которую возглавил Луначарский А.В.

Несмотря на то, что новая экономическая политика оказалась, по большей части, успешной, уже после 1925 г. начинаются попытки ее свертывания. Причиной свертывания НЭПа стало постепенное усиление противоречий между экономикой и политикой. Частный сектор и возрождающееся сельское хозяйство стремились обеспечить политические гарантии собственных экономических интересов. Это провоцировало внутрипартийную борьбу. Да и новых членов партии большевиков – разорившихся в ходе НЭПа крестьян и рабочих новая экономическая политика не устраивала.

Официально НЭП был свернут 11 октября 1931 г., но фактически уже в октябре 1928 г. началось выполнение плана первой пятилетки, а так же, коллективизация на селе и форсированная индустриализация производства.

25. Периодизация НЭП. Причины экономических кризисов в период НЭПа

26. Национально – государственное строительство в 20-х гг. Образование

СССР.

Датой образования СССР считается 29 декабря 1922 г. В этот день РСФСР, Белоруссия, Украина и республики Закавказья подписали договор об образовании нового государства. Уже на следующий день, 30 декабря он был одобрен на Всесоюзном Съезде Советов. В соответствии с договором, все республики формально считались независимыми. Год образования СССР ознаменовался окончанием гражданской войны. Советские республики находились в тяжелейшей экономической ситуации.

Причинами образования СССР стали:

· пребывание у власти во всех вошедших в состав СССР республиках одной партии – большевистской (при этом создавалась видимость национальных большевистских движений);

· исторические традиции;

· участие в совместной защите от внешних врагов.

Важно отметить, что сама форма нового государственного образования, представлявшего именно Союз Советских Социалистических Республик, предполагала наднациональный характер и потенциальную возможность объединения множества равноправных республик. Если вспомнить тезисы большевиков о грядущей мировой революции, то становится очевидно, что подобная форма объединения являлась единственно возможной. Молодая страна была объявлена государством диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства. Первая конституция СССР была принята уже в январе 1924 г. Она во многом копировала, принятую еще в 1918 г., конституцию РСФСР.

Говоря об образовании СССР кратко следует отметить, что высшим органом власти в стране стал Всесоюзный Съезд Советов, рабочим органом которого в период между съездами являлся Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Высшую исполнительную власть представлял Совет Народных Комиссаров (Совнарком). Такова краткая история образования СССР. Конституция страны будет изменена только в 1936 г. К тому времени в состав СССР войдут новые республики, так же, изменится внешнеполитическая ситуация, будут, в результате введения НЭПа, восстановлены промышленность и сельское хозяйство, разрушенные гражданской войной.

27. Причины свертывания НЭП.

Причиной свертывания НЭПа стало постепенное усиление противоречий между экономикой и политикой. Частный сектор и возрождающееся сельское хозяйство стремились обеспечить политические гарантии собственных экономических интересов. Это провоцировало внутрипартийную борьбу. Да и новых членов партии большевиков – разорившихся в ходе НЭПа крестьян и рабочих новая экономическая политика не устраивала.

Официально НЭП был свернут 11 октября 1931 г., но фактически уже в октябре 1928 г. началось выполнение плана первой пятилетки, а так же, коллективизация на селе и форсированная индустриализация производства.

28. Форсирование темпов индустриализации: проведение, итоги,

последствия.

