Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование структуры предложения






Формирование структуры предложения в речи ребенка — спонтанный про­цесс. Никто не учит малыша, осваивающего родной язык, по моделям предложения, как это делается при изучении иностранного языка в зрелом возрасте. Уже в раннем детстве в процессе общения с матерью, во время опосредствованной словом предметной, игровой деятельности формируются основные структурные схемы предложения. Тем не менее, освоение синтаксиса не завершается в раннем возрасте. Оно продолжается и далее в процессе освоения новых форм речи и речевого общения.

Удалось экспериментально выявить условия, влияющие на освоение дошкольником структуры предложения. Такие условия создаются в особых коммуникативных ситуациях: в ситуации игры-драматизации, в ситуации «письменной речи» и в ситуации устного рассказа, который разворачивается как совместно распределенная деятельность.

В ситуации игры-драматизации происходит как бы наглядное моделирование художественного текста через сцены (эпизоды) игры, происходит соотнесение слова и движения, действия, слова и мимики, жеста, взгляда. Происходит многократное восприятие текста. И все это создает благоприятные условия для заимствования форм и конструкций речи, понимания их и активизации. Аналогичное воздействие на речь имеют народные игры «Репка», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди» и др., а также вечера загадок.

В средней группе хорошо инсценировать народные сказки «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Рукавичка», а также ав­тор­ские сказки и рассказы «Поезд» Я. Тайца, «Кто сказал мяу?», «Под грибом» В. Сутеева, «Про глупого мышонка» С. Мар­шака и др. Наряду с сюжетно-ролевыми играми по мотивам фольклорных и литературных произведений в этом возрасте дети уже способны разыгрывать театрализованные представления для родителей, для детей из других групп. Спектакль предъявляет особые требования к выразительности и произвольности речи, вызывает особый эмоциональный подъем.

Но следует заметить, что для переноса речевых умений, по­лу­чаемых детьми в игре, в монологическую связную речь час­то требуются определенные условия. Таким главным условием является включение в педагогический процесс ситуаций устного рассказа, в которых перед ребенком ставится цель оформить свои мысли в виде рассказа, при этом взрослый оказывает необходимую помощь, подсказывая сюжетные ходы, логи­чес­кие связки, а нередко и начало каждого предложения.

Другой ситуацией, благоприятной для формирования син­так­си­чес­кой структуры детских высказываний, является так называемая си­­туация «письменной речи», в которой ребенок диктует свое сочине­ние, а взрослый его записывает. Письменная речь — речь контекст­ная. Ее понимание полностью опирается на языковые знаки (не на ситуацию). При пись­ме замедляется темп речи. Все это созда­­ет условия для того, чтобы ребенок более правильно оформлял свои высказы­вания. В средней группе этот прием может применяться при индивидуальной работе. Это можно делать, составляя аль­бом детского твор­чества, а затем прочитать сочинение детям или родителям. (Чтобы у детей удерживался интерес, на начальных эта­пах педагог сочиняет истории вместе с детьми, подсказывая нача­ло фра­зы, развитие сюжета, новый персонаж; поначалу воспитатель незаметно для детей редактирует их сочинения в процессе само­­диктовки и записи, в дальнейшем дети сочиняют и редактируют ис­тории сами, взрослый их только записывает.) При такой методике со­ставления рассказов совершенствуется связная речь детей и осо­бенно синтаксическая структура предложений, активизируется ис­­пользование простых предложений, имеющих разнообразное стро­­­ение (построенных по разным структур­ным схемам), а также упо­­требление сложносо­чи­нен­ных и сложноподчиненных предложений.

Руководство детским рассказыванием в непосредственном общении должно быть нефор­мал­ьным. Воспитатель может лично участвовать в сотворчестве, радуясь находкам ребенка. Приведем пример совместного рассказывания.

— Давай придумаем с тобой историю о тех, кто живет в этом домике.

Показывается картинка с изображением сказочного домика.

— Как ты думаешь, кто в нем живет?

— Лягушка, что ли? (Увидел лягушку-путешественницу на обложке альбома для рассказов.)

— Ну, давай придумаем историю про лягушку. Жила-была в домике лягушка и... кто еще?

— Муравей.

— Как-то раз муравей и лягушка пошли...

Интонацией незавершенности взрослый приглашает ребенка к сотворчеству — продолжить и завершить высказывание.

— Искать пользу.

— Какая же польза у них? (Искреннее удивление.)

— У лягушки польза — вода, а у муравья — мед.

— Нашли они свою пользу?

— Нашли.

— И что же получилось?

— Чай с медом.

— Ну что ж, давай запишем эту историю в альбом. Замечательная сказка получилась. Ты ее продиктуй мне, а я запишу: «Жили-были...»

— Ну что ж, давай запишем эту историю в альбом. Замечательная сказка получилась. Ты ее продиктуй мне, а я запишу: «Жили-были...»

Не правда ли, в совместном творчестве рождается сочи­не­ние, достойное взрослого сказочника. Но это может произойти не сразу. Не сразу получается законченное монологическое повествование. Поначалу это будет диалог. Важно только не превращать диалог в диктат взрослого. Нельзя все называть ребенку. Пусть ищет сам. А взрослый — рядом, всег­да готов прийти на помощь. Путь же от диалога (вопрос–ответ, предложение–контрпредложение) к монологу лежит через совместный монолог: взрослый начинает фразу, а ребенок — завершает, ребенок продолжает — взрослый ждет, ребенок говорит — взрослый молчит, ребенок замолчал — взрослый подсказывает новый сюжетный ход в виде начала фразы и т. д. Такой совместный монолог, по существу, является также диалогом. Но обязательно роли распределены так, что все, что ребенок может сделать сам, — он делает сам. Взрослый вклю­ча­ет­ся тогда, когда малыш замолкает. И тоже не сразу. Немного надо подождать. Пусть ищет сам. Но не долго. Не надо вымученных сочинений. Должна быть радость, праздник твор­чес­тва! Это взрослому бывает порой очень нелегко творить. А малышу творить не трудно, ему трудно ждать — результат нужен сегодня, сейчас.

Через совместную деятельность, сотворчество ребенок приходит к овладению творческой продуктивной речевой деятельностью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.