Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологическое воспитание школьников.






Экологическая культура – совокупность требований и норм, предъявляемых к экологической деятельности, готовность человека следовать этим нормам. Экологическая культура характеризует особенностисознания, поведения и деятельности людей во взаимодействии с природой, в оптимизации своих отношений с окружающей средой.

Ядро экологической культуры составляют цели взаимодействия общества и природы, ценностные экологические ориентации, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения.

Важнейшим признаком экологической культуры является ответственное отношение личности к окружающей среде (А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина и др.).

Ответственность за состояние и сохранение окружающей среды представляет собой сознательное осуществление личностью и обществом рационального природопользования; деятельность по сохранению для будущих поколений богатства и разнообразия ресурсов биосферы; взаимодействие личности и общества в преобразовании биосферы в ноосферу – сферу разума; органическое единство совершенного экологического сознания личности и ее эмоциональной отзывчивости к природе, к экологическим проблемам, поведения и деятельности в природе.

В структуре экологической культуры личности выделяют следующие компоненты:

Мотивационный: система мотивов экологической деятельности и поведения личности.

Аксиологический: осознание многосторонней ценности природы для общества и человека, природы как общечеловеческой ценности, самоценности природы.

Гностический: система научных и эмпирических знаний о природе и ее компонентах, человеке как составной части природы, взаимодействии человека и природы; знаний экологии, социальной экологии, охраны природы.

Этический (нормативный): система норм и правил поведения и деятельности человека в природе, взаимодействия с природой (экологическая этика).

Операционно-деятельностный: система экологических умений личности, практические экологические умения и навыки, владение различными технологиями взаимодействия с природой.

Эмоционально-волевой: эмоциональная отзывчивость личности к природе, опыт эмоционально-волевого отношения в решении экологических проблем на личностном уровне, достижении оптимизации отношений человека и природы.

Выделенные компоненты свидетельствуют о том, что экологическая культура является интегративным качеством и важнейшим свойством личности, отражающим ее психологическую, теоретическую и практическую готовность ответственно относиться к окружающей среде.

Понятие «экологической деятельности» впервые ввел в научный обиход А.Д.Урсул (1983).

Экологическая деятельность заключается во взаимодействии человека, общества с окружающей природной средой. Все взаимодействия субъекта этой деятельности с ее объектом, т.е. экосредой, приводящие к определенным экологическим последствиям (позитивным или негативным) составляют содержание экологической деятельности.

Основные цели и функции экологической деятельности заключаются в гармонизации отношений человека и природы, устранении всех возможных экологически негативных последствий, сохранении природы и ее позитивного преобразования, создании благоприятных экологических условий для непрерывного ускоренного социального прогресса, устойчивого развития общества и природы.

О состоянии развития экологической культуры личности можно судить по её системным и функциональным критериям. Системные критерии выражают целостные свойства экологической культуры, эти свойства присущи не отдельным компонентам, а экологической культуре как интегративному качеству личности в целом. Функциональные критерии – это проявление свойств отдельных компонентов экологической культуры.

Системные критерии экологической культуры: адекватность экологического сознания и поведения личности; субъектность в экологической деятельности; осознанное восприятие экологических проблем, сложившейся экологической ситуации; способность и потребность к рефлексии своего взаимодействия с природой, взаимодействия других с окружающей средой; гуманное отношение к людям, к окружающей природе; творчество в экологической деятельности; самооценка своей деятельности и поведения в природе; способность к актуализации экологических знаний и умений; соразмерность компонентов экологической культуры личности.

Функциональные критерии экологической культуры: мотивы поведения и деятельности в природе; представления о многосторонней (универсальной) ценности природы для общества и человека; представления о природе как общечеловеческой ценности; система научных экологических знаний; знание экологических проблем современности; оценка современной экологической ситуации; проявление интереса к проблемам взаимодействия человека и природы; знание норм и правил поведения в природе; спектр экологических умений и навыков; владение технологиями экологической деятельности; проявление широкого спектра эмоций при общении с природой; положительный эмоциональный фон экологической деятельности; потребность в познании окружающей природы; потребность в общении с природой и другие.

Признаки экоцентризма:

· ориентированность человека на экологическую целесообразность;

· отсутствие противопоставления человека и природы;

· восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком;

· баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

· Экоцентризм является альтернативой антропоцентризма, господствующего сегодня в практике работы многих учреждений образования.

Признаки антропоцентризма:

· человек как высшая мера всех вещей;

· природа как собственность человека;

· противопоставление человека и природы;

· восприятие природы как объекта воздействия человека;

· прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с природой.

Природу как педагогическое средство можно определить как совокупность материальных и духовных объектов и явлений природы, целенаправленно используемых педагогом для развития учащихся (в педагогическом процессе).

Природа как педагогическое средство непосредственно находит свое вещественное выражение в педагогическом процессе в следующих аспектах:

· компонентах природы (вода, воздух, почвы, растения, животные, минеральные ресурсы и т.д. непосредственно используются педагогом в педагогическом процессе для организации разнообразных видов деятельности учащихся);

· растениях (произрастающих в естественной природе; сельскохозяйственных культурах; комнатных растениях);

· предметах жизнедеятельности растений (листья, коряги, кора, лепестки цветов, шишки, семена, высушенные растения и т.д.);

· животных (диких животных, обитающих в естественных природных условиях, а также содержащихся в вольерах заповедников, зоопарках, живых уголках; сельскохозяйственных животных, разводимых на фермах; домашних животных);

· природных явлениях и процессах (дождь, ветер, восход и заход солнца, роса, туман и т.д. являются содержанием, предметом изучения на уроках, многих воспитательных делах);

· природных ландшафтах (ландшафт – это совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных предметов и явлений природы; например, ландшафт окрестностей сельской школы, ландшафты леса, поля, берега озера и т.д., которые целенаправленно наблюдают, изучают учащиеся, используют в своей деятельности);

· пейзажах (образ природного ландшафта, отраженный в сознании и зрительно воспринимаемый человеком) и т.д.

Основное назначение эколого-педагогической деятельности состоит в создании условий развития экологической культуры учащихся:

· Целеполагание в процессе развития экологической культуры учащихся.

· Педагогическая диагностика уровня развития экологической культуры учащихся.

· Целенаправленное общение учащихся с природой.

· Организация разнообразной экологической деятельности учащихся.

· Экологически ориентированное содержание педагогического процесса.

· Межпредметные связи в процессе развития экологической культуры учащихся.

· Систематичность и непрерывность процесса развития экологической культуры.

· Сочетание глобального, национального и локального (краеведческого) подходов в рассмотрении экологических проблем.

· Единство интеллектуального и эмоционального восприятия природы и практической деятельности по ее улучшению.

· Единство процессов природопользования и природовосстановления во взаимодействии человека и природы.

· Использование искусства в процессе развития экологической культуры.

· Организация мыследеятельности учащихся в процессе экологического образования.

· Организация смыслотворчества учащихся в процессе экологического образования.

· Создание ситуации успеха учащихся в экологической деятельности.

· Диалогичность общения участников процесса развития экологической культуры.

· Организация рефлексивной деятельности участников процесса экологического образования.

· Взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития экологической культуры учащихся.

· Диагностика готовности педагогов к эколого-педагогической деятельности.

· Организация занятий по повышению уровня готовности педагогов к эколого-педагогической деятельности и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.