Индустриализация – создание базовых отраслей промышленности.
1.Необходимость индустриализации
Россия отставала от мировых держав по качественным показателям экономики, по производительности труда, по технической оснащенности предприятий. Элементы индустриального производства были ослаблены сначала Первой мировой, а затем гражданской войнами.
2.Цели индустриализации:
а) ликвидация технико-экономической отсталости страны;
б) достижение экономической независимости;
в) создание мощной оборонной промышленности;
г) развитие базовых отраслей промышленности.
3.Источники индустриализации
а) перекачка средств из сельского хозяйства в тяжелую промышленность;
б) принудительные займы у населения;
в) экспорт товаров (потребление населением ограничено), продажа произведений искусства;
г) неоплачиваемый труд под лозунгом соревнования;
д) включение труда заключенных в плановую экономику;
е) продажа винно-водочных изделий.
4.Особенности индустриализации:
а) развитие тяжелой промышленности в ущерб легкой (интересы обороны);
б) источники индустриализации – внутренние резервы;
в) централизованное распределение ресурсов;
г) быстрые темпы (10-15 лет);
д) значительная роль государства.
5.Кадры индустриализации
Для выполнения установленного плана производства требовалось большое количество рабочей силы, поэтому в короткий срок была ликвидирована безработица, но ощущалась нехватка инженерно-технических кадров. Было увеличено количество высших и средних технических учебных заведений, и за несколько лет было подготовлено 128, 5 тыс. специалистов. Также в плановую экономику был включен труд заключенных.
7.Итоги индустриализации
а) всего за 10 лет увеличились темпы роста тяжелой промышленности в 2-3 раза, СССР заняло второе место по абсолютным объемам промышленного производства и первое место по среднегодовым темпам роста промышленного производства;
б) СССР стал индустриальным, экономически независимым государством, которое могло обходиться без импорта основных товаров потребления; промышленность стала многоотраслевой;
в) возродились многие заводы и фабрики, появилось большое количество рабочих мест, поэтому была ликвидирована безработица;
г) Созданный экономический потенциал позволил развернуть многоотраслевой ВПК.
8.Цена индустриализации
Скачок в развитии тяжелой промышленности привел к отставанию других отраслей экономики (легкой промышленности, аграрного сектора), сверхцентрализации экономической жизни, предельному ограничению сферы деятельности рыночных механизмов, полному подчинению производителя государству, широкому применению мер внеэкономического принуждения. Жизненный уровень населения оставался одним из самых низких среди развитых стран.

29. Коллективизация сельского хозяйства: проведение. Итоги, последствия.

Первые попытки проведения коллективизации были предприняты Советской властью сразу после революции. Однако в тот период существовало немало более серьезных проблем. Решение о проведении коллективизации в СССР принято на 15 съезда партии в 1927 г. Причинами коллективизации стали, прежде всего:

· необходимость крупных капиталовложений в промышленность для проведения индустриализации страны;

· и «кризис хлебозаготовок», с которым столкнулись власти в конце 20-х годов.

Начало коллективизации крестьянских хозяйств приходится на 1929 г. В этот период были заметно увеличены налоги на единоличные хозяйства. Начался процесс раскулачивания – лишения имущества и, часто, высылки зажиточных крестьян. Шел массовый забой скота – крестьяне не желали отдавать его в колхозы. Члены Политбюро, возражавшие против жесткого давления на крестьянство (Рыков, Бухарин) обвинялись в правом уклоне.

Но, по мнению Сталина, процесс шел не достаточно быстро. Зимой 1930 г. ВЦИКом было принято решение о проведении сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР в максимально сжатые сроки, за 1 – 2 года. Крестьян принуждали вступать в колхозы, угрожая раскулачиванием. Изъятие из деревни хлеба привело к страшному голоду 1932 – 33 гг., разразившемуся во многих районах СССР. В тот период, по минимальным подсчетам, погибло 2, 5 млн. человек.

В итоге коллективизация нанесла ощутимый удар по сельскому хозяйству. Снизилось производство зерна, количество коров и лошадей уменьшилось более чем в 2 раза. От массового раскулачивания (за период с 1929 по 33 гг. было раскулачено не менее 10 млн.) и вступления в колхозы выиграли только самые неимущие слои крестьян. Несколько улучшилось положение на селе только в период 2 пятилетки. Проведение коллективизации стало одним из важных этапов утверждения нового режима.

30. Формирование и развитие тоталитарной политической системы в СССР,

ее содержание и эволюция.

