Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стили педагогической деятельности и общения. Индивидуальный стиль деятельности и общения педагога.






Стиль педагогического общения - индивидуальные особенности социаль­но-психологического взаимодействия педагога и учеников. Стиль отношений характеризует взаимодействие (учителя и учеников) в процессе воспита­тельной деятельности.

Авторитарный стиль («разящие стрелы») - учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пересекает всякую инициативу учащихся. Даже ред­кая благодарность звучит как команда, а то и как оскорбление. Обнаружив ошибку, такой педагог высмеивает виновного, чаще всего не объясняя, как ее можно исправить. Педагог лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям. Авторитарный стиль руководства может обеспечить кажущуюся эффективность групповой деятельности и создает крайне неблагоприятный психологический климат. При таком стиле задерживается становление коллективистских качеств.

Основные формы воздействия: приказ, указание, инструкции, выговор.

Демократичный стиль («возвращающийся бумеранг») - проявляется в опоре руководителя на мнение коллекти­ва. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, стара­ется подключить всех к активному участию в обсуждении хода работы; видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспитании. Каждый ученик поощряется, у него появляется уве­ренность в себе; развивается самоуправление. Демократичный учитель старается наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого; по­ощряет активность, развивает инициативу

Основные способы воздействия: просьба, совет, информация.

Либеральный стиль («плывущий плот») – анархический, попустительский. Педагог старается не вмешиваться в жизнь кол­лектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим подчас противоречивым влияниям. Фактически самоустраняется от ответственности за про­исходящее. Об авторитете тут речи не может быть.

Стиль отношений и характер взаимодействий в процессе руководства воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения. В. А. Кан-Калик (см. указанную книгу.- С. 97) выделяет следующие стили общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В его основе лежит лежит устойчиво-положительное отношение педагога к детям и делу, стремление совместно решать вопросы организации деятельности. Увле­ченность совместным творческим поиском - наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса стиль обще­ния.

2. Общение на основе дружеского расположения - тесно связано с предыдущим стилем, по сути это одно из условий становления стиля общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. По отношению к воспитанникам руководящий и педагогический персонал всегда должен быть вежлив, сдержан, за исключением тех случаев, когда требуется либо некоторое повышение тона в связи с новыми требованиями, либо такое же повышение в сторону большей его эмоциональности - во время общих собраний, общих работ, отдельных прорывов в коллективе. Во всяком слу­чае, никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анек­дотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п.

3. Общение-дистанция - в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция. У такого педагога в целом может быть положительное отношение к детям, но организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с учащимися. В конечном итоге, несмотря на кажущийся внешний порядок, этот стиль общения ведет к педагогическим неудачам.

4. Общение-устрашение -крайняя форма общения-дистанции - соединяет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль обычно создает на уроке атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты.

5. Общение-заигрывание - проявлением либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении к детям. Вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявления этого стиля является, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понра­виться классу, а с другой - отсутствие навыков профессиональной деятельности.

Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполни­тельности одной из сторон. Но сущностью восприятия является общение-диалог. Именно в построении диалогического общения видели суть взаимодействия В. А. Сухомлинский, Я. Корчак и другие выдающиеся педагоги-­гуманисты.

28. Педагогика сотрудничества6инновационные идеи и их внедрение в процесс обучения.

Педагогика сотрудничества - это гуманистическое направление педагогики, построенное на демократических принципах, равноправной субъектной позиции участников целостного педагогического процесса, их взаимодействии, сотворчестве, совместной коллективной деятельности, направленное на всестороннее развитие и саморазвитие личности детей.

 

29. Педагогические конфликты, их преодоление.

Конфликт – столкновение противоположных несовместимых потребностей, мотивов, интересов, мыслей, чувств, актов поведения.

Конфликт – всегда противоречие, но не всякое противоречие – конфликт. Конфликт сопровождается острыми негативными переживаниями его участников.

конфликт = конфликтная ситуация + инцидент

· Чтобы возник конфликт, нужна конфликтная ситуация, обостряющая взаимоотношения субъектов.

· Чтобы конфликтная ситуация смогла перерасти в конфликт, необходим инцидент (внешний повод, неприятный случай, происшествие).

Конфликтная ситуация — это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.

Инцидент (повод) — активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны.

Структура конфликта:

Объект конфликта - то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности.

Участники конфликта - отдельные индивиды, со­циальные группы, организации. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники.

Социальная среда, условия конфликта – конкретные социально-психологические условия, в которых развертыва­ется конфликт. Понятием социальной среды определяется та почва, на кото­рой возникает и развивается конфликт.

Субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы:

1) представления о самих себе,

2) восприятие других участников конфликта,

3) образы внешней среды, большой и малой, в которой развер­тывается конфликт.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.