Признаки тоталитарного политического режима.
Тоталитаризм — это политический режим, в котором осуществляется полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающаяся преимущественно силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия.
К основным признакам тоталитарного режима относятся:
1) верховенство государства, носящее тотальный характер. Государство не просто вмешивается в экономическую, политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую жизнь общества, оно стремится полностью подчинить, огосударствить любые проявления жизни;
2) сосредоточение всей полноты государственной политической власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государственных органов;
3) монополия на власть единственной массовой партии, сращивание партийного и государственного аппарата;
4) господство в обществе одной всесильной государственной идеологии, поддерживающей в массах убежденность в справедливости данной системы власти и правильности избранного пути;
5) централизованная система контроля и управления экономикой;
6) полное бесправие человека. Политические свободы и права зафиксированы формально, но реально отсутствуют;
7) существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации и издательской деятельностью. Запрещено критиковать представителей власти, государственную идеологию, положительно отзываться о жизни государств с иными политическими режимами;
8) полиция и спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов и выступают в качестве инструмента массовых репрессий;
9) подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематического и массового террора, в основу которого положено как физическое, таки духовное насилие;
10) подавление личности, обезличивание человека, превращение его в однотипный винтик партийно-государственной машины. Государство стремится к полной трансформации человека в соответствии с принятой в нем идеологией. Становлению тоталитарного режима благоприятствовал и особый тип политической культуры, характерный для российского общества на протяжении всей его истории. Пренебрежительное отношение к закону, праву сочетается в ней с покорностью основной массы населения власти, насильственным характером власти, отсутствием легальной оппозиции, идеализацией населения главы власти и т. д. (подданический тип политической культуры). Характерный для основной массы общества, данный тип политической культуры воспроизводится и в рамках большевистской партии, формировавшейся в основном за счет выходцев из народа. В результате массовых репрессий закрепилась политическая система, которую называют режимом личной власти Сталина (сталинский тоталитаризм). В ходе репрессий была уничтожена большая часть высших руководителей страны. Им на смену пришло новое поколение руководителей («выдвиженцы террора»), всецело преданное Сталину. Таким образом, принятие принципиально важных решений окончательно перешло в руки Генерального секретаря ВКП (б).
Периодизация. В эволюции сталинского тоталитаризма обычно выделяется четыре этапа.
1. 1923—1934 — процесс становления сталинизма, формирование его основных тенденций.
2. Середина 30-х годов — 1941 год — реализация сталинской модели развития общества и создание бюрократической основы власти.
3. Период Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 годы — частичное отступление сталинизма, выдвижение на первый план исторической роли народа, рост национала ного самосознания, ожидание демократических перемен во внутренней жизни страны после победы над фашизмом.
4. 1946 — 1953 годы — апогей сталинизма, перерастающий в коллапс системы, начало регрессивной эволюции сталинизма.
Во второй половине 50-х годов в ходе реализации решений XX съезда КПСС была осуществлена частичная десталинизация советского общества, однако ряд признаков тоталитаризма сохранился в политической системе вплоть до 80-х годов.

31. Ликвидация неграмотности. Развитие народного образования, науки в

СССР (20-30 гг. ХХ века).

Революционные события раскололи интеллигенцию и творческую среду на тех, кто покинул Родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры.

Одной из основных задач в построении нового общества была задача воспитания человека. В сентябре 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Отменена плата за обучение, организована трудовая школа из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. 6 1920 г. создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.

В 1930 г. введено всеобщее начальное образование. Новая школа организовывалась на дореволюционных традициях. В сфере образования запрещались все эксперименты, оно проводилось на основе строгой дисциплины, расписания.

Изучалась история страны, гуманитарные и точные дисциплины. Учебники составлялись в соответствии с государственным стандартом. Декретами СНК и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. учреждена начальная школа (1-4 классы), неполная средняя школа (1-7 классы), средняя (1-10 классы). Идеологическое руководство осуществляли опытные партработники и комсомольцы.

Техническая революция на производстве потребовала увеличения числа грамотных специалистов. По этой причине в 1933-1937 гг. для повышения образовательного уровня рабочих созданы системы рабочих школ и профессиональных курсов.

Открывались технические и сельскохозяйственные вузы, широкое распространение получило образование без отрыва от производства. Применялась практика получения образования молодежью, не имеющей начального образования, для дальнейшего обучения в вузах.

В 1925 г. из Ленинграда в Москву переведена Академия наук СССР. В 1929 г. была учреждена Всесоюзная Академия сельскохозяйственных наук, которую возглавил Н.И. Вавилов. Отделения Академии наук создавались в союзных республиках и регионах РСФСР (создано более 850 НИИ).

Большое внимание партийное руководство уделяло оборонным отраслям производства и научным разработкам в этой области. В многочисленных конструкторских бюро и НИИ разрабатывались новые образцы танков (А.А. Морозов, М.И. Комкин, Ж.Я. Котин), самолетов (А.И. Туполев, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, А.С. Яковлев), артиллерийских орудий, систем и минометов (В.Г. Грабин, Ф.Ф. Петров), стрелкового оружия (В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев). А.П. Александровым была создана уникальная защита кораблей ВМФ от магнитных волн.

Больших успехов достигли советские ученые, работавшие в фундаментальных и теоретических областях науки: физики - П.Л. Капица, атомного ядра - И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров и др.), физики полупроводников - А.Ф. Иоффе.

В середине 30-х годов в культуре СССР утвердился «большой стиль», характерный для стран с тоталитарным режимом. Основными его чертами стала масштабность, пышность, гиперболизированный оптимизм.

Главной задачей «большого стиля» было воздействие на мироощущение и поведение больших масс людей. Этот стиль должен был закрепить в сознании народа стабильность и силу советской власти. Он выражался в массовых шествиях, парадах и празднествах, где прославлялись достижения народа под руководством КПСС.

Была пересмотрена российская история, которая стала представляться как череда сплошных побед, преемницей которых стала партия коммунистов.

Особое внимание уделялось кинематографу. Плеядой талантливых режиссеров и актеров кино создавались произведения, которые сильнейшим образом воздействовали на сознание и поведение всего общества. Члены ЦК лично просматривали все новые фильмы и были их цензорами.

Новый союз писателей, живопись и скульптура находились под строжайшим надзором партии. Деятелям культуры предоставлялись исключительные блага, как и партийным лидерам; формировалась зависимость искусства от государства.

32. Итоги культурной революции в СССР (30-е гг.).

Культурная революция была направлена на «перевоспитание» масс — на «коммунизацию» и «советизацию» массового сознания, на разрыв с традициями исторического (дореволюционного) культурного наследия через большевистскую идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества.
Культурная революция обусловлена такими преобразованиями в экономике и политике как установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства.
Культурная революция с одной стороны предусматривала ликвидацию неграмотности среди рабочих и крестьян, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование нового социального слоя — «социалистической интеллигенции», перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. С другой стороны — в системе народного образования ликвидировалась трехзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия — Реальное училище — Коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу. Таким образом, такие школьные предметы, как: логика, богословие, латинский и греческий языки, и другие гуманитарные предметы — из системы народного образования были удалены.
В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты определенные успехи: по официальным данным переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70 %; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн чел.; до начала 1940-х гг. наблюдался расцвет официально одобренных науки и искусства, с 1960-х — рассвет советской космонавтики, высшие спортивные достижения, процветание сельской промышленности и многое другое. В культурном развитии, согласно официальной государственной информации, СССР вышел на передовые рубежи в мире. Однако реальные результаты значительно расходились с официально заявленными. Во всех республиках СССР вследствие погрома существовавших ранее достижений культуры, искусства, систематических жестоких репрессий интеллигенции и пр. слоёв населения с начала 1920-х гг. стали наблюдаться стагнация его общего культурного уровня, моральная деградация, подмена общечеловеческих ценностей узкоидеологическими.
Главной задачей культурной революции была идеологическая пропаганда. Культурные преобразования находились под контролем коммунистической партии и государства. Советское искусство, подчинённое партийной цензуре, было обязано следовать одному художественному направлению - социалистическому реализму. Политический смысл этого метода заключался в том, что мастера искусства должны были отображать советскую жизнь не такой, какая она была на самом деле, а такой, какой она должна быть при социализме.
Во времена «культурной революции» Сталин выдвинул мысль, что все науки, а в том числе и естественные, должны носить политический характер. Не согласных с этим учёных травили в прессе или репрессировали. Были свёрнуты исследования и разработки советских генетиков, т. к генетика была названа «буржуазной наукой». Самое пристальное внимание Сталин уделял истории. Он взял под личный контроль учебники по истории России, которая стала называться историей СССР. История представляла в них летописью классовой борьбы угнетённых классов с эксплуататорами. Появилась новая отрасль исторической науки, ставшая одной из ведущих идеологических дисциплин, - " история партии".
Развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. С одной стороны, образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление. С другой стороны, культура достигла значительных успехов

33. Внешняя политика СССР в 30-е гг.

В конце 20-х — начале 30-х гг. международная обстановка существенно изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах.

Международная обстановка еще более резко обострилась после прихода к власти в Германии в 1933 г. национал-социалистической партии во главе с А. Гитлером. Новое правительство поставило своей целью пересмотреть итоги Первой мировой войны. В программе Гитлера, изложенной им в книге " Майн кампф" (" Моя борьба"), говорилось: " Мы возобновляем движение в том направлении, в котором оно было приостановлено шестьсот лет назад. Мы прекращаем извечный натиск на Юг и Запад Европы и обращаем взор на земли на Востоке... Но если мы сегодня говорим о новых землях в Европе, то мы можем думать, в первую очередь, только о России и подчиненных ей окраинных государствах".

Как страна, проигравшая войну, Германия не имела права иметь свои вооруженные силы, но она отказалась от выполнения условий Версальского договора и в 1935 г. объявила о создании военной авиации и военно-морского флота, ввела всеобщую воинскую обязанность. Готовясь к борьбе за передел мира, Германия привлекла на свою сторону фашистскую Италию и милитаристскую Японию.

В 1933 г. советское правительство разработало план борьбы за коллективную безопасность, который предусматривал заключение регионального соглашения между европейскими государствами о взаимной защите от германской агрессии. В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций. В результате переговоров между министром иностранных дел Франции Луи Барту и наркомом иностранных дел СССР М.М. Литвиновым был выработан проект Восточного пакта, по которому СССР, Польша, Латвия, Эстония, Литва и Финляндия образуют систему коллективной безопасности. Однако Восточный пакт как система коллективной безопасности не был реализован из-за противодействия Англии и правых реакционных кругов Франции. Как успех советской внешней политики следует признать подписание в 1935 г. советско-французского и советско-чехословацкого договоров о взаимопомощи. Стороны обязывались в случае нападения на одну из них немедленно оказывать друг другу помощь.

 

34. Внешняя полтика СССР накануне II мировой войны (март – сентябрь

1939 г.).

Официальная внешняя политика СССР в 30-е была основана на стремлении восстановить дипломатические отношения с другими странами. Не официально внешняя политика Советского государства должна была привести распространению идеологии коммунизма и идей мировой революции. Однако постепенно к началу 30-х годов правительство понимает, что это невозможно. На первый план выходит необходимость укрепления власти в стране.

Благодаря работе советских дипломатов уже к началу 20-х годов была снята экономическая блокада. А к 1933 г. новое государство фактически было признано. В 1924 г. успешно налаживались дипломатические связи с заграницей. Была возобновлена торговля с важнейшими европейскими державами: Англией, Италией, Германией и другими. Во многом это стало возможно благодаря деятельности первых советских наркомов иностранных дел (Чичерин, Литвинов). Так же, способствовало улучшению международной ситуации и подписание декрета о концессиях СНК (1920, 23 ноября).

Правительство СССР, несмотря на достаточно сложную ситуацию в стране, отслеживало и изменения в международной обстановке. Внешняя политика СССР накануне войны, после прихода к власти в Германии партии национал-социалистов была первоначально направлена на укрепление границ и формирование серьезной европейской системы безопасности. Советские дипломаты активно действовали именно в этом направлении. Однако дипломатические усилия не принесли ощутимых результатов, что в итоге, привело к некоторому сближению СССР и Германии. Советский Союз становится участником Лиги Наций (1934 г.), в следующем году был заключен договор о взаимопомощи с Францией. Это обстоятельство с успехом использовал Гитлер. Заключение договора, расцененное как действие, направленное против Германии спровоцировало во многом захват Рейнской области.

Постепенно аппетиты Гитлера росли. В 1936 г. началась интервенция Италии и Испании. Позднее, в 1938 г. СССР осудили передачу Германии Судетской области Чехословакии. Европейская политика умиротворения агрессора спровоцировала позднее и захват территорий Польши и Чехословакии.

События внешней политики уже тогда позволяли предположить вероятность военного конфликта с Германией. Однако курс на сближение давал Советскому Союзу время на развитие промышленности и экономики, создание боеспособной армии. Страна всеми силами стремилась предотвратить слишком раннее начало противостояния.

Результатом смены внешнеполитического курса стали пакт Молотова-Риббентропа о ненападении, заключенный между СССР и Германией в августе 1939 г. и протокол (секретный) о разграничении сфер влияния двух держав. В то же время, дипломатические отношения с Францией и Англией были разорваны.

35. Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны.

В конце 30-х гг. военная угроза со стороны фашистской Германии постоянно нарастала. Англия, США, Франция в этих условиях принимают политику умиротворения агрессора, вершиной которой принято считать Мюнхенское соглашение 1938 г., по которому европейские страны практически признали аннексию Германией части территории Чехословакии.

После оккупации в 1939 г. Германии всей Чехии Советский Союз оказался в очень сложной ситуации.

Переговоры военных миссий Англии, Франции и СССР оказались безуспешными. А. Гитлер, уже принявший решение о начале войны с Польшей, упорно требовал от И.В. Сталина согласия на заключение пакта о ненападении.

23 августа 1939 г. между Германией и СССР был подписан пакт о ненападении и секретный протокол к нему, по которым:

1) происходило разграничение сфер влияния Германии и СССР. Германия притязала на Западную и Центральную Польшу и Литву, а СССР – на Восточную Польшу, Латвию, Эстонию, Финляндию, Бессарабию – территории, которых Россия лишилась в ходе Первой мировой войны;

2) согласно договору обе стороны взяли обязательство не мешать друг другу в получении контроля над этими сферами.

В соответствии с договором от 1 сентября 1939 г.

Германия начала войну против Польши. А советские войска заняли ее восточные районы. В состав СССР в результате вошли земли Западной Украины и Западной Белоруссии.

После завершения военных операций в Польше между СССР и Германией был подписан договор о дружбе и границе и новые секретные протоколы, в которых были уточнены сферы интересов стран: в обмен на некоторые территории Польши Германия отдала СССР Литву.

Война с Финляндией. 31 октября Советский Союз предъявил территориальные претензии к Финляндии в отношении Карельского полуострова. 30 ноября 1939 г. Красная армия начала боевые действия против финских войск. Начало этой войны было воспринято мировым сообществом как акт агрессии. СССР исключили из Лиги Наций. Результатом войны СССР с Финляндией стал мирный договор, по которому все территориальные притязания СССР к Финляндии были удовлетворены.

В 30-х гг. СССР заключает договоры о взаимной помощи с прибалтийскими странами – Эстонией, Латвией и Литвой. Они предусматривали присутствие военных баз на территории этих государств. Присутствие советских войск было использовано СССР для провозглашения здесь советской власти. В странах Прибалтики были созданы новые правительства, которые обратились с просьбой к СССР о вхождении в его состав в качестве союзных республик.

В 1940 г. СССР предъявил ультиматум Румынии. Затем были аннексированы Бессарабия и Северная Буковина. На этих территориях была образована Молдавская СССР, вошедшая в состав СССР.

На Дальнем Востоке в 1938–1939 гг. произошли столкновения советских и японских войск в районе озера Хасан и р. Халхин-Гол.

В это время в Германии полным ходом шла разработка «плана Барбаросса», целью которого было нападение и завоевание СССР. В декабре 1940 г. согласно директиве № 21 план был одобрен Гитлером. Когда до войны оставались лишь месяцы, СССР по-прежнему неукоснительно соблюдал все принятые с Германией договоренности, в том числе о поставке вооружения, продовольствия и строительных материалов.

36. Советско-финская война 1939 – 1940 гг.: причины и итоги.

Официальные причины начала войны – это так называемый «Майнильский инцидент». Правительство СССР направило 26 ноября 1939 года ноту протеста правительству Финляндии по поводу артиллерийского обстрела, который был совершен с финляндской территории. Ответственность за начало военных действий была возложена полностью на Финляндию.

Начало Советско-Финской войны произошло в 8 часов утра, 30 ноября 1939 года. Со стороны Советского Союза целью стало обеспечение безопасности Ленинграда. Город находился всего в 30 км. от границы. Ранее советское правительство обращалось к Финляндии с просьбой отодвинуть свои границы в районе Ленинграда, предлагая территориальную компенсацию в Карелии. Но, Финляндия отказалась категорически.

Советско-Финская война 1939 – 1940 годов вызвала настоящую истерию среди мировой общественности. 14 декабря СССР был исключен из Лиги Наций с серьезными нарушениями процедуры (меньшинством голосов).

Войска финской армии к моменту начала военных действий насчитывали 130 самолетов, 30 танков, 250 тысяч солдат. Однако западные державы обещали свою поддержку. Во многом именно это обещание привело к отказу изменить линию границы. Красная армия моменту начала войны насчитывала 3900 самолетов, 6500 танков и один миллион солдат.

Русско-Финская война 1939 года делится историками на 2 этапа. Первоначально она планировалась советским командованием как короткая операция, которая должна была продлиться около 3 недель. Но, ситуация сложилась иначе